Доминантсептаккорд и его обращения
Септаккорды, в отличие от трезвучий, – аккорды диссонирующие и поэтому, независимо от положения в ладу, – неустойчивые. Диссонирующим тономявляется септовый тон, поэтому он считается связанным (несвободным в своем движении), остальные – свободными.
Диссонирующий тон должен быть правильно приготовлен и разрешен.
Строго приготовленная септима – это септима, задержанная от предшествующего аккорда или взятая в поступенном движении (восходящем или нисходящем).
Свободно приготовленная септима – это септима, взятая ходом на терцию или скачком, но только в восходящем направлении. Ходом на терцию или скачком внизсептима не берется!!!
Разрешается септима только поступенным движением вниз или остается на месте при соединении со следующим аккордом (например, при соединении II7 и его обращений с К64 и Т).
Стремление диссонирующего тона к нисходящему разрешению называется структурным тяготением. Помимо структурного тяготения существует еще и тяготение ладовое. Эти два тяготения могут не совпадать (например, во II7 септовый тон благодаря структурному тяготению движется вниз, что противоречит ладовому тяготению VII ступени в I). В V7 структурное и ладовое тяготения совпадают.
Структура V7 – малый мажорный септаккорд – делает его единственным и неповторимым в диатоническом мажоре и миноре.
В ладовом отношении это самый сильный аккорд доминантовой функции (собирает все признаки доминанты: функциональный бас, вводный тон и диссонантность).
Бывает полным и неполным (с пропуском квинтового тона и удвоением основного).
Доминантсептаккорд (V7)
Соединение:
Разрешается только в I53, причем это соединение обычно «приберегается» для полного каданса.
Полный V7 разрешается чаще в неполное I53 с утроенным основным тоном (ПРИМЕР 45а), но может разрешаться и в полное I53 – если вводный тон находится в одном из средних голосов, то он может идти вниз в V ступень (ПРИМЕР 45б).
Неполный V7 разрешается в полное I53 (ПРИМЕР 45в). Кроме того, в полном совершенном кадансе V7 в основном тоне может разрешаться в I53 в основном тоне (полное и неполное) с параллельными октавами в крайних голосах (ПРИМЕР 45г). Это единственное соединение, в котором разрешены параллельные октавы!!! Для некоторого смягчения этого параллелизма бас и сопрано следует вести в противоположных направлениях.
ПРИМЕР 45
а) б) в) г)
D-dur
V7 I V7 I V7 I V7 I
полн неп полн полн неп полн неп неп
V7 может соединяться с VI53 в прерванном обороте. Это соединение встречается в любом месте формы.
Полный V7 соединяется с VI53 так же, как и V53 (бас и голос, содержащий вводный тон, идут поступенно вверх, остальные голоса – вниз).
Неполный V7 соединяется с VI53 следующим образом: бас и вводный тон движутся поступенно вверх, септовый тон – поступенно вниз, а основной тон в одном из верхних голосов – скачком вверх или вниз в I ступень, являющуюся терцовым тоном VI53. В результате в VI53 удваивается терцовый тон. Если V7 взят в терцовом тоне тесно, то в соединении с VI53 образуется перекрещивание. Оно допустимо, но если возможны другие варианты гармонизации, его лучше избегать.
Перед V7 в прерванном обороте следует по возможности избегать субдоминант на VI ступени, лишающих прерванный оборот яркости.
ПРИМЕР 46
V7 VI V7 VI
полн неп
Приготовление:
V7 может быть приготовлен тоническими аккордами (I53 и I6), К64, трехзвучными доминантами (V53 и V6), а также субдоминантовыми аккордами на IV, VI и II ступенях (IV53, II6, IV6 и II53). При приготовлении тоническими аккордами септима при плавном голосоведении берется поступенно вниз или вверх (оказываясь проходящей или вспомогательной). При приготовлении доминантовыми аккордами – поступенно вниз (проходящая) или восходящим терцовым ходом (свободная). При приготовлении субдоминантовыми аккордами IV ступень обычно остается от предшествующего аккорда, и септима оказывается задержанной. Реже других аккордов готовит V7 VI53: перед прерванным оборотом его использование бессмысленно, в кадансе, где V7 разрешается в I53, применяются более сильные и яркие субдоминантовые аккорды.
Следует обратить внимание на то, что IV53 в мажоре и миноре и II6 в миноре соединяются только с неполным V7, в то время как IV6, II53 (возможное только в мажоре) и II6 в мажоре могут соединяться как с полным V7, так и с неполным.
ПРИМЕР 47
I V7 I6 V7 K64V7 IV V7неп II6 V7неп II6 V7полн
d-moll
II6 V7п II6 V7неп IV6 V7п IV6 V7неп II V7неп II V7п V V7п V V7неп V6 V7
Доминантовый квинтсекстаккорд (V65)
Этот аккорд применяется там, где требуется мелодизация баса. Не встречается в кадансах (полных совершенных и половинных, но иногда используется в полных несовершенных). В отличие от V6, который может соединяться и с I53, и с I6, и с VI53 (в обороте I53 – V6 – VI53), V65 разрешается только в I53.
Готовиться V65 может всеми изученными ранее трезвучиями и секстаккордами и вспомогательным IV64 в начальном обороте. Поскольку к вводному тону допустимы только нисходящие скачки, в соединениях I6, IV53, II6 (в обоих ладах) и VI53 (в миноре) с V65 бас идет вниз. В соединении IV6 с V65 в миноре либо бас идет на ум.7 вниз, либо используется мелодический минор. В этом соединении (в обоих ладах) в средних голосах допустимы параллельные чистые квинты.
ПРИМЕР 47
V V65 I V6V65 I I V65 I I6V65 I IV V65 I II6V65 I II V65 I IV6V65 I VI V65 I
Доминантовый терцквартаккорд (V43)
Как и другие доминанты на II ступени, V43 обычно используется как проходящий между I53 и I6. Соединение I53 – V43 – I6 уникально!!! В нем регламентированы два нарушения норм голосоведения: параллельные квинты (ум. – ч.) с участием сопрано и движение септимы вверх (единственный случай !!!). Ход септимы наверх обусловлен инерцией мелодического движения и параллелизмом децим. Скрытый параллелизм ум.5 – ч.5 смягчается движением к секстаккорду.
ПРИМЕР 48
I V43 I6 I6 V43 I
В отличие от V64, аккорда несамостоятельного, применяющегося только в качестве проходящего, V43 появляется и вне проходящих оборотов, например, после IV53, II6 и II53. После оборотов IV53 – V43 и II6 – V43 лучше брать Т в виде I6 (опевание в басу) с удвоенной терцией (это удвоение следует оправдать дальнейшим движением голосов).
ПРИМЕР 49
IV V43 I6 II6 K64 V7 I II6 V43 I6 II6 K64 V7 I II V43 I
Доминантовый секундаккорд (V2)
Доминантовый секундаккорд отличается функциональной противоречивостью (D на S) и потому очень динамичен. Применяется на всех участках формы: в экспозиционных и развивающих оборотах, в полном несовершенном кадансе, на грани предложений после половинного каданса.
Разрешается только в I6.
Готовится:
1) D: чаще V53 (с задержанием верхних голосов или их перемещением), реже V6 (с восходящим скачком баса на ум.5).
2) Т: I53 с восходящим квартовым скачком баса к септовому тону V2. I6 неубедителен в качестве готовящего V2, т.к. является его разрешением.
3) К64: в полном несовершенном и в половинном кадансах (в половинном кадансе делает мелкой или вообще упраздняет цезуру).
4) S: IV53 и II6 с задержанием септимы, II53 (в мажоре) с восходящим терцовым ходом баса, IV6 (редко) с восходящим секстовым скачком баса.
ПРИМЕР 50
V V2 I6 V6 V2 I6 I V2 I6 K64 V2 I6
IV V2 I6 II6 V2 I6 II V2 I6 IV6 V2 I6
Скачки в соединениях с V7 и его обращениями
При приготовлении:
1) Восходящие скачки к септовому тону.
2) Скачки в других голосах при строго приготовленной септиме.
ПРИМЕР 51
V6V65 I V V2 I6 I6 V43 I IV6V65 I IV6V65 I V V2 I6 II6 V2 I6
При разрешении:
Скачки возможны только в голосах, не содержащих септовый тон (септима разрешается поступенно вниз!). Особенно много разнообразных скачков при разрешении V2 в I6 (нет опасности скрытых параллелизмов), в том числе и в двух голосах одновременно.
ПРИМЕР 52
V2 I6 V65 I I V43 I6 V7 I
Перемещения V7 и его обращений
При перемещении четырехзвучного аккорда и при соединении его различных обращений септима должна оставаться на месте. Как исключение, септовый тон может взаимно перемещаться с квинтовым или терцовым (если нет других вариантов гармонизации). Взаимное перемещение септового и основного тонов исключено!!! Если в мелодии септима появляется после основного тона, то сначала берется трехзвучный аккорд, а затем четырехзвучный.
ПРИМЕР 53
V7 V2 V65V7VI V7 I V43V2 I6 V7 I V6 V65