Особенности русского ударения. Слог. Слогораздел в русском языке

Практическое занятие №2.

Теоретические вопросы


1. Понятие о словесном ударении (самостоятельно по учебнику):

а) характер русского ударения;

б) функции ударения;

в) фразовое, тактовое, логическое ударение;

г) слабое и побочное ударение; клитики.

2. Слог и слогораздел в русском языке:

а) теории слога: экспираторная, сонорная, динамическая;

б) типы слогов в русском языке;

в) слогораздел; принципы слогоделения в современном русском языке; закон восходящей звучности.

Подготовиться к терминологическому диктанту по теме: словесное ударение, фразовое ударение, тактовое ударение, фонетическое слово, клитики, проклитики, энклитики, слог, закон восходящей звучности, слоговые и неслоговые звуки, неприкрытый и прикрытый слог, закрытый и открытый слог, дифтонг, слогораздел.


Практические задания

1. Назовите слова, состоящие из следующих звуков

I. 1. Согласный, губно-губной, смычный взрывной, шумный, звонкий, твёрдый. 2. Гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный. 3. Согласный, среднеязычный, звонкий, мягкий. 4. Согласный заднеязычный задненёбный, смычный взрывной, шумный, глухой, твёрдый. 5. Гласный среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный.


II. 1. Согласный среднеязычный средненёбный, щелевой срединный, сонорный, звонкий, мягкий. 2. Гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный. 3. Согласный переднеязычный передненёбный, щелевой срединный, шумный, звонкий, твёрдый. 4. Гласный среднего ряда, верхнесреднего подъёма, нелабиализованный. 5. Согласный заднеязычный задненёбный, смычный взрывной, шумный, глухой, твёрдый.

2. Укажите безударные и слабоударяемые слова в тексте:

Я к вам пишу: случайно! Право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право.

И что скажу вам? – ничего!

(М. Лермонтов)

3. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих формах (различает формы одного и того же слова, некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах):

Бегом – бегом, кружки – кружки, руки – руки, хлопок – хлопок, ношу – ношу, атлас – атлас, Машина – машина, просите – просите.

4. По толковому словарю определите, в каких случаях различие в месте ударения связано с различием в лексическом значении.

Хаос – хаос, мокрота – мокрота, угольный – угольный, иначе – иначе, языковой – языковый, творог – творог.

5. Определите, подвижное или неподвижное формообразовательное ударение в словах: вензель, бровь, глупость, губа, слон, ужас, лицо, глубокий, сильный, сказать, плакать.

6. Затранскрибируйте слова, обозначьте уровни сонорности звуков цифрами (4 – для гласных, 3 – сонорные согласные, 2 – шумные звонкие согласные, 1 – шумные глухие согласные). Постройте схемы сонорности для этих слов.

Подберёзовик, байдарка, её, исключительный, взвизгнул, чьи, подкрашенная, длиннее.

Её [j’иэ j’о]

Особенности русского ударения. Слог. Слогораздел в русском языке - student2.ru Особенности русского ударения. Слог. Слогораздел в русском языке - student2.ru Особенности русского ударения. Слог. Слогораздел в русском языке - student2.ru 4--------.-------.-

3----.------.------

2------------------

1------------------


7. Затранскрибируйте слова, цифрами обозначьте уровни сонорности звуков. Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте каждый слог (ударный-безударный, предударный-заударный для безударных, неприкрытый-прикрытый, открытый-закрытый, восходящая, нисходящая, ровная, восходящее-нисходящая звучность).

Командирский, крейсерский, истопник, астрономия, её, сумрачный, стандартность, лепесток, портретный, орфограмма, окружающая, капризничать, сверкание.

Аудиторные задания

1. Определите, в каких предложно-падежных формах наблюдаются проклитики, а в каких – энклитики.

На руки, на горе, на сосну, на зиму, за нос, за стол, по лесу, на автобусе, под ноги, на пол, до верху.

2. Найдите слова 1) безударные (проклитики и энклитики); 2) со слабым ударением; 3) с побочным ударением.

Ты, брат, погоди. Никто, кроме тебя, это не сделает. Хоть и собрался ты на два дня. Энергохозяйство наше хоть и стало на ноги, но без тебя нам не справиться.

3. Данные слова разделите на слоги, на морфемы и для переноса. Охарактеризуйте каждый слог.

Дедушка, измерение, бесцельный, ясность, высказывание.

4. Определите, сколько фраз в приводимом ниже отрывке. Затранскрибируйте текст. Разбейте выделенные слова на слоги.

Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось, заслонённое тяжёлыми чёрными тучами, что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье, что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге… (И. Тургенев)

5. Затранскрибируйте текст, разбейте слова на слоги.


Кто открывал материк чужой,

Кто умирал от стрелы случайной, -
Всё покрывалось морской водой,
Всё заливалось прохладной тайной.

Литература


1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.
2. Русский язык: В 2-х частях. Ч. I / Под ред. Л. Ю. Максимова. – М., 1989.
3. Современный русский язык / Попов Р. Н., Маловицкий Л. Я., Валькова Д. П., Фёдоров А. К. – М., 1986.

4. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2001.

План полного фонетического анализа слова

1. Выписать слово из контекста

2. Поставить в слове ударение, расставить над безударными гласными их степени редукции

3. Затранскрибировать слово

4. Разделить слово на слоги (на слоги делим в транскрипции!)

5. Охарактеризовать каждый слог по схеме: ударный-безударный; если безударный, то каков он по отношению к ударению – предударный или заударный; прикрытый-неприкрытый; открытый-закрытый; восходящая, нисходящая, восходящее-нисходящая или ровная звучность

6. Выписать каждую букву слова, рядом указать обозначаемую ей фонему и звук; охарактеризовать каждый звук по схеме:

а) для гласных: гласный, ударный или безударный; если безударный, то редуцированный или нередуцированный; ряд образования; подъём образования; лабиализованность, если есть;

б) для согласных: согласный; по участию шума или голоса – сонорный или шумный; глухой или звонкий, парный или непарный по звонкости-глухости; место образования; способ образования; твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости-мягкости.

7. Указать количество букв, фонем и звуков.

8. Указать фонетические процессы в области гласных и согласных (для гласных – редукция; для согласных - чередования).

Наши рекомендации