Определение потоков насыщения
Цель работы – Приобретение навыков определения потоков насыщения экспериментальным и эмпирическим методами.
Оборудование:
Секундомер, авторучка, калькулятор, блокнот.
Требуется:
1. Определить поток насыщения экспериментальным методом для каждого направления каждой фазы регулирования, на одном из регулируемых перекрестков УДС г. Тамбова.
2. Определить поток насыщения на том же перекрестке эмпирическим методом.
3. Полученные значения занести в таблицу 3.3.
4. Сравнить полученные значения, сделать выводы.
Основные теоретические положения.
Определение потоков насыщения экспериментальным методом.
Для каждого направления данной фазы регулирования поток насыщения определяют путем натурных наблюдений в периоды, когда на подходе к перекрестку формируются достаточно большие очереди транспортных средств. Порядок определения потока насыщения должен быть следующим:
1. Одновременно с включением зеленого сигнала включить секундомер и регистрировать по видам транспортные средства, пересекающие стоп-линию и движущиеся по одной из полос.
2. Выключить секундомер в момент пересечения стоп-линий последним автомобилем очереди.
3. Записать показание секундомера и подсчитать число прошедших за это время приведенных транспортных единиц.
4. Повторить замеры 10 раз. (При достаточно длинной очереди на полосе, состоящей из 10—15 автомобилей и более, можно ограничиться 3—5 замерами.)
5. Определить поток насыщения для данной полосы движения в данной фазе и данном направлении движения
МНjk = 3600/n (m1/t1+m2/t2+... + mn/tn), (3.1)
где п — число замеров; т — число приведенных транспортных единиц, прошедших через стоп-линию за время t; t1, ..., tn — показания секундомера, с; j— номер направления движения; k—номер полосы.
6. Повторить операции, перечисленные в пп. 1—5, для каждой из оставшихся полос рассматриваемого направления данной фазы. Просуммировав полученные результаты, получить показатель Мнij — поток насыщения для одного из направлений данной фазы.
7. Определить поток насыщения Мнij в соответствии с методикой, изложенной в пп. 1—6, для других направлений рассматриваемой фазы, а также для всех направлений движения других фаз регулирования.
Определение потоков насыщения эмпирическим методом:
Для случая движения в прямом направлении по дороге без продольных уклонов поток насыщения рассчитывают по эмпирической формуле, которая связывает этот показатель с шириной проезжей части, используемой для движения транспортных средств в данном направлении рассматриваемой фазы регулирования.
Эти потоки определяются для всех направлений перекрестка в каждой фазе. Для четырехстороннего перекрестка таких направлений – 12, для трехстороннего – 6. Если ширина проезжей части находится в пределах от 5,4 до 18 м, то поток насыщения для движения прямо определяется по формуле:
, (3.2)
где
- ширина проезжей части (полосы движения), м;
i – номер полосы движения;
j – номер фазы.
При ширине проезжей части менее 5,4 м потоки насыщения для движения прямо определяются по таблице 3.1.
Таблица 3.1
5,1 | 4,8 | 4,2 | 3,6 | 3,3 | 3,0 | |
М, ед/ч |
В зависимости от продольного уклона дороги на подходе к перекрестку расчетное значение меняется. Каждый процент уклона на подъеме снижает, а на спуске увеличивают поток насыщения на 3 %.
Если суммарная интенсивность лево- и правоповоротного потоков составляет более 10% от общей интенсивности движения в данной фазе и отдельные полосы для них не выделены, то расчитанные по формуле 3.2 потоки корректирует:
, (3.3)
где
a, b, c – интенсивность движения транспортных потоков прямо, налево и направо соответственно в процентах от общей интенсивности в рассматриваемом направлении данной фазы регулирования.
Для право- и левоповоротных потоков, движущихся по специально выделенным полосам, поток насыщения Mijпов определяется в зависимости от радиуса поворота R по формулам:
- для однорядного движения
,(3.4)
- для двухрядного движения
, (3.5)
где
- радиус поворота, м;
- средний радиус поворота двух полос, м.
Радиус поворота может быть определен по плану перекрестка, вычерченного в масштабе. При двухрядном движении в формулу (3.5) подставляют среднее значение радиуса.
Факторы, влияющие на поток насыщения, учитывают с помощью поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты отражают условия движения на перекрестке (табл. 3.2), которые можно подразделить на три группы: хорошие, средние и плохие. Отнесение условий на данном направлении движения через перекресток к одной из групп влечет за собой изменение потока насыщения. Его значение, определенное по формулам 3.1 – 3.5 или по данным табл. 3.1, должно быть умножено на соответствующий поправочный коэффициент.
Таблица 3.2
Условия движения | Описание условий | Поправочный коэффициент |
Хорошие | Отсутствует влияние пешеходов и стоящих автомобилей. Хороший обзор, достаточная ширина проезжей части на выходе с перекрестка. В темное время суток освещение перекрестка в пределах норм. | 1,2 |
Средние | Наличие характеристик из групп «Хорошие» и «Плохие» условия. | 1,0 |
Плохие | Низкая средняя скорость движения. Неудовлетворительные ровность и сцепные качества покрытия. Имеется влияние стоящих автомобилей, конфликтов с транспортными потоками при поворотном движении, пешеходов. Плохой обзор перекрестка, слабая освещенность проезжей части. | 0,85 |
Таблица 3.3 Итоговые результаты