Технологии РКМ: Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации.
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования
Санкт-Петербургский музыкальный колледж
имени Н. А. Римского-Корсакова»
Дисциплина «Естествознание». Преподаватель Солодкова Таьтяна Михайловна
Разработка занятия
Тема. Солнечная система. Планеты Солнечной системы
Технологии РКМ: Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации.
Планируемые результаты обучения:
1. Учащиеся осознают смысл термина «техника» как реальность; выстраивают взаимосвязи между созданной человеком искусственной средой и техникой; выявляют факторы, определяющие развитие техники.
2. Учащиеся умеют выделять основную мысль в тексте учебника, сопоставлять объекты один с другим; развивают умения слушать и слышать партнеров.
Используемая технология: Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий, ключевых слов темы с последующим их сравнением; упрощенный вариант технологии рефлексивного чтения.
Форма работы: индивидуальная работа, групповая работа и работа в сменных малых группах.
Предполагаемый ход урока:
1. Актуализация астрономических знаний; повторение материала по природоведению (естествознанию), физике и астрономии. Беседа.
2. Учащиеся делятся на группы примерно по четыре человека. После краткого вступления ( 15 сек) учитель предлагает просмотр видео «3D Путешествие по солнечной системе» 15.11мин, по ходу которого учащиеся заполняют таблицу 1. Далее каждая группа получает тексты с описанием планет и справочный материал для получения дополнительной информации. Обсудить в группе, после чего озвучить по принципу дополнения.
Название стратегии
Концептуальная таблица: Сравнение трех и более аспектов или вопросов. Работа с текстовой информацией любого рода. По горизонтали: черты и свойства, по которым происходит сравнение. По вертикали: то, что подлежит сравнению.
Категории сравнения | ||||||
Планеты Солнечной системы | Расстояние от Солнца млн.км | диаметр | масса | период обращения вокруг оси\дней | Сидерический период обращения \троп, лет* | Группа 1, 2** |
Меркурий | ||||||
Венера | ||||||
Земля | ||||||
Марс | ||||||
Юпитер | ||||||
Сатурн | ||||||
Уран | ||||||
Нептун | ||||||
Плутон |
* Тропический год = 365,242190 сут. по 86400 с СИ.
** 1 группа –планеты земного типа; 2 группа планеты-гиганты.
На экране:
http://www.solsys.ru/zemlya.htm Солнечная система. Планеты.
Здание2. Подготовить сообщения по темам: 1. О планетных телах как типе космических тел; основных классах и группах космических тел.
3. О планетных системах и основных закономерностях в их строении, структуре и составе. Учащиеся делятся на две группы, работают над материалом, каждая по своей теме. Заполнение таблицы. Затем один из участников группы докладывает материал; дополнение таблиц, обсуждение, уточнение.
Типы космических тел | Классы космических тел | Группы космических тел | Энергетика | Системы, образуемые данными группами и классами космических тел |
Следующая группа вопросов:
1. О космогонии планетных систем.
2. Об образовании Солнечной системы
3. О структуре, составе и строении Солнечной системы
4. Просмотр видеоматериалов «Дальние планеты Солнечной системы: образование Солнечной системы 2.57»
Преподаватель излагает материал : лекция.
Согласно современным теориям звездообразования практически все одиночные медленновращающиеся звезды спектральных классов F5 - M9 массой менее 10 М¤ должны обладать планетными системами. Планетные системы должны быть у 30-50% звезд Галактики - у 30-50× 109 звезд! Однако в силу низкой собственной светимости и близости к своим центральным светилам планетные системы представляют очень трудный объект для астрономических наблюдений.
Далее излагаются космогонические сведения о происхождении планетных систем и планетных тел.
На экране демонстрирутся рис 1. Образование планетных систем и планетных тел.
Изложение материала начинается с повторения (напоминания) понятия "космические процессы".
Сообщаем учащимся, что одним из наиболее интересных и важных для современной науки, для понимания причин возникновения жизни и разума на Земле и во Вселенной является космический процесс образования космических объектов.
Происхождение и развитие космических объектов изучает отдельный раздел астрономии – наука космогония.
Одним из главных направлений исследований космогонии является изучение условий и процессов возникновения планетных систем и планетных тел.
Рис. 2. Формирование Солнечной системы как пример образования планетных систем
Изложение нового материала завершается кратким описанием структуры, состава и строения Солнечной системы: учащимся предлагается поработать с тестами.
Подведение итогов урока — рефлексия:
Изученный материал закрепляется в ходе общей беседы по вопросам, не до конца понятым или особо интересным школьникам и при составлении обобщающих и классификационных таблиц и схем:
Составляем классификационную схему "Планетные тела" , каждый в своей тетради. Один ученик выполняет это задание на доске. Сравниваем, исправляем.
Рис. 5 Классификационная схема «Планетные тела».
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор, сообщения учеников, тексты с описанием планет: Земля, Луна, Нептун, схема “Планеты Солнечной системы», тест «Планеты Солнечной системы».
Наглядные пособия и демонстрации:
- фотографии, схемы и рисунки строения Солнечной системы и внесолнечных планетных систем, внутреннего строения планетных тел;
- кинофильмы (фрагменты кинофильмов): "Планетная система";
- таблицы: "Солнечная система";
- наглядные пособия и ТСО: теллурий; демонстрационная модель планетной системы.
http://www.solsys.ru/zemlya.htm Солнечная система. Планеты.
http://astro.uni-altai.ru/SolarSys/Sun.html Солнце \ БГПУ. Астрономия для школьников. Физический факультет
http://video.yandex.ru/#search?text=all&id=36762286-09-12 3D Путешествие по солнечной системе 15.11мин
http://www.youtube.com/watch?v=pg9gelaIJmM Планеты Солнечной системы 3.53
http://kiwi.kz/watch/p6iw4m52lr3c?direct=1 Дальние планеты Солнечной системы: образование СС 2.57
http://www.astronet.ru/ Российская Астрономическая сеть
http://interneturok.ru/profile/favorites
http://giperkosmos.ru/solsys.htm
Учебная литература:
Академический школьный учебник. Естествознание 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. И.Ю. Алексашиной. М., «Просвещение» 2008.
Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Садохин А.П. М, 2011
Петелин А. Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. Естествознание: учебник. М., ФОРУМ, 2010.