Слово Мудрости Волхва Велимудра 2 страница
"Для каждого свершения или благого деяния, а также для события в жизни человеческой есть определённое свы-ше время и место. А посему, коие деяния надлежит исполнить, исполняйте без промедления и без спешки. Сози-дайте люди, что в состоянии создать, а получится то, что предначертано Богами".
"Слушайте, чада Родов Расы Великой и Потомки Рода Небесного, слова мои. Запомните и передайте потомкам вашим. Будущее для всех Родов ваших проистекает из прошлого Родов ваших, ибо вы сами сотворяете своё Бу-дущее, ведомые Любовью, живущей в сердцах. Если никогда не было в Прошлом Любви в Сердцах и Родах ва-ших, то нет и Будущего для Родов ваших, а значит безсмысленно и Настоящее. Ибо всё, что сотворите для Родов ваших и потомков ваших, обратится в прах. Запомните, будет Любовь в сердцах – значит, будет и Будущее у Ро-дов ваших".
Сага об Инглингах
Издание Древнерусской Инглiистической церкви Православныхъ Староверовъ-Инглинговъ.
Асгардъ Ирийский (Омскъ)
Лето 7507 от С.М.З.Х.
Предисловие
В 1999 году исполнилось 820 лет со дня рождения Снорри Стурлусона, самого прославленного из исландцев, а с тех пор, как он записал "Круг Земной", продиктованный древними Жрецами, прошло почти восемь столетий. Од-нако можно смело сказать, что тот, кто прочтет это знаменитое древние Священное предание, не пожалеет затра-ченного времени. "Круг Земной" - это яркий и драматичный, но в то же время исключительно правдивый рассказ, о судьбах сотен людей, действительно существовавших в древние времена, но мертвых уже многие века, бога-тейшая галерея человеческих образов, нарисованных с гениальной простотой. Герои и героини произведения го-ворят и действуют как живые. Снорри Стурлусон ничего не сообщает о том, что они думают или чувствуют. Но тем сильнее показан их прекрасный образный внутренний мир, такой непохожий на тот, который характерен для современного человека, и который проглядывает из их слов и поступков.
"Круг Земной" - это вместе с тем единственная в своем роде сокровищница, из немногих сохранившихся до наших дней сведений о далеком прошлом Северных Стран. О ее легендарных исторических и мифических временах, о бурной эпохе викингов и других народов. О богатых событиями первых веках существования скандинавских государств. При этом, хотя на протяжении большей части книги в центре поля зрения Снорри Стурлусона - Скандинавские страны, она содержит также массу ценнейших сведений и об остальной Европе - от Ирландии, Шотландии и Англии на западе, Белого Моря на севере, Византии и Скифии на юге, до Гардарики (Славении - Новгородской Руси) и Роси (Киевской Руси) на востоке Европы, и Великой Страны Асов за Уральскими горами (Свитьод, Свята Раса, Беловодье), на территории нынешней Западной и Восточной Сибири. Но поразительно, что, несмотря на обилие сообщаемых сведений и в противоположность тому, что обычно имеет место во всевозможных "историографических" сочинениях, в бессмертном творении великого исландца основным объектом изображения все время остается человек.
"Круг Земной" давно переведен на большинство европейских языков, но до издания нашей Книги существовал лишь один перевод на русский язык О. А. Смирницкой, и несколько небольших отрывков, переведенных разными людьми, которым не безразлична настоящая Истина, сохраненная в Рунических текстах.
В настоящем издании мы не ставили целью отвергнуть версии перевода "Саги об Инглингах"[1] О. А. Смирниц-кой и других переводчиков. Мы считаем, что Текст повествования "Саги об Инглингах" в редакции Капен-Инглинга отца Александра (Хиневич А. Ю.), излагается ближе к Руническому оригиналу, который хорошо согла-суется с другими Руническими текстами, чем англоязычный перевод или латинизированная версия. Из текста ис-ключены по возможности все более поздние вставки и названия, а комментарии вы можете прочитать в конце текста.
Дiй Владимиръ (Иванов Н. И.)
Старейшина Долинной Общины
Древнерусской Инглиистической церкви
Православных Староверов-Инглингов.
Асгардская Весь, Беловодье.
Лето 106777 от Основания Асгарда (1999г.)
I (1)
Круг земной[2], где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются боль-шие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда[3]. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света[4]. Та, что к востоку, зовется Асией[5], а ту, что к западу, некоторые называют Венеей, а некоторые Энеей[6]. К северу от Черного моря расположена Вели-кая, или Холодная Скифия[7]. Некоторые считают, что Великая Скифия не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей[8]. Северная часть Скифии пустынна из-за мороза и хо-лода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Скифии много больших облас-тей. Там много также разных народов и языков. Там есть великорослые люди и карлики, и смуглые люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами засе-ленных мест, течет по Скифии река, правильное название которой Рожденная в ледниках. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль[9]. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Ванахейм. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется ныне Азией, а та, что к западу, - Европой.
II (2)
Страна в Аcии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называ-лась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было Большое Капище[10]. По древнему обычаю в нем было двенадцать Верховных Жрецов[11]. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались Диями[12], или Владыками. Все люди должны были их слушать и их почитать. Один был вели-кий воин и Великий Жрец, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и это им помогало. Один считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.
III (3)
У Одина было два брата. Одного из них звали Be [Стар], а другого Вили [Винг]. Они правили Страной Асов, ко-гда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья разделили его наследство и хранили его, и оба брали жить к себе его жену, Фригг[13]. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену и наследство.
IV (4)
Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись Великими Дарами[14]. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Страну Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или на Собрании Вождей и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голо-ву, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произ-нес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.
Один сделал Ньёрда и Фрейра Жрецами, и они были Диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была Жри-ца. Она первая научила Асов использовать ведовство, чтобы колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак[15] с такими близкими родичами.
V (5)
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад[16]. Он отделяет Великую Скифию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители Ромеев[17] ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять се-верную окраину мира. Он посадил своих братьев Be [Стара] и Вили [Винга] правителями в Асгарде, а сам отпра-вился в путь и с ним все Дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики[18], а затем на юг в Страну Саксов[19]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина[20] на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась оттуда в Страну Ётунов[21] и зачала там от одного ётуна четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре[22]. А там, где прежде была земля, стало озеро. Оно называется Лег. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. Браги Старый[23] сказал так:
Нарастила, Гюльви
Обморочив - бычьи
Вздулись жилы - Гевьон
Край презнатно датский.
В восемь звезд воловьи
Лбы светили, быстро
Шли с добычей через
Пажить звери ражи.
А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело ми-ром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется Ста-рые Сигтуны[24], построил там Большое Капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и Жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр - в Уппсале, Хеймдалль - в Химинбьёрге, Тор - в Трудванге, а Бальдр - в Брейдаблике[25]. Всем им Один дал хо-рошие жилища.
VI (6)
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним Дии пришли в Северные Страны[26], то они стали обучать лю-дей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его Жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги[27], ярились, как злые собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали врагов, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками[28].
VII (7)
Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир, - на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его назы-вали владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил Рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется ведовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим ведовством, так что ему обучались Жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел.
Эти его искусства очень его прославили. Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил Жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и ведовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так велдовство очень распространилось и долго держалось. Люди почитали Одина и девятерых Диев, Верховных Жрецов, называли их своими Богами[29] и долго верили в них[30].
От имени Один пошло имя Аудун[31], и люди так называли своих сыновей, а от имени Тора пошли имена Торир или Торарин, а в сочетании с другими словами — Стейнтор или Хавтор и многие подобные.
VIII (8)
Один ввел в своей Стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжи-гать на костре[32] вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Валхаллу[33] с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы[34] надо было приносить жертвы Богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Стране Свеев[35] люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.
Ньёрд женился на женщине по имени Скади. Но она не захотела жить с ним и вышла потом замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг[36]. О нем сочинил Эйвинд Погубитель Скальдов такие стихи:
Родился
Сеятель злата[37]
У Всеотца
С великаншей[38].
Когда были
Диса-лыжница[39]
И родич Асов[40]
Женой и мужем.
Там вдвоем
Породили
Многих сынов
Один и Скади.
К Сэмингу возводил свой род Ярл Хакон Могучий. Эта Страна Свеев называлась Жилищем Людей, а Великая Скифия называлась Жилищем Богов. Об Асгарде есть много рассказов.
IХ (9)
Один умер от болезни в Стране Свеев. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присво-ил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Асгард и будет там принимать своих друзей. Свеи[41] решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся Свеям перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом.
Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
Ньёрд из Ноатуна стал тогда правителем Свеев и совершал жертвоприношения. Свеи называли его своим Владыкой. Он брал с них дань. В его дни царил мир, и был урожай во всем, и Свеи стали верить, что Ньёрд дарует людям урожайные годы и богатство. В его дни умерло большинство Диев. Все они были сожжены, а потом им приносили жертвы. Ньёрд умер от болезни. Он тоже велел посвятить себя Одину, когда умирал[42]. Свеи сожгли его и очень плакали на его могиле.
Х (10)
Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой Свеев, и он брал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале Большое Капище[43], и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель, и там было все его богатство. Отсюда пошло Уппсаль-ское богатство[44] и всегда с тех пор существует. При Фрейре начался мир Фроди[45]. Тогда были урожайные годы во всех странах. Свеи приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других Богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам. Его женой была Герда дочь Гюмира. Их сына звали Фьёльнир. Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его Роде почетным званием, и его Родичи, произошедшие из древних Родов, назывались Инглингами.
Фрейр заболел, и когда ему стало совсем плохо, люди стали совещаться и никого не пускали к нему. Они насыпа-ли большой курган и сделали в нем дверь и три окна. А когда Фрейр умер, они тайно перенесли его в курган и сказали Свеям, что он жив, и сохраняли его там три года. Все подати они ссыпали в курган, в одно окно — золо-то, в другое — серебро, а в третье — медные деньги. И благоденствие и мир сохранялись.
Фрейя стала тогда совершать жертвоприношения, так как из Богов она одна оставалась в живых, и она тогда очень прославилась, так что ее именем стали звать всех знатных женщин, а также всякую владелицу своего иму-щества и всякую хозяйку, у которой есть свое добро. Фрейя[46] была очень непостоянна. Ее мужа звали Од. Ее дочерей звали Хносс и Герсими[47]. Они были очень красивы. По их имени называются самые драгоценные со-кровища.
Когда все Свеи узнали, что Фрейр умер, а благоденствие и мир сохраняются, они решили, что так будет все вре-мя, пока Фрейр в Стране Свеев, и не захотели сжигать его, и назвали его Богом благоденствия, и всегда с тех пор приносили ему жертвы за урожайный год и мир.
ХI (11)
Фьёльнир, сын Ингви-Фрейра, правил тогда Свеями и богатством Уппсалы. Он был могуществен, и при нем ца-рили благоденствие и мир. В Хлейдре правил тогда Фроди Миротворец[48]. Фьёльнир и Фроди навещали друг друга и дружили. Раз, когда Фьёльнир отправился к Фроди на Селунд, там были сделаны приготовления к боль-шому пиру и созваны гости со всех стран. У Фроди были просторные палаты. В них был огромный чан, высотой в много локтей и скрепленный большими бревнами. Он стоял в кладовой, и над ним был чердак, а в чердаке пола не было, так что лили прямо сверху в чан, и он был полон мёда. Это был очень крепкий напиток. Вечером Фьёль-нира и его людей провели на ночлег на соседний чердак. Ночью Фьёльнир вышел на галерею за нуждой. А был он сонный и мертвецки пьяный. Возвращаясь туда, где он спал, он прошел вдоль галереи и вошел в другую дверь, оступился там и свалился в чан с медом и там утонул. Тьодольв из Хвинира говорит так:
Рок настиг,
Обрек смерти
Фьёльнира
В доме Фроди.
Ждал конец
Вождя ратей[49]
В бухте безбурной
Бычьих копий[50].
ХII (12)
Свейгдир стал править после своего отца. Он дал обет найти древний Асгард и старого Одина. Он ездил сам по всему свету. Он побывал в Стране Турок и в Великой Скифии и встретил там много Родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет. Затем он вернулся в Страну Свеев и жил некоторое время дома. Он женился на женщине по имени Вана. Она была из Ванахейма. Их сыном был Ванланди.
Свейгдир снова отправился на поиски древнего Асгарда, Жилища Богов. На востоке Страны Свеев есть большая усадьба, которая называется У Камня. Там есть камень большой, как дом. Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином. Свейгдир вошел в камень, а тот сразу закрылся, и Свейгдир так никогда из него и не вышел. Тьодольв из Хвинира говорит так:
Свейгдира раз
Зазвал обманом,
Заворожил
Житель скальный[51],
Когда пред ним,
Наследником Дусли[52],
Камень отверз
Ненавистник света[53].
И славный вождь
Канул под своды
Пышных палат
Племени Мимира[54].
ХIII (13)
Ванланди, сын Свейгдира, правил после него и владел Богатством Уппсалы. Он был очень воинствен и много странствовал. Раз он остался на зиму в Стране Финнов у Сньяра Старого и женился на его дочери Дриве. Весной он уехал, оставив Дриву и обещав вернуться на третью зиму, но не вернулся и на десятую. Тогда Дрива послала за вельвой Хульд, а Висбура, сына ее и Ванланди, отправила в Страну Свеев. Дрива подкупила вельву Хульд, чтобы та заманила Ванланди в Страну Финнов либо умертвила его. Когда шла ворожба, Ванланди был в Уппсале. Ему вдруг захотелось в Страну Финнов, но друзья его и советники запретили ему поддаваться этому желанию, говоря, что его наверно наворожили финны. Тогда его стал одолевать сон, и он заснул. Но тут же проснулся и позвал к себе и сказал, что его топчет мара[55]. Люди его бросились к нему и хотели ему помочь. Но когда они взяли его за голову, мара стала топтать ему ноги, так что чуть не поломала их. Тогда они взяли его за ноги, но тут она так сжала ему голову, что он сразу умер. Свеи взяли его труп, и он был сожжен на реке, что зовется Скута. Тьодольв говорит так:
Ведьма волшбой
Сгубила Ванланди,
К брату Вили[56]
Его отправила,
Когда во тьме
Отродье троллей
Затоптало
Даятеля злата[57].
Пеплом стал
У откоса Скуты
Мудрый князь,
Замученный марой.
ХIV (14)
Висбур наследовал своему отцу Ванланди. Он женился на дочери Ауди Богатого и дал ей вено — три больших двора и золотую гривну. У них было два сына — Гисль и Эндур[58]. Но Висбур бросил ее и женился на другой, а она вернулась к отцу со своими сыновьями. У Висбура был также сын по имени Домальди. Мачеха Домальди[59] велела наворожить ему несчастье. Когда сыновьям Висбура исполнилось двенадцать и тринадцать лет, они яви-лись к нему и потребовали вено своей матери. Но он отказался платить. Тогда они сказали, что золотая гривна их матери будет гибелью лучшему человеку в его Роде, и уехали домой. Они снова обратились к вельве и просили ее сделать так, чтобы они могли убить своего отца. А вельва Хульд сказала, что сделает не только это, но также и то, что с этих пор убийство Родича будет постоянно совершаться в Роду Инглингов. Они согласились. Затем они собрали людей, окружили дом Висбура ночью и сожгли его в доме. Тьодольв говорит так:
И в жару
Сгорел Висбур,
Пожран был
Родичем бури[60].
Когда под кров
К нему дети
Пустили гостить
Татя леса[61],
И в дымном дому
Грыз владыку
Гарм углей[62],
Громко воя.
ХV (15)
Домальди наследовал отцу своему Висбуру и правил страной. В его дни в Стране Свеев были неурожаи и голод. Свеи совершали большие жертвоприношения в Уппсале. В первую осень они приносили в жертву быков. Но го-лод не уменьшился. На вторую осень они стали приносить человеческие жертвы. Но голод был все такой же, если не хуже. На третью осень много Свеев собралось в Уппсалу, где должно было происходить жертвоприношение. Вожди их стали совещаться и порешили, что в неурожае виноват Домальди и что надо принести его в жертву — напасть на него, убить и обагрить алтарь его кровью. Это и было сделано. Тьодольв говорит так:
В давние дни
Княжьей кровью
Воины поле
Окропили,
Рдяную сталь
От остылого тела
Ворога ютов[63]
Несло войско,
Когда закланью
Домальди предал
Свейский род[64]
Урожая ради.
ХVI (16)
Домар, сын Домальди, правил после него. Он правил страной долго, и при нем были хорошие урожаи и мир. Про него ничего не рассказывают, кроме того, что он умер своей смертью в Уппсале и был перенесен на Поля Фюри и сожжен там на берегу реки. Там стоят его могильные камни. Тьодольв говорит так:
Множество раз
Мужей премудрых
Я вопрошал
О кончине Ингви[65],
Дабы узнать,
Где же Домар
Был отнесён
К убийце Хальва[66].
И ведомо мне:
Сражен недугом
У Фюри сгорел
Фьёльнира родич[67].
ХVII (17)
Дюггви, сын Домара, правил страной после него, и про Дюггви ничего не рассказывается кроме того, что он умер своей смертью. Тьодольв говорит так:
Не утаю:
Себе на утеху
Владеет Хель
Дюггви конунгом.
Выбор на нем
Остановила
Локи дочь[68],
Сестра Волка[69].
И вождя
Народа Ингви[70]
Нарви сестра[71]
Крепко держит.
Матерью Дюггви была Дротт, дочь князя Данпа, сына Рига, который был первым назван князем, "конунгом" на датском языке. Его родичи с тех пор всегда считали звание конунга самым высоким. Дюггви был первым из своих родичей назван конунгом. До этого они назывались "дроттины", а жены их — "дроттинги"[72]. Каждый из них назывался также Ингви или Ингуни, а все они вместе — Инглингами. Дротт была сестрой князя Дана Гордого, по имени которого названа была Страна Дания.
ХVIII (18)
Даг, сын князя Дюггви, был князем после него. Он был такой мудрый, что понимал птичий язык. У него был во-робей, который ему многое рассказывал. Воробей этот летал в разные страны. Однажды он залетел в Рейдгота-ланд в местность, что зовется Верви[73]. Там он сел на поле и стал клевать что-то. А хозяин подошел, взял камень и убил воробья. Князь Даг был очень недоволен тем, что воробей не возвращается. Он принес в жертву кабана, чтобы узнать, куда девался воробей, и получил ответ, что воробей убит в Верви. Тогда он собрал большое войско и направился в Страну Готов. Подъехав к Верви, он высадился со своим войском и стал разорять страну. Народ разбегался от него. К вечеру Даг повернул с войском к кораблям, перебив много народу и многих взяв в плен. Но когда они перебирались через какую-то реку — брод этот зовется Скьотансвад, или Вапнавад[74], — какой-то пленник выбежал из лесу на берег реки и метнул в них вилы, и вилы попали князю в голову. Он сразу же свалился с лошади и умер. В те времена правитель, который совершал набеги, звался лютым, а его воины — лютыми[75]. Тьодольв говорит так:
Знаю, какой
Приговор Дагу
Злой судьбой
Был уготован,
Когда поплыл
Искатель славы
За воробья
Мстить в Верви.
И принесли
Княжьи люди
Такую весть
На путь восточный[76]:
Мол, не клинок
Настиг князя,
А кол кривой
Конского корма[77].
ХIХ (19)
Агни, сын Дага, был князем после него. Он был могуществен и славен, очень воинствен и во всем искусен. Одним летом князь Агни отправился со своим войском в Страну Финнов, высадился там и стал разорять страну. Финны собрали большое войско и вступили в бой. Их вождя звали Фрости[78]. Бой был жестокий, и князь Агни одержал победу. Фрости погиб, и с ним многие. Князь Агни разорял Страну Финнов и покорил ее себе, и взял большую добычу. Он взял также Скьяльв, дочь Фрости, и Логи[79], ее брата. Когда он возвращался с востока, он пристал в проливе Стокксунд. Он разбил свои шатры к югу на прибрежной равнине. Там был тогда лес. На князе Агни была тогда золотая гривна, которой когда-то владел Висбур. Князь Агни собирался жениться на Скьяльв. Она попросила его справить Тризну[80] по своему отцу. Он созвал многих знатных людей и дал большой пир. Он очень прославился своим походом. Пир шел горой. Когда князь Агни опьянел, Скьяльв сказала ему, чтобы он по-берег гривну, которая была у него на шее. Тогда он крепко привязал гривну к шее и лег спать. А шатер стоял на опушке леса, и над шатром было высокое дерево, которое защищало шатер от солнечного жара. Когда князь Агни заснул, Скьяльв взяла толстую веревку и привязала к гривне. Ее люди опустили шесты палатки, закинули веревку на ветви дерева и потянули так, что конунг повис под самыми ветвями. Тут ему пришла смерть. Скьяльв и ее люди вскочили на корабль и уплыли. Князь Агни был там сожжен, и это место с тех пор называется Агнафит. Оно на востоке Таура и к западу от Стокксунда. Тьодольв говорит так:
Навряд ли рать
Была рада
Тому, что Скьяльв
Учинила с князем,
Когда повис
Агни на гривне,
Вздернут у Таура
Сестрой Логи.
Тяжкий удел
Вождю выпал —
Смирять коня
Супруга Сигню[81].
ХХ (20)
Альрек и Эйрик, сыновья Агни, были князьями после него. Они были могущественны и очень воинственны и владели разными искусствами. У них было обыкновение ездить верхом, приучая коня идти шагом или рысью. Ез-дили они верхом превосходно и очень соперничали в том, кто из них лучший наездник и у кого лучше лошади. Однажды братья выехали на своих лучших лошадях, отбились от других людей, заехали в какие-то поля и назад не вернулись. Их поехали искать и нашли обоих мертвыми с проломленными черепами. У них не было с собой никакого оружия, только удила, и люди думают, что они убили друг друга удилами. Тьодольв говорит так: