Объяснение некотоpых слов и теpминов

Алтан гадас ("Золотой кол") - Полярная звезда. У монгольских народов Полярная звезда - неподвижный центр неба, верхняя точка космической (мировой) оси, вокруг которой происходит круговращение небесного свода. Прочность Золотого кола обеспечивает постоянство мирового порядка. В китайской мифологии Полярная звезда как центр неба считалась местом пребывания верховного Бога. Алтан гадас осмысливается также как вершина мировой горы Сумэру. О ней сложено множество легенд, одна из них такова:

Давным-давно это было, во времена переселения народов. Сотни тысяч людей с несметными стадами скота отправились на запад. Это был такой великий поход, что до сих пор видна на небе дорога, по которой они шли. Полководец Хухэдэй Мэргэн охотиллся. По звездам видно, как он гнался за тремя маралухами - оленихами.

Среднюю прострелил насквозь стрелой. Три олененка и сейчас бегут следом за матерями-оленихами. Гонится за ними Хухэдэй Мэргэн, а с ним рядом бегут две собаки, Хасар и Басар. Так они и запечатлелись на небе.

Своих коней Худэгэй Мэргэн привязал к Золотому колу. Это и есть Полярная звезда. Двух его рыжих коней (Малая Медведица) стерегут Семеро старцев, и ночью видно, как они сидят недалеко от Зологоко кола - Полярной звезды. Эти Семеро старцев-бурханов и есть Большая Медведица.

Бириты - обитатели буддийского ада, обладавшие узким горлом и оттого обреченные на вечные страдания от голода.

Дакини - в индуистской мифологии жестокие, свирепые демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали. В мифах монгольских народов с распространением ламаизма дакини, Небесные deb{, были включены в пантеон как один из классов мифологических персонажей. В широком смысле так называются все женские божества и духи.

Докшиты (тибет. дагшед, "гневный палач") - в мифологии монгольского буддизма гневные божества группы идамов: Хеваджра, Калачакра, Ваджрапани, Ямантака; божества-чойджины - Махакала, Шри Дэви (тибет. Лхамо, монг. Охин-тэнгри), Яма (тибет.

Чойджал, монг. Эрлэг Номун хан).

Заяц - символическое название Луны. По китайской мифологии, на Луне прятался заяц, похитивший в Небесном дворце нектар бессмертия.

Кали ("Черная") - в индуистской мифологии одна из ипостасей Дэви, жены Шивы, олицетворение грозного губительного начала его божественной энергии (шакти).

Мангас, мангус: в мифах монгольских народов многоглазое чудовище, в астрологии - олицетворение Демона затмения, Голова и Хвост которого (северный и южный узлы лунной орбиты) время от времени поражают Солнце и Луну. Ему посвящена, в частности, следующая легенда:

Давным-давно это было. Наводил на людей страх огромный великан, чудище-мангас - по горам летал, людей пожирал. Много прекрасных сильных юношей погибло в бою с ним. Люди не могли придумать, как справиться с чудищем. Взмолились они тогда к небу и стали просить Солнце помочь им. И оно сказало:

- На высокой горе живут старик и старуха.

Есть у них единственный сын, он и спасет вас.

Обрадовались люди, пришли к старикам, стали просить юношу спасти их. "Для этого мне нужен вороной конь с белой звездочкой во лбу, - сказал он, - и обоюдоострый меч". Люди выполнили его просьбу, доставили коня и меч.

Мангас же тем временем, узнав, что Солнце помогло людям, разгневался и проглотил его. Стало так темно на земле, что даже если рядом идешь, ничего не видно.

Оседлал юноша Вороного со звездочкой во лбу и поскакал на войну с Мангасом. Бются юноша и мангас день, бьются ночь, еще день и еще ночь, и не могут победить друг друга. Наконец одна звезда, Бог на небе (Полярная), послала юноше луч своего света, и ему стало все видно. Тогда он и поразил мангаса насмерть.

Страшный мангас испустил дух, и Солнце вышло на свободу, засияло на небе. Люди обрадовались, пришли славить юношу. Но мать мангаса, злая ведьма, затаила на богатыря зло и решила отомстить ему. Она проникла в дом, где юноша жил со старыми родителями, и подсыпала яду в его чашку.

Умер герой. Душа богатыря предстала перед Всевышним и попросила не отдавать ее в рай - она хочет стать звездой на небосводе, ведь маленькая звездочка помогла богарытю одолеть злого мангаса. Бог позволил ему это. Душа юноши вознеслась на небо и стала Луной.

Юноша прославился добрыми делами, поэтому и свет Луна посылает чистый, молочно-белый. А Солнце, хоть и светит ярче, но после того, как оно побывало в пасти мангаса, на нем появились пятна, и нет уже в нем той чистоты, что в лунном сиянии.

Во время затмения Солнца люди говорят, что его глотает мангас. Так древние объясняли тот факт, что затмения происходят, когда Солнце и Луна находятся вблизи одного из узлов лунной орбиты.

Семеро старцев (монг. Долоон овгон или Долоон бурхан) - Большая Медведица. В мифах монгольских народов созвездие Большой Медведицы, ее семь звезд иногда причисляются к тэнгриям, считаются подателями счастливой судьбы.

Сумэру (монг. Сумбэр уул), Мировая гора. Согласно k`l`hqrqjni космогонии, Сумэру первой возникла из великих волн мирового океана и последней должна разрушиться при конце света. Она окружена четырьмя большими и восемью малыми континентами. Миром людей считается южный континент, Замбутив.

Тэнгрии - разряд небесных божеств ламаистского пантеона. Широкую известность они приобрели в монгольской мифологии, где насчитывается 99 тэнгриев, во главе которых стоит Хормуста-тэнгри.

Хормуста - "монголизованный" согдийский Хурмазда, он же Ахура- Мазда зороастрийцев. В мифологии монгольских народов - верховное небесное божество. В ламаистской космологии - главный среди 99 тэнгриев, обитающих на вершине горы Сумэру, покровитель Земли и всех живых существ.

Шулмасы, шимнусы - злые духи, демоны. Обладают способностью к оборотничеству, могут принимать облик как мужчины, так и женщины. В монгольской мифологии шулмас часто выступает как нестареющая и неумирающая, но не дающая потомства ведьма, которая боится козлов и колючек.

Якшасы - добрые полубожественные существа в ведической и буддийской мифологии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕPАТУPА

1. Батжаргал Б. Эртний монголын математик (Древнемонгольская математика). Улаанбаатар, 1976.

2. Дамдинсурэн Ц. Тантрараджа хэмээх номын доторхи хэдэн Угийн тайлбар (Комментарий некоторых слов в книге "Тантрараджа") - Ээл зохиол судлал.

Т. 14. Улаанбаатар, 1978.

3. Дамдинсурэн Ц. Несколько слов о Калачакре. - Доклад на симпозиуме в память Чома Керэши. Будапешт, 1978.

4. Дарамбазар Х. Монгол маягийн сэтгэлнээ юугаараа онцлог вэ? (Особенности монгольского национального менталитета). - Yнэн, N 197, 22.8.1990.

5. Дочин нэгэн чулуугаар мэргэлэх ес. Туунд суралцах тухай (Гадание на камнях). Улаанбаатар, 1991.

6. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

7. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии.

М., 1977.

8. Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. М., 1989.

9. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. М., 1985.

10. Кара Д. Книги монгольских кочевников. М., 1972.

11. Книга Монголии. Альманах библиофила. М., 1988.

12. Ковалевский О.М. Буддийская космология. Казань, 1837.

13. Ковалевский О.М. Монгольская хрестоматия.

Казань, 1837.

14. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.

15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2, М., 1982.

16. Монгол ардын домог улгэр (Монгольские мифы).

Улаанбаатар, 1989.

17. Монгол зурхай. Хун судлал (Монгольская астрология). Улаанбаатар, 1990.

18. Монгол ес заншлын дунд тайлбар толь (Монгольские обычаи.

Словарь). Улаанбаатар, 1991.

19. Намнандорж О. Одны орд од гаригийн нэрс (Словарь по астрономии).

Улаанбаатар, 1989.

20. Очирбат Д. Тавтын зохицол (Символика числа "пять"). - Yнэн, 30.12.1989.

21. Очирбат Д. Мэргэ телге (Гадания). Улаанбаатар, 1990.

22. Тэрбиш Л. Монгол зурхайн цагаан толкой (Азбука монгольской астрологии). - Улаанбаатарын мэдээ, 12.2.1990.

23. Тэрбиш Л. Монгол зурхай дахь од гаригийн био хэмнэл (Биоритмы космических тел в монгольской астрологии). Улаанбаатар, 1990.

24. Хар домын судар (Сутра черной магии).

Улаанбаатар, 1990.

25. Пултэм Н. Монгол зураг (Монгольская живопись).

Альбом. У-Б., 1986.

26. Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета.

Петроград, 1918.

27. Чулуун Н. Монгол зурхай. - Залуу уе, 1989б N 5.

28. Шугэр Ц. Монгол модон барын ном (Монгольский ксилограф). У-Б., 1991.

29. Beddhism in Mongolia. Ulan Bator 1979.

30. The White Lotus. Ulan Bator 1966.

www.e-puzzle.ru

Наши рекомендации