Три эклиптики и три траектории полюса мира
Следующий этап строительства (Стоунхендж‑IIIa) начался, когда на остров переселился народ с условным названием "уэссекцы". Они убрали "кольцо голубых камней" и тщательно засыпали мелом лунки, оставшиеся после них. Затем новые хозяева Британии соорудили то, что, собственно, и привлекает внимание людей к Стоунхенджу: кольцо сарсеновых камней и "трилиты" из того же материала. Сарсеном называют вид песчаника, который доставлен на Стоунхендж из Марлборо‑Дауне, что в 30‑35 км к северу от него.
Кольцо сарсеновых камней имеет правильную геометрическую форму. Первоначально установлено 30 вертикальных камней, но к нашему времени осталось лишь 16. Радиус внутренних окружностей – 14,79 м, ширина кольца около 1 м. Величина просвета между камнями тоже около 1 м. На верхней части камней устанавливались каменные плиты – перекладины. Вертикальные камни кольца весили около 25 тонн каждый и возвышались над почвой на 5,5 м. Верхние плоскости перекладин имеют строгий горизонтальный уровень. Площадка, где установлено кольцо, имеет уклон 40 см (с запада на восток), в то время как верхняя плоскость горизонтальна с точностью в несколько сантиметров. Получить такой результат технически очень сложно и нужно иметь важную цель, чтобы заниматься такой работой. Цель не утилитарна. Такого рода технология известна в архитектуре Египта.
Просвет между камнями № 1 и № 3, через который проходит главная ось Стоунхенджа, шире всех прочих просветов на 30 см, т.е. составляет 1,3 м.
При строительстве сарсенового кольца использовался геометрический центр "кольца голубых камней". Из этого скромного факта можно заключить, что новое кольцо выполняло функцию старого. Чтобы проверить предположение о том, что кольцо оформило траекторию Полюса Мира в прецессии, решим обратную задачу: рассчитаем радиус эклиптики, потребной для сарсенового кольца как траектории Полюса Мира:
R = (90° х 14,85 м) \ 23,93° = 55,85 м.
Окружность с таким радиусом пройдет по гребню небольшого внешнего вала Стоунхенджа. Замечательный результат! Из него следует, что "уэссекцы", как и "бикеры", сооружали на Стоунхендже новый Нижний Мир, приняв за эклиптику внешний вал. Их "граница площади" превосходила "кольцо голубых камней" и по радиусу и по размеру. Выбор материала тоже понятен – транспортировка "голубых камней" весом 25 тонн из Уэльса невозможна. Остаются сарсены из ближнего Марлборо‑Дауне. Вновь новые хозяева демонстрируют Знание и Силу в главном духовном центре острова. Значит есть еще те, кто может по достоинству оценить столь незаурядное действие.
В одно время с сарсеновым кольцом на этапе Стоунхендж‑IIIa установлены самые большие камни весом в 45‑50 т каждый. Они названы трилитами ("три камня"). Число трилитов – ять, и расположены они внутри сарсенового кольца в фигуре, напоминающей подкову, обращенную к северо‑востоку так, что ее ось совпадает с главной осью хенджа.
Зазор между вертикальными камнями "трилитов" составляет только 30 см, а края камней стесаны так, чтобы создавать оптическую иллюзию строгой перпендикулярности. В архитектуре этот прием называется "энтазис".
Раньше 1973 года геометрией "трилитов" никто не занимался. Впервые это сделал Александр Том. Он обнаружил, что внутренние границы четырех "трилитов" располагаются по эллипсу с эксцентриситетом 0,78. Ось эллипса совпадает с осью памятника, но его центр сдвинут от центра сарсенового кольца на 1,24 м в сторону Пяточного камня (не исключено, что сдвиг составляет 1,26 м).
Астрометрический смысл эллипса "трилитов" нам не известен. Вероятно, он отображает представление магов "уэссекцев" о внутреннем устройства потустороннего мира – Внутреннего Неба. У нас пока нет материала для реконструкции этих представлений.
Необъясненными в рамках концепции космологической архитектуры остались числа лучок X, Y, Z и "голубых камней".
Нам осталось лишь оценим возраст Стоунхенджа по его прецессионному календарю. Если, конечно, такое возможно. Роль оси солнцестояний подвижного Зодиака может выполнять только главная ось Стоунхенджа. Ее азимут известен с высокой точностью – 49°57'.
49°57' = 49,95°; 49,95° х 72 года = 3596,4 года;
3596,4 года – 2000 лет = 1596,4 г. до н.э.
Таким был возраст Стоунхенджа до калибровки радиоуглеродных дат. Но это – ось "бикеров". Ось "уидмиллхилльцев" имела больший азимут. Если она есть ось солнцестояний, то начало строительства Стоунхенджа нужно отнести к 1960 г. до н.э. Полученные таким образом оценки возраста памятника резко отличаются от известных датировок. Вполне естественно предположить", что главная ось Стоунхенджа не играла роль оси солнцестояний и в его конструкции прецессионный календарь не предусматривался. Впрочем, спешить с выводами не нужно – исследования продолжаются. Если ось не солнцестоянная, то чем определяется выбор места для Пяточного камня? Только ли математической красотой и близостью к главной оси Аркаима (которая точно не есть ось солнцестояний).
Таким образом, концепция космологической архитектуры и исследовательские технологии, разработанные на материалах Аркаима и Синташты, оказались весьма продуктивны на самом интересном и известном памятнике мегалитической культуры Британии. Удалось объяснить все основные детали конструкции памятника и показать мотивацию архитекторов. Но как же в этом случае отнестись к широко разрекламированной обсерватории Солнца и Луны Хокинса? Скорее всего, такой обсерватории не было. Однако азимуты значимых восходов и заходов действительно совпадают с линиями конструкции. В этом состоит особое и до конца еще непонятное свойство космологической архитектуры. Стоунхендж и Аркаим, конечно же, не обсерватории. Но при таких грандиозных сооружениях обсерватория нормальна. Как зеркало заднего вида у любого автомобиля. Но автомобиль не подставка для зеркала. Важно отношение.
После успеха в Британии можно приступить к исследованию объектов космологической архитектуры Древнего Египта.
РЕЗЮМЕ
Среди огромного количества разнообразных памятников мегалитической культуры Западной Европы британский Стоунхендж по праву занимает особое место. Он давно привлекает внимание людей и, в их числе, оригинальных исследователей. Стоунхендж есть прецедент археоастрономии. Это один из самых изученных памятников мегалитической культуры, а потому его топография известна в деталях. Геометрический анализ может быть применен к Стоунхенджу без ограничений. Памятник ярко геометричен и у исследователей нет сомнений в том, что его строители производили геометрические операции и математические расчеты. Анализировать топографию Стоунхенджа можно и без учета концепции космологической архитектуры. Такие работы уже выполнены, но они не открыли всех тайн этого безусловно выдающегося объекта. Продуктивность следует признать важнейшим критерием качества метода исследования. Употребление к Стоунхенджу концепции космологической архитектуры весьма продуктивно. С этой точки зрения получили объяснение как общее назначение памятника (всех трех основных слоев), так и его части и детали. В дальнейшем объяснение получит и выбор места для него.
Проектировщики и строители Стоунхенджа пользовались естественной прямоугольной системой координат и большой окружностью радиуса 72 м, т.е. линейной мерой 1 ар° (80 см). Сама система в конструкции не выполнялась, поскольку объект не играл декоративных ролей и вспомогательные процедуры не оставили заметных следов (по крайней мере, о них ничего не известно). На этой координатной ориентированной по сторонам света основе создавался объект космологической архитектуры. Стоунхендж‑I, самый ранний, еще неолитический памятник, представлял собой хендж первого типа – круглую площадку, обнесенную рвом с двумя валами (внутренним – большим и внешним – малым) и одним проходом на северо‑восточную сторону. В проходе были установлены ближние визиры пригоризонтной обсерватории, а внутри обвалованной площадки архитекторы разметили Круг Земной, ограничив его как кольцо между окружностью 54° (лунки х – лунки Обри) и окружностью ≈ 24° (лунки Z). На дно лунок Z положили голубые камешки, принесенные с гор Пресели в Уэльсе. Камешки маркировали траекторию Полюса Мира. Это сооружение было достаточно дешевым в исполнении, самой трудоемкой частью оказалось ограждение из рва и двух валов. Судя по всему, местоположение и размеры ограждений специально не рассчитывались и ров копался достаточно произвольно. Строители Стоунхенджа‑I не предполагали и не предвидели особой роли ограждения в объекте космологической архитектуры. Сам объект внутри вала еще не был архитектурой и к нему еще нельзя употреблять термин "Стоун" – "камень". По радиоуглеродным датировкам Аркаим синхронен как раз этому, самому древнему Стоунхенджу‑I. Но Аркаим строили люди эпохи Средней Бронзы, а Стоунхендж – люди эпохи неолита. Следовательно, Уральский неолит и Бронза значительно старше западноевропейских. А вот исторические следствия мы пока обсуждать не будем.
Эпоха Бронзы пришла в Британию с континента вместе с народом "бикеров", которые строили Стоунхендж‑II. И этот памятник является объектом космологической архитектуры. "Бикеры" строили на Стоунхендже траекторию Полюса Мира. По всем признакам эти действия имели демонстративный и декоративный характер, т.е. могут называться архитектурой в современном значении термина. Во‑первых, архитекторы "бикеров" изменили масштаб и тем самым вывели свой объект из "технологического режима". Вместо эклиптики радиуса 72,0 м они употребили большой внутренний вал Стоунхенджа‑I и пересчитали траекторию Полюса Мира для радиуса 49,2 м. Свою траекторию Полюса бикеры оформили из камня – они привезли с гор Пресели многотонные камни и установили их в виде кольца "голубых камней". Другие их действия на Стоунхендже более просты и понятны. Но все они имеют характер агитации и пропаганды, т.е. чтобы добиться признания своей власти над островом. Демонстрация знания и силы в сакральном центре. При этом старый центр не разрушается и новые постройки сохраняют идеологическую преемственность. Интересное решение вопроса власти.
Следующее действие такого рода на Стоунхендже осуществил народ "уэссекцы". Их специалисты тоже устраивали траекторию Полюса Мира и тоже делали это демонстративно и декоративно. В качестве расчетной эклиптики они использовали малый внешний вал, а траекторию оформили гигантскими сарсеновыми камнями. Если бикеры делали из "голубых камней" кольцо из двух окружностей, внутри которого помещалась траектория, то "уэссекцы" поставили огромные камни на одну окружность, очень близко друг к другу и уложили на них каменный настил из перекладин. Это сооружение похоже на мощный каменный забор. Сарсеновое кольцо скорее ограждение, чем маркировка. Возможно, что это ограждение от тех, кто внутри. А там, по логике космологической архитектуры, находится Третий Мир, потусторонний мир или даже Тартар. Внутри Третьего Мира Стоунхенджа "уэссекцы" установили циклопические трилиты. Назначение их пока неизвестно. Заметим, что кольцо "голубых камней" "бикеров" новые хозяева острова выдрали со своих мест и убрали с территории памятника. И это действие носит пропагандистский характер.
Главная ось Стоунхенджа, если ее понимать как ось солнцестояний, фиксировала бы в прецессионном календаре 1960 г. до н.э. Эта дата не вписывается в известную хронологию памятника. Скорее всего, эту ось не нужно принимать за ось хронографа – не все оси играют такую важную роль. Близкая к ней главная ось Аркаима такой роли не играет.
Особо следует сказать об обсерватории Стоунхенджа, обнаруженной Джеральдом Хокинсом. Она маловероятна. Ее азимуты восстановлены с точностью до десятков минут, что не имеет технологического смысла. На горизонте Стоунхенджа нет дальних визиров, а в его конструкции не было четырех опорных камней. Их было только два. Сейчас они находятся на своих местах. Тем не менее, в конструкции объектов космологической архитектуры есть линии, совпадающие с обсерваторскими азимутами. И эти линии вполне могли использоваться для наблюдений восходов и заходов светил. Но это не обсерватории в обычном значении. Так что, обсерватория Аркаима остается единственной в своем роде. Это комплексная обсерватория на 18 значимых событий.