Секретные коды, мистические цифры
По всей видимости, этот было неизбежно – с приходом компьютерной эры многие специалисты стали использовать открывшиеся возможности для достижения новой цели: поиска «секретных кодов» в Библии.
В научных журналах и даже книгах эти исследования превозносились как вершина современной науки, но на самом деле это были не новые, а лишь возобновлённые поиски – только при помощи новых и более совершенных инструментов.
Еврейская Библия состоит из трёх частей. Первая часть – это Тора («Закон»), включающая в себя Пятикнижие Моисея, которое исторически и хронологически охватывает период от сотворения мира до событий Исхода и смерти Моисея. Вторая часть называется Невиим («Пророки»), и в неё входят книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств), а также книги «больших пророков» и «малых пророков», Книга Притчей и Книга Иова. Она охватывает исторический период от прихода израильтян в Ханаан до разрушения Первого Иерусалимского Храма. Третья часть Библии, или Кетувим («Писания»), начинается с Песни Песней и включает в себя книги двух вождей еврейского народа, которые вернули соплеменников из вавилонского плена в Иудею и восстановили Храм (Эзра и Неемия), и заканчивается 1 и 2 книгами Паралипоме‑нон. Все три части имеют общее название Танах (это аббревиатура, сложенная из первых букв слов «Тора», «Невиим», «Кетувим»), и первые попытки интерпретации первой части Библии делались ещё во времена пророков.
Споры между еврейскими мудрецами и религиозными лидерами, стремившимися «читать между строк» Торы, а затем и книг пророков, усилились после вавилонского плена и разрушения Первого Храма (вавилонским царём Навуходоносором), а также после разрушения Второго Храма (римлянами). Результатом этих попыток стал Талмуд («Учение»). Учение мистицизма, получившее название Каббала, возникло позднее и основывалось на этих первых поисках тайного смысла.
По свидетельству самой Библии этот тайный смысл действительно существует, и ключ к нему – это алфавит из двадцати двух букв.
Простейший приём шифрования, часто используемый в детских играх, состоит в замене букв. Средневековые знатоки Каббалы использовали для своих исследований систему, известную как ATBS, когда последняя буква еврейского алфавита «тав» (Т) заменялась на первую «алеф» (А), предпоследняя «син» (S) – на вторую «бет» (В) и так далее. Каббалист Авраам бен Иоиль Хакохен проиллюстрировал эту систему и дал ключ к ней в книге, опубликованной в 1788 году.
Однако в действительности такая система кодирования использовалась ещё пророком Иеремией (VII век до нашей эры), который, предсказывая падение могущественного Вавилона, произносил не B‑B‑L (Вавилон), a S‑S‑K (Сесах), чтобы избежать тюрьмы (Иеремия, 25:26 и 51:41). В Плаче, который тоже приписывается пророку Иеремии и в котором оплакивается разрушение Иерусалима, содержится ещё один секретный код, получивший название акростиха, когда первые (а иногда последние) буквы строф складываются в слово, имя или (как в Плаче Иеремии) в последовательность букв священного алфавита. Первое слово первого стиха начинается с буквы «алеф», первое слово второго стиха – с буквы «бет» и так далее, вплоть до двадцать второго стиха. Такой же акростих повторяется во второй главе; в третьей главе каждая буква алфавита начинает два стиха, а в четвёртой главе вновь один. А в 119 псалме мы встречаемся с восьмикратным акростихом!
Аутентичность некоторых строф из Псалтири может быть подтверждена тем, что каждая строфа состоит из двух частей, начинающихся в алфавитном порядке (например, псалом 145); то же правило применимо к строфам из 31 главы Книги Притчей. Более того, в 145 псалме три строфы (11, 12, 13), восхваляющие царство Божье, начинаются с букв К – L – М, которые при прочтении в обратном порядке образуют слово «мелех», то есть «царь».
Использование акростихов как секретного кода встречается и в других книгах Библии, а также в более поздних источниках (некоторые из них включены в христианский канон Ветхого Завета). Яркий пример таких шифров относится к временам восстания против греческого владычества во втором веке до нашей эры. Восстание известно по имени его руководителей, Маккавеев, а это имя на самом деле является акронимом из «Песни Моисея» (Исход, 15:11) – «Кто, как Ты, Господи, между богами?» Первые буквы этих четырёх слов на древнееврейском языке образуют акроним M‑K‑B‑I, который произносится как «Маккавей».
После разрушения Второго Храма римлянами (в 70 году до нашей эры) духовной и религиозной опорой евреев стало Священное Писание – собрание божественных откровений и слов пророков. Было ли все случившееся предопределено судьбой и предсказано заранее?
И что нас ждёт впереди? Ключи к разгадке тайн прошлого должны быть спрятаны в священных текстах, к тому времени канонизированных не только по содержанию, но и практически побуквенно. Эти поиски тайного смысла, затруднённые шифром, получили название «входа в запретную рощу», причём само слово «роща» – PaRDeS (Пардес) – представляло собой акроним, составленный из первых букв названий четырёх методов извлечения зашифрованных в Священном Писании посланий: Пешат (простое объяснение), Ремес (намёк), Драш (расширенное изложение) и Сод (тайный смысл). Вспомним известный талмудический рассказ о «Четырёх, что вошли в Пардес», иллюстрирующий опасность преждевременного столкновения с тем, что должно остаться тайной. Один из четверых мудрецов «взглянул и помешался», другой «взглянул и погиб», третий впал в буйство и начал вырывать из земли растения. И лишь единственный мудрец, рабби Акиба, вышел с миром.
Поиски тайного смысла возобновились в эпоху Средневековья – каббалистами и их предшественниками. Что получится, если расшифровать Библию при помощи кода ATBS? А если составителями священных текстов использовался другой шифр? Что, если некоторые слова вставлялись лишь для того, чтобы скрыть истинный смысл, и их следует исключить? Используя эти методы, можно, например, доказать, что 92‑й псалом («Песнь на день субботний») сочинён Моисеем на горе Синай, а не царём Давидом В другом случае утверждалось, что имя великого еврейского мудреца Маймонида упоминается в Книге Исхода, где первые буквы последних четырёх слов строфы 11:9 образуют акроним R‑M‑B‑M, совпадающий с акронимом, составленным из первых букв полного имени Маймонида, рабби Моше бен Маймон (что также объясняет другое его имя, Рамбам).
Средневековые мудрецы также задавались вопросом, следует ли ограничить поиски только первыми или последними буквами слов, началом или концом строф. Что произойдёт, если тайный смысл искать методом исключения букв – каждой второй, каждой четвёртой, каждой сорок второй? С приходом эры компьютеров кто‑нибудь обязательно попытался бы применить этот метод для поисков секретного кода. Последний всплеск интереса к этой теме связан с исследованием израильских учёных, использовавших в своей работе возможности компьютера. Результаты её были опубликованы в статье Дорона Вицуна, Элии Рипса и Иоава Розенберга «Равноудалённые последовательности букв в Книге Бытия», напечатанной в авторитетном журнале «Statistical Science» в 1994 году.
Последующие статьи и книги («The Bible Code» Майкла Дроснина и «The Truth Behind the Bible Code» Джеффри Сатоновера) рассматривают преимущественно одну основную гипотезу: если выписать все 304 805 букв Пятикнижия, разбить их на «блоки», состоящие из равного количества строк, содержащих определённое число букв, а затем выбрать метод пропуска букв, то в результате можно будет прочесть пророчества, предсказывающие все события настоящего, прошлого и будущего – например, убийство премьер‑министра Израиля Ицхака Рабина или открытие Альбертом Эйнштейном теории относительности.
Для того чтобы прочесть предсказания будущего, якобы содержащиеся в тексте, возраст которого исчисляется тысячелетиями, исследователи были вынуждены изобрести произвольные и довольно сложные правила чтения «кодовых слов». Буквы, образующие слова пророчеств, могут располагаться рядом, могут быть разделены промежутком (причём величина промежутка между ними варьируется), могут читаться по горизонтали, вертикали или диагонали, в обратном порядке или снизу вверх…
Произвольный выбор длины и количества строк, направления чтения, правил пропуска или включения букв и так далее – всё это должно вызвать сомнения в методах расшифровки, основанных исключительно на анализе букв Священного Писания, а также в том, действительно ли Пятикнижие побуквенно воспроизводит божественный оригинал. Эти сомнения основаны не только на незначительных вариациях текста (например, при написании отдельных слов иногда используются гласные буквы, а иногда нет), но и на нашем глубоком убеждении, что в начале Книги Бытия была ещё одна буква, «алеф». Помимо теологических последствий этот факт влечёт за собой и изменение в подсчёте букв.
Тем не менее расшифровку закодированных слов или тайного смысла Библии следует воспринимать как вполне реальную возможность – не только из‑за приведённых выше примеров, но и по ряду других, очень важных причин.
Первая из них заключается в том, что подобная кодировка была обнаружена в месопотамских текстах, как вавилонских, так и ассирийских. Многие из этих текстов сопровождаются предупреждением, что они пред ставляют собой тайну, открывать которую позволено лишь посвящённым (или запрещается открывать непосвящённым) – нарушивших запрет ждёт смерть от рук богов. Часть надписей удалось расшифровать (в частности, с использованием акронимов), а методы кодировки другой части до сих пор не разгаданы. Среди первых нельзя не отметить гимн ассирийского царя Ашшурба‑нипала богу Мардуку и его супруге Сарпанит. Клинописные значки в начале строк образуют тайное послание богу Мардуку. Помимо акростиха в гимне использовался и другой метод кодировки: слоги тайного послания располагались через строку, на строках 1, 3 и так далее вплоть до девятой, затем через две строки вплоть до строки 26, потом вновь через одну строку, снова через две, начиная со строки 36, и наконец опять через одну до самого конца таблицы (включая обратную сторону).
Таким двойным кодом ассирийский царь зашифровал тайное послание богу (перевод располагается горизонтально, хотя в оригинале слоги читаются по вертикали, сверху вниз):
А‑на‑ку Ах‑шур‑ба‑ан‑ни‑ап‑ли
Я Ашшурбанипал
Ша ил‑шу бу‑ул‑ли‑та ни‑шу‑ма Ма‑ру‑ду‑ук
Названный в честь дарующего жизнь бога Мардука
Да‑ли‑ле‑ка лу‑уд‑лу
Славлю тебя
Находка акростиха, принадлежавшего священнику храма Мардука в Вавилоне, не только свидетельствует о том, что жрецы были знакомы с этим методом кодирования, но и поднимает вопрос о древности метода. В этом акрониме (где нужные слоги располагались с интервалом в одиннадцать строк) прямо указывается имя его автора. Доподлинно известно, что жрец с таким именем действительно служил в храме Эсагиля в Вавилоне приблизительно в 1400 году до нашей эры. Следовательно, методы кодирования были известны людям ещё во времена Исхода. Большинство учёных, однако, не склонны соглашаться с такой датировкой, и отдают предпочтение более поздней эпохе, примерно восьмому веку до нашей эры.
Рис. 57.
Несколько иной метод шифрования был использован ассирийским царём Эсархаддоном, отцом Ашшурбани‑пала. В надписи на стеле, установленной в честь его исторического похода в Египет (учёным она известна как «чёрный камень Эсархаддона» и в настоящее время хранится в Британском музее – рис. 57), он утверждал, что предпринял военный поход не только с благослове ния богов, но также при небесном покровительстве семи созвездий, которые «определяют судьбы» – то есть зодиакальных созвездий. В тексте (на обратной стороне камня) сообщается, что клинописные знаки, обозначающие созвездия, похожи на те, которыми записывается его имя, Ашшур‑Ах‑Иддин (Эсархаддон в современной транскрипции).
Этот код расшифровать не удалось, но учёные смогли прочитать другое тайное послание царя, содержащееся в этом же тексте. Говоря о восстановительных работах в храме Мардука в Вавилоне, которые ассирийский царь предпринял для того, чтобы утвердиться на вавилонском троне, он вспоминает о том, как Мардук, разгневавшись на вавилонян, сказал, что город и храм будут лежать в руинах на протяжении семидесяти лет. Это, утверждал Эсархаддон, было записано Мардуком в Книге Судеб. Тем не менее в ответ на мольбы Эсархад‑дона:
Милосердный Мардук, когда его сердце смягчилось, перевернул таблицу, и в одиннадцатый год разрешил восстановление.
Из этого отрывка можно сделать вывод, что действия Мардука – это не что иное, как ловкий трюк с числами, то есть с клинописными значками, которые использовались для записи чисел. В шумерской шестидесятерич‑ной системе (с основанием 60) значок «единица» мог означать как 1, так и 70, в зависимости от местоположения. Значок для записи числа «10» имеет Т‑образную форму. Эсархаддон утверждает, что Мардук взял Книгу Судеб, в которой был указан период запустения длительностью «70» лет (рис. 58а), и перевернул её, в результате чего клинописные значки стали читаться как число «11» (рис. 58 b).
Ассоциация секретных посланий и тайного смысла не только со словами, но и с цифрами и числами, ещё более очевидна в надписях Саргона II, деда Ашшурбани‑пала. В период его правления (721–705 год до нашей эры) был основан новый административный центр на месте деревушки, расположенной в двенадцати милях к северо‑востоку от древней столицы и крупного религиозного центра Ниневии. Ассирийское имя этого царя произносилось как Шаррукин («Справедливый царь»), а свою новую столицу он назвал Дур‑Шаррукин («крепость Шаррукина» – в настоящее время это место археологических раскопок называется Хорсабад). В надписи, призванной увековечить основание новой столицы, царь хвастался, что длина крепостной стены вокруг го рода составляет 16 283 локтей, что соответствует «числу его имени».
Рис. 58.
Подобный приём, когда для кодировки слогов используются числа, встречается в тексте, известном под названием «Гимн Иштар». В нём молящийся пишет своё имя не буквами, а цифрами:
21‑55‑55‑26‑41 сын 21‑11‑20‑42