Столицы ахеменидского Ирана
Их новая родина находилась на территориях к востоку от хребта Загрос. К северу от ариев‑персов обитали арии‑мидийцы. Они занимали территорию нынешних первого, второго и пятого эстанов современного Ирана. Их столица – город Экбатаны была там, где ныне находится город Хамадан. Первые столетия арийской истории в Иране активными были мидийицы, а персы вели себя довольно скромно. Все изменилось при персидском царе Кире II (Великом) [32]. Он вступил во власть в 558 г. до н.э., а в 553 г. до н.э. началось восстание персов против господства Мидии, которое закончилось их полной победой в 550 г. до н.э. Мидия подчинилась власти династии Ахеменидов (которой принадлежал Кир Великий, по‑персидски Куруша). В том же 550 г. до н.э. Кир построил первую столицу Персии – город Пасаргады. С этого момента началось победоносное шествие армий Кира по тогдашней истории и географии. Он завоевал весь Иран, Двуречье, Закавказье, Сирию, Малую Азию, Палестину и Финикию. Персы быстро вторглись в греческий эгейский мир и начались греко‑персидские войны. Отец истории Геродот описывает эти войны в своей "истории".
История Ахеменидской державы персов хорошо известна. Но вот что странно: город Пасаргады построен в укромной области обитания персов, совсем не подходящем для столицы великой империи, в среднем течении реки Польвар. Чрезвычайно интересны координаты этого места: 53°14' в.д.; 30°14' с.ш.
Точность не велика, поскольку измерения проведены по карте масштаба 1:2 500 000; но все же несомненно, что это градусная полоса меридианов от Гринвича № 54 (между меридианами 53° в.д. и 54° в.д.) и хорошо знакомая по Египту базовая параллель 30° с.ш.
Кир Великий поставил столицу ариев на диагональ геодезического квадрата (рис. 142). В зените славы, силы и успеха в 529 г.до н.э. завоеватель мира отправился покорять восставших в Средней Азии саков‑массагетов. Тех самых, которые построили Кой‑Крылган‑Калу. Первый период жизни Кой‑Крылган‑Калы датируется Кангюйским периодом, "когда Хорезм вышел из состава ахеменидской державы (о чем свидетельствуют письменные источники и археологические памятники)" [83].
Рис. 142.
Массагеты разбили армию Кира, а его самого убили в бою. Интересный оборот сюжета, неправда ли? За этой историей стоит космологическая архитектура. Пасаргады и Кой‑Крылган‑Кала современники.
"Тело Кира было набальзамировано, привезено в Пасаргады и положено в гробницу, которая до сих пор стоит там посреди равнины".
(Мэри Бойс. Зороастрийцы. М., 1988. Стр.65, [12])
После смерти Кира царем стал его сын Камбиз. Камбиз завоевал Нижний Египет и умер в 522 г.до н.э. Через некоторое время персидский трон занял Дарий I. Дарий вновь подчинил восставшие и отпавшие владения – Вавилон, Малую Азию, Египет.
Дарий построил новую столицу Ирана – город Персеполь (застраивался с 520 г. до н.э. по 460 г.до н.э.). Координаты новой столицы удивительны:
52°54' в.д.;
29°59' с.ш.
Дарий поставил новый город на параллель Великой Пирамиды! И вблизи от диагонали геодезического квадрата – продолжении диагонали квадрата Пасаргад. Оба города – на левом берегу реки Польвар. Египетский мотив в представлениях Дария запечатлен на рельефах его гробницы в Персеполе:
"Над головой царя, в правом углу главной части рельефа, высечено символическое изображение Луны, состоящее из круглого диска полной Луны с полумесяцем внутри него вдоль нижнего ободка. Этот символ египетский по происхождению, ранее был заимствован ассирийцами. Немного ниже над царем и огнем парят два крыла – изображение, которое (благодаря его возрождению в наше время) стало рассматриваться как символ Зороастризма. Оно тоже является египетским по происхождению (символ Солнца Гора) и представляет круг с крыльями с двух сторон. Часто снизу изображается еще птичий хвост, а также два волнистых отростка, восходящих к священным змеям символа‑прототипа.
Ассирийцы тоже усвоили этот знак, но они поместили внутри круга мужской торс. Персы последовали им и использовали изображения круга с крыльями..."
(Мэри Бойс. стр.72‑73)
Контакты персов с египтянами в эпоху Ахеменидов несомненны – Египет входил в державу персов‑ариев.
Около 500 г.до н.э. столица была перенесена в третье место – в город Сузы‑туда, где раньше была столица Древнего Элама. Столица оставалась в Сузах до 331 г.до н.э., пока Александр Македонский не прекратил существование империи Ахеменидов.
Архитектура столиц ахеменидского Ирана сложна, их топография пока недоступна, а потому нет возможности проверить подозрения в космологической архитектуре. Все же нельзя отказываться от идеи о координатных (геодезических) мотивах в деятельности Кира и Дария при выборе места для арийских столиц. Более того, можно думать, что достижение места с координатами 54° в.д. и 30° с.ш. и контроль над ним, могло быть мотивом переселения иранских ариев с северной прародины на Иранское нагорье. Но как это осуществлялось технически? Вот в чем вопрос... Иранская геодезия выделила священное число 54 в градусах меридианов от Гринвича. Обычно 54° фигурировало в широтах, на параллелях Кольца Круга Земного. Это уже не 30° шаг по долготе, как выражение идеи географического земного Зодиака.
В связи с иранскими обстоятельствами можно предположить, что меридианная полоса № 54 от Гринвича была понятна на всем ее простирании, в том числе и при пересечении с полосой параллелей № 54 (от экватора). Геодезический квадрат, ограниченный меридианами 53° в.д., 54° в.д. и параллелями 53° с.ш., 54° с.ш. должен быть на особом положении в глобальной сети, особенно в эпоху Страны Городов, Стоунхенджа и Древнего Египта. И действительно, в этом районе Оренбургской области и Башкирии известна абашевская культура эпохи Средней Бронзы, которую подозревают в тесных связях с петровско‑синташтинской культурой (Страна Городов). Они очень похожи. Некоторые археологи [15] предполагают "существенную роль абашевцев в сложении патаповского и синташтинского типа памятников". Обсуждать археологические проблемы мы сейчас не будем. Впереди у нас более интересное и важное дело – геодезическая основа исторической жизни индийских ариев.
Ариаварта и Хараппа
Большинство историков удачно сошлись во мнении, что самые древние индоарии появились в Восточном Пенджабе примерно в X в. до н.э. [76]. Как они туда попали и откуда – уже "е помнит никто. Район к юго‑западу от нынешнего города Амбала называют Ариавартой или, даже, Брахмавартой – местом, где сложился сборник гимнов Ригведы.
Легко заметить, что этот район лежит на 30° с.ш. – на базовой параллели. А вот долгота 75° в.д. – 77° в.д. – далековато от вожделенных 72° в.д. Неужели ошибка?
Ответ находится легко, и он удивителен. Нет, арии не ошиблись. Просто священное место оказалось занятым. И занято оно не чем‑нибудь и ни кем попало, а столицей великой Хараппской цивилизации, городом Хараппой. Другое название страны – Махенджо‑Даро (переводится с синдхи как "курган покойника") – это место в Синде у Ларнака (Пакистан, округ Ларкхана). Хараппа находится в округе Монтгомери (Западный Пенджаб, Пакистан). Ее координаты: 72°50'в.д.; 30°37' с.ш.
И этот город стоит на диагонали полуквадрата, на левом берегу реки Рави (рис. 143). Время существования Хараппы XXXIII‑XV в. до н.э. Начало строительства совпадает с эпохой Страны Городов на Южном Урале, Мегалитической Культурой Британии и Архаическим периодом Древнего Египта. Археологи установили, что ранние индоарии контактировали с позднехараппским населением, следовательно, могли знать, что священный квадрат занят дееспособной цивилизацией, жречество которой осведомлено о истинной природе сакральных центров. Вероятно, сила в таком деликатном деле роли не играет, а потому пришельцы отошли на восток и заняли долины Индо‑Джамнского междуречья. Ариаварта расположена в бассейне реки Сарасвати, в геодезическом полуквадрате между 76° в.д., 77° в.д. и 29° с.ш., 31° с.ш.
Рис. 143.
В Хараппе раскопана городская цитадель. В ней есть внутренняя площадь с размерами:
200 х 400 (ярдов);
1 ярд = 3 фунта = 0,9144 м; .
400 ярдов = 365,76 м.
Полуквадрат, длинная сторона которого в метрах равна продолжительности года. Это – наша архитектура! Космологическая. К сожалению, качественной топографии у нас нет.
Можно предположить, что расселение ранних индоариев в Восточном Пенджабе имело свою специфическую геодезическую мотивацию. Уж если квадрат у 72° в.д. занят, то в силу вступает родственное магическое число 74 (74° в.д.) или даже (и скорее всего) 76 (76°). Они фигурируют в космологической архитектуре как радиус (отрезок параллели) эклиптики (72 м) плюс вставной лунный период (+ 4 м или 4,20 м – в зависимости от измеренной величины наклона лунной орбиты). Этот радиус может быть получен и как половина диаметра – (144 + 4)/2 = 74 м.
Таким образом, в числовой магии космологической архитектуры могут фигурировать числа 74, 74,1, 76, 76,2. Возможно, геополитическое решение индоариев о расселении в Восточном Пенджабе было принято по мотиву геодезической магии числа 76 – 76° в.д. Если нельзя у классического 72° в.д., то почему бы не попробовать экзотический 76° в.д.?!
АРЖАН
Мы рассмотрели геодезическую мотивацию в геополитической деятельности трех арийских народов: саков‑массагетов, иранских ариев и индийских ариев. Теперь очередь дошла до самых ранних (из известных) скифо‑сибирских племен Тувы.
Памятники Правобережного Хорезма уникальны. Они резко выделяются среди прочих археологических объектов на огромной территории. Их трудно спутать с понятными утилитарными, бытовыми или погребальными памятниками. Точно так же ярко выделяются на общем историческом фоне и другие части глобальной сети: Страна Городов, Стоунхендж, Пирамиды Египта и т.д. и т.п. (приятно иметь возможность поставить эти обычные "и т.д. и т.п.").
Столь же уникальны и ярки памятники космологической архитектуры древней Тувы. Тувинский комплекс известен в узких археологических кругах как "курган Аржан". Однако Аржан не совсем курган и не совсем одинок.
Долина царей
Раскопки кургана и обследование комплекса проводились под научным руководством Михаила Петровича Грязнова с 1971 по 1974 г.г. В 1980 г. в издательстве "Наука" (Л) вышла монография М.П.Грязнова "Аржан" с подзаголовком "Царский курган раннескифского времени" [31]. В книге всего 62 страницы и тираж 4100 экз.
На стр. 4 Михаил Павлович приводит единственный в своем роде "План расположения курганов в долине реки Уюк" и "план кургана Аржан до раскопок". План долины выполнен в масштабе 1:150 000, к нему в тексте приложено описание. Оно столь красноречиво, что трудно отказаться от цитирования:
"Среди всех этих котловин Турано‑Уюкская самая высокая (около 1000 м над у.м.) и самая холодная. Она богата пастбищами. Лучшие зимние пастбища находятся в долине реки Уюк, в районе поселка Аржан. Здесь, в широкой заболоченной долине реки много тростников и высоких трав, которые не покрываются полностью снегом и могут использоваться зимой как пастбища для крупного рогатого скота, а обдуваемые сильными ветрами относительно пологие склоны гор считаются совсем без снега и служат пастбищами для конских табунов и овечьих стад. В горах Алтая цепочки огромных каменных курганов, воздвигнутых над могилами племенных вождей скифского времени, расположены в долинах с прекрасными зимними пастбищами, где раньше находились зимовки богатых баев и зайсанов, а теперь размещаются крупные животноводческие совхозы. Очевидно и в Туве в наиболее богатых зимними пастбищами степных долинах располагались зимовки и фамильные кладбища племенной знати скифского времени.
Таковой была и долина р. Уюк в районе поселков Аржан и Тарлык – "долина царей". Здесь сосредоточено большое количество цепочек курганов крупного размера, какие обычно оказываются могилами родовых и племенных вождей. Цепочки же представляют собой их фамильные кладбища.
<...>
Совершенно особое место занимают три одиночных кургана (1, 2, 8). Они отличаются от всех остальных по форме и положению на местности. Это очень большие по площади, но невысокие курганы, имеющие вид круглой просторной платформы, сложенной из чистого камня с землей. Все три разбираются строителями на камень. У всех трех под камнем обнаружены верхние части деревянных срубов.
1. На левом берегу реки Уюк, в 9 км от востоку от поселка Аржан, слева у дороги на Туран. Диаметр 80 м, высота 1,5 м. Совершенно плоский, поверхность задернована. По периферии во многих местах обезображен выемками, образовавшимися в результате добычи здесь камня строителями. Бульдозеристы говорят, что они в ряде мест задевали ножом бревна.
2. Также на левом берегу реки Уюк, на окраине пос. Аржан, на дороге Туран‑Тарлык (пос. Аржан свое наименование получил по кургану, около которого находится <...>. Диаметр 120 м, высота до разборки на камень 3‑4 м. Сложен из чистого камня. Это курган Аржан.
8. На правом берегу реки Уюк, в 3,5 км юго‑восточнее пос. Чкаловка. Расположен на краю невысокой террасы у самого болота (северные борта его насыпи соприкасаются с болотом). Диаметр 105 м, высота около 1 м. Плоский, поверхность задернована. Обезображен многими выемками при добыче в нем строительного камня.
Это совершенно своеобразные курганы. Аналогии по форме и строению в Туве не известны. Аржан – самый большой по диаметру курган в Туве".