Если Солнце в подвижном знаке, никакое добавление или вычитание не нужно. Это и есть Пранаспута.
Примечания:
В строфах 20, 21 и 22 объясняется другой метод расчета Пранаспуты, данный в других работах.
Время вопроса в гхатиках должно быть умножено на 120 и разделено на продолжительность дня Прашны (в гхатиках). К нему добавляется Спута или долгота Солнца. Из полученного четыре знака (120°) вычитаются, если Солнце в фиксированном знаке или, если Солнце в двойном знаке, четыре знака добавляются. Никакого добавления или вычитания не нужно, если Солнце в подвижном знаке. В результате получается Пранаспута.
Определение Пранаспуты:
Шаги
а) Прашна гхатики x 120 = Произведение
б) = Частное
в) Частное + Долгота Солнца = X
г)
Если Солнце в фиксированном знаке, X – 4 знака = Пранаспута
Если Солнце в двойном знаке, X + 4 знака = Пранаспута
Если Солнце в подвижном знаке, X = Пранаспута
Пример:
Допустим, Солнце = 24° Близнецов = 84°
Время Прашны = 25-42 гхатики после рассвета.
Продолжительность дня = 31 гхатика.
Для определения Пранаспуты:
А) 25-42 x 120 = 25,7 x 120 = 3084
Б) = 99.48
99 зн 14° 24´
Вычитая кратные 12, мы получим остаток 3 зн 14° 24´ = 104° 24´
В) X = 104° 24´ + 84° = 188° 24´
X = 6 зн 8° 24´
Так как Солнце в двойном знаке.
Пранаспута = X + 4 зн, т.е. 6 зн 8° 24´ + 4 зн = 10 зн 8° 24´
Пранаспута = Водолей 8° 24´
В вычислении Пранаспуты и пр., из-за разницы мнений среди древних ученых разными авторами даны разные методы. Поэтому мы можем вычислять Пранаспуты по методу, данному самим автором в строфе 19, а метод, данный в строфах с 20 по 22, может быть использован в исследовательских целях.
Строфа 23. –Мритью и Каласпуты получаются так:
Умножьте Прашна гхатики на 35 и разделите произведение на продолжительность дня. Вы получите Y. В зависимости от того, какой будет день недели Прашны: воскресение, понедельник и т.д., Мритьюспута получается прибавлением к Y одного знака, 10-ти знаков, 2-х знаков и 15-ти градусов, 5-ти знаков и 5-ти градусов, 4-х знаков, 7-ми знаков и 8-ми знаков и 15 градусов соответственно. Вычитанием этих значений из Y получается Каласпута.
Примечания:
Примененная здесь математическая подоплека не очень ясна. Это дано здесь на всякий случай. Любой исследовательски-настроенный студент может изучить влияние Мритьюспуты и Каласпуты также и в гороскопах рождения и придти к своим собственным заключениям.
Определение Мритьюспуты и Каласпуты:
Шаги:
А) Прашна гхатики x 35 = Произведение
Б) = Y
В) Для Мритьюспуты:
Если день Прашны – воскресение. Мритьюспута = Y + 1 знак.
Если день Прашны – понедельник. Мритьюспута = Y + 10 знаков.
Если день Прашны – вторник. Мритьюспута = Y + 2 знака 15°.
Если день Прашны – среда. Мритьюспута = Y + 5 знаков 5°.
Если день Прашны – четверг. Мритьюспута = Y + 4 знака.
Если день Прашны – пятница. Мритьюспута = Y + 7 знаков.
Если день Прашны – суббота. Мритьюспута = Y + 8 знаков 15°.
Г) Для Каласпуты:
Если воскресение, Каласпута = Y – 1 знак.
Если понедельник, Каласпута = Y – 10 знаков.
Если вторник, Каласпута = Y – 2 знака 15°.
Если среда, Каласпута = Y – 5 знаков 5°.
Если четверг, Каласпута = Y – 4 знака.
Если пятница, Каласпута = Y – 7 знаков.
Если суббота, Каласпута = Y – 8 знаков 15°.
Пример:
Возьмем предыдущий пример,
Прашна гхатики = 25-42
Длительность дня = 31 гхатика.
А) 25-42 гх. X 35 = 25.7 x 35 = 899.5
Б) = 29.01
Вычитая кратное 12-ти, Y = 5 зн. 0° 18´
Допустим, что день недели – четверг.
В) Мритьюспута = 5 зн. 0° 18´ + 4 зн. = 9 зн. 0° 18´
Т.е. Мритьюспута = Козерог 0° 18´
Г) Каласпута = 5 зн. 0° 18´ - 4 зн. = 1 зн. 0° 18´
Т.е. Каласпута = Телец 0° 18´
Следовательно, Мритьюспута и Каласпута это Козерог 0° 18´ и Телец 0° 18´ соответственно.
Строфы с 24 по 26. –Допустим, что Солнце проходит через 12 Раси от восхода, находясь по 2 гхатики и 30 вигхатик в каждом раси, в ретроградном движении, начиная со Стрельца, и проходя через Скорпиона, Весы и т.д., по порядку. Допустим, что Луна всегда будет в 7-м доме от Солнца. Раху проходит через Козерога, Льва, Рака, Овна, Скорпиона, Весы, опять Рака, Водолея, Козерога, Весы, Тельца и Овна, находясь по 2 гхатики в каждом знаке, начиная с рассвета. Это известно, как Солнце-Луна-Раху Чакра.
Примечания:
Рыбы | Овен | Телец | Близнецы Луна во время рассвета |
Водолей | Прохождение Солнца, начиная со Стрельца | Рак | |
Козерог | Лев | ||
Стрелец Солнце во время рассвета | Скорпион | Весы | Дева |
Рыбы | Овен 4,12 | Телец | Близнецы |
Водолей | Прохождение Раху, начиная с 1 | Рак 3,7 | |
Козерог 1,9 | Лев | ||
Стрелец | Скорпион | Весы 6,10 | Дева |
Рыбы | Овен | Телец | Близнецы Луна |
Водолей | Солнце-Луна-Раху Чакра во время рассвета | Рак | |
Козерог Раху | Лев | ||
Стрелец Солнце | Скорпион | Весы | Дева |
Использование этой Чакры разобрано в главе VIII.
Круг смерти
Строфы с 27 по 28. –Допустим, что Солнце, Луна и Гулика проходят транзитом через различные Раси от своих Навамса Раси, пребывая по 15 вигхатик в каждом Раси. Солнце и Луна движутся в обычном направлении, в то время, как Гулика движется в ретроградном. В этой Мритью Чакре, Гулика, соединяясь с Солнцем или Луной причиняет верную смерть или большой ужас соответственно.
Примечания:
Эти две строфы дают нам возможность вычислить Мритью Чакру или карту смерти и разместить Солнце, Луну и Гулику на этой карте.
Это связано с определением «знака смерти» (Мритьюраси) и долготы Навамса Раси, связанной с этим планеты. Положение планеты в карте смерти получается добавлением ее долготы в Навамса Раси к долготе Раси смерти.
а) Преобразуйте число Гхатик (рождения или вопроса) пройденных от рассвета в вигхатики и разделите на 15. Частное представляет число градусов (от начальной точки Овна) Раси смерти. Остаток может быть преобразован в минуты и т.д.
б) Умножьте долготу планеты (лишенную знака) на 9 и разделите полученное произведение на 30. Частное плюс 1 представляет Навамсу, которую занимает планета, а остаток – долготу планеты внутри данного Навамса Раси.
в) Добавьте долготу знака смерти к долготе Навамса Раси Солнца и Луны и вычтите долготу знака смерти из долготы Навамса Раси Гулики чтобы получить их соответствующие положения в Мритью Чакре.
В карте смерти если Мритью Гулика и Мритью Солнце находятся в одном Раси, скорее всего будет смерть вопрошающего. Если Мритью Гулика соединяется с Мритью Чандрой, вопрошающий будет в большом ужасе и опасности. Если Мритью Гулика находится одна в Раси, может быть предсказано общее улучшение во всех делах.
Определение Мритью Раси и Мритью Карты:
а) = Мритью Раси
б) = Частное
Частное + 1 = Навамса, занимаемая Солнцем (или Луной или Гуликой)
Остаток = Долгота Солнца (или Луны или Гулики) в вышеуказанной Навамсе.
г) Мритью Раси + Долгота Солнца (или Луны) в Навамсе = Положение Солнца (или Луны) в Мритью Чакре.
Долгота Гулики в Навамсе – Мритью Раси = Положение Гулики в Мритью Чакре.
Пример:
Допустим Прашна или время рождения = 33-53 гхатик
Солнце = Рак 25⁰ 24
Луна = Телец 25⁰ 11
Гулика = Близнецы 12⁰ 44
а) Гх. 33-53 = = 135⁰ 32
Мритью Раси (знак смерти) это Лев 15⁰ 32
б) Солнце: (Рак) = = 7
Частное + 1 (т.е. 7 + 1 = 8) представляет Навамса Раси Солнца – 8-й от Рака, а именно Водолей, долгота в Навамса Раси составляет 9⁰ 45 .
в) Луна: (Телец) = = 7
Частное 7 плюс 1, а именно 8, представляет Навамса Раси,а восьмая Навамса в Тельце – это Лев и долгота Навамса Раси это Лев 16⁰ 39 .
г) Гулика: (Близнецы) = = 3
Навамса 4-го (3+1) в Близнецах, а является Козерог, а долгота Навамса Раси составляет 24⁰ 36′.
Отсюда:
(1) Мритью Раси это Лев 15⁰ 32
(2) Навамса Раси Солнца это Водолей 9⁰ 45
(3) Навамса Раси Луны это Лев 16⁰ 39
(4) Навамса Раси Гулики это Козерог 24⁰ 36
Добавим Мритью Раси к Навамса Раси Солнца и Луны и мы получим соответственно Мритью Спуты Солнца и Луны. Вычтем Мритью Раси из Навамса Раси Гулики и получается Мритью Раси Гулики.
д)
Мритью Раси 4 зн. 15⁰ 32
Навамса Раси Солнца 10 зн. 9⁰ 45
Мритью Раси Солнца = 2 зн. 25⁰ 17
= Близнецы 25⁰ 17
Таким же образом вычисляем Мритью Раси Луны и Гулики:
Луна: Козерог 2⁰ 11
Гулика: Дева 9⁰ 4
Рыбы | Овен | Телец | Близнецы Солнце 25⁰ 17′ |
Водолей | Мритью Чакра | Рак | |
Козерог Луна 2⁰ 11′ | Лев | ||
Стрелец | Скорпион | Весы | Дева Гулика 9⁰ 4′ |
В Мритью Чакре Гулика не соединяется ни с Луной ни с Солнцем и стоит одна. Поэтому можно ожидать общие улучшения.
Строфа 29. – Положения Солнца, Луны, Арудха Лагны и т.д. должны быть корректно вычислены с помощью Дригганиты.
Долготы планет
Строфы 30 и 31. –Планетарные движения и соединения, Солнечные и Лунные затмения, закаты и восходы планет, ретроградное движение и т.д. должны быть установлены в соответствии с Дригганитой или методами наблюдения и проработаны трижды для обеспечения точности. Таким образом даже Сиддханта вычисления должны быть такими же точными, как Дрик вычисления.
Примечания:
В этих трех строфах акцент сделан на необходимости в точности вычислений планетарных движений и других сопутствующих явлений. Сегодня доступны точные эфемериды, дающие корректные положения планет и поэтому нет никакой нужды для изучающих астрологию докучать себя древними астрономическими методами.
Автор, кажется отдает предпочтение Дрик перед Парахитой.
Положение Арудхи
Строфа 32. – Долгота асцендента (лишенная знака), добавленная к Раси или знаку Арудхи дает Арудха Спуту или долготу Арудхи.
Примечания:
Предположие Лагна – Водолей 12⁰ 25 и Арудха Раси – Дева. Тогда, добавляя градусы в Лагне (лишенные знака), а именно 12⁰ 25 к Арудха Раси, а именно к Деве, мы получим Арудха Спуту или точную долготу Арудхи, как Дева 12⁰ 25 .
Глава V
Пять Сутр
Строфы с 1 по 4. –Саманья Сутра определяется с помощью Арудхи и восходящей Лагны; Адхипати Сутру следует отметить с помощью управителей этих двух знаков. К Амсака Сутре мы придем с помощью Навамса Лагны и Арудхи. Накшатра Сутра вычисляется с помощью Джанма Накшатры вопрошающего и созвездия знака, восходящего во время вопроса. Махасутра получается с помощью Арудхи и 10-го дома от нее. Саманья, Адхипати, Амсака, Накшатра и Маха Сутры являются соответственно земной, водной, огненной, воздушной и эфирной.
Строфы с 5 по 8. – Если и Арудха и восходящий знак, оба подвижны, или если один из них двойной, а другой фиксированный, эта Саманья Сутра называется Джива. Если они оба фиксированные Раси, или если один из них подвижный, а другой двойной – это Мритью Сутра. Если оба двойные или если один подвижный, а другой фиксированный – это Рога Сутра. То же применимо также и к Амсака Сутре.
Примечания:
Пять видов Сутр перечислены в строфах с 1 по 4. Это Саманья, Адхипати, Амсака, Накшатра и Маха Сутры. Метод их определения так же дан. Саманья Сутра и Амсака Сутра определяются как Джива (жизнь), Мритью (смерть) и Рога (болезнь) по следующим положениям Арудхи и Лагны:
Джива | Мритью | Рога | |
Оба подвижны | Оба фиксированы | Оба двойные | |
Один двойной, другой фиксированный | Один подвижный, другой двойной | Один подвижный, а другой фиксированный |
Строфа 9. – Если Арудха и восходящий знак, оба подвижны, или один из них фиксированный, а другой двойной – это будет Джива. Если оба двойные, или один подвижный, а другой фиксированный – это Рога. Если оба фиксированные или один двойной, а другой подвижный – это Мритью.
Примечания:
Эта строфа является просто повторением предыдущей, применительно для Саманья и Амсака Сутр.
Строфы 10, 11 и 12. –Если управитель Арудхи и Лагны является одной и той же планетой или если они взаимные друзья – это Джива Сутра. Если они нейтральны, тогда это Рога Сутра. Если случится, что они враги, тогда это Мритью Сутра. Отсчитайте от Удайя Лагна Накшатры до Джанма Накшатры вопрошающего и разделите это на 3. Если остаток будет равен единице, это Джива Сутра; если остаток – 2, это Рога Сутра; если остаток равен нулю, это Мритью Сутра.
Примечания:
Здесь возникает вопрос по поводу Адхипати Сутры, в случае, если управители не нейтральны, не дружественны и не враждебны, как, например, одна планета может быть дружественной по отношению к другой, в то время как другая планета может быть только нейтральной, как мы должны действовать? Ответ должен быть следующим:
Друг + Друг = Джива
Друг + Нейтрал. = Джива
Друг + Враг = Рога
Нейтрал. + Друг = Джива
Нейтрал. + Нейтрал. = Рога
Нейтрал. + Враг = Мритью
Враг + Друг = Рога
Враг + Нейтрал. = Мритью
Враг + Враг = Мритью
Строфы 13 и 14. – Если оба, и Арудха Раси и 10-й дом от нее являются Лунными знаками, тогда это Джива. Если оба они Солнечные знаки, тогда это Мритью. Если один из них Лунный, а другой Солнечный, тогда это Рога.
Примечания:
Меша, Вришабха, Митхуна, Каркатака, Дхану, Макара и Мина являются лунными или Чандра Раси или ночными знаками.
Симха, Кания, Тула, Вришчика и вторая половина Кумбхи являются солнечными или Сурья Раси или дневными знаками.
Диагностика заболеваний
Строфы 15, 16 и 17. – Результат Джива Сутры – долгая жизнь и выздоровление от болезни. Рога Сутра показывает продолжение болезни и наступление новых недугов. Эффектом Мритью Сутры является смерть родственника вопрошающего. В Карья Прашне, Джива, Рога и Мритью Сутры обозначают соответственно успех в начинаниях, скорбь и провал в начинаниях и опасение.
Примечания:
После выяснения различных основных сутр, таких как Саманья, Адхипатья, и т.д. и их положения в трех крупных подсутрах, а именно, Джива, Мритью и Рога, результаты вопроса должны оцениваться как в строфах 15, 16 и 17. Эффекты продолжаются далее в следующей сутре.
Результаты Сутр
Строфа 18. – Касательно всех вопросов Джива Сутра наделяет долголетием, жизнеспособностью и богатством. Рога Сутра дает потерю денег, умственные беспокойства и плохое состояние здоровья. И Мритью Сутра указывает на нарастание болезни, страх, крах начинаний и психическое расстройство.
Строфа 19. – Природа болезней должна выясняться из Бхуты, управляющей Сутрой. Вопрошающий будет иметь болезнь, соответствующую Бхуте.
Примечания:
Если Рога Сутра обнаружена в Саманье, вы должны сказать, что она причиняется землей. Больное место может быть установлено в соответствии с управителем той Бхуты или элемента. Каждая Бхута управляет определенной частью тела.
Сутры и Бхуты
Строфы 20, 21 и 22. –В человеческом теле плоть, кости, кожа (вены), волосы являются земными. Кровь, моча, пот, слюна и семя являются водными. Голод, жажда, сон, великолепие тела, тупость ума являются огненными. Движения или дрожь конечностей и дрожь тела являются воздушными. Любовь, ненависть, увлечение, страх, старость это психические качества и они эфирные. Мы описывали до сих пор пять сутр, но некоторые авторы имеют дело только с тремя сутрами.
Примечания:
Земная (Бхуми), водная (Джала), огненная (Агни), воздушная (Вайю) и эфирная (Акаша) бхуты (первоэлементы) имеют своих управителей Меркурия, Венеру, Марса, Сатурна и Юпитера соответственно.
Фактор времени
Строфа 23. – Накшатра и Адхипати Сутры ссылаются на настоящее. Саманья Сутра ссылается на прошлое. Амсака и Маха Сутры ссылаются на будущее.
Примечания:
Это очень важная строфа, дающая нам возможность обнаружить, ссылается ли вопрос на прошлое, настоящее или будущее. Определение основных Сутр и их ссылок на Джива, Мритью и Рога ясно открывают результат вопроса.
Строфа 24. – Планеты, занимающие первые четыре Бхавы, указывают на настоящее, следующие четыре указывают на будущее и оставшиеся четыре указывают на прошлое.
Примечания:
Управителем Саманья Сутры является Меркурий. Управитель Адхипати Сутры – Венера. Управитель Амсака Сутры – Марс. Управитель Накшатра Сутры – Сатурн. Управитель Маха Сутры – Юпитер.
Если эти управители занимают первые четыре дома (1-4), тогда говорят, что это настоящее. Если эти управители занимают следующие четыре дома (5-8), тогда говорят, что это будущее. Если они занимают следующие четыре (9-12), то говорят, это прошлое.
Три Сутры
Строфа 25. – Кантхабхарана имеет дело только с тремя Сутрами. Это Арудха Раси и Удайя Лагна Раси, составляющие Саманья Сутру; Арудха Двадашамса и Удайя Лагна Двадашамса, составляющие вторую Сутру; и Арудха Навамса с Удайя Лагна Навамшей, создающие третью Сутру.
Примечания:
Мы уже наблюдали выше, как должна быть рассчитана Арудха Спута. Градусы и минуты Лагна Спуты должны быть добавлены к Арудха Раси, чтобы получить Арудха Спуту.
Строфа 26. – Если случится, что эти три Сутры являются Мритью Сутрами, если случится, что управители Арудха Навамши и Арудха Двадасамши являются врагами управителя Арудхи; если Триспута, Дута Лакшана, Даши и Антардаши, в соответствии с гороскопом натива будут плохими, вы должны предсказать, что вопрошающий умрет, даже если он здоров в настоящий момент.
Строфа 27. – Если случится, что эти три Сутры являются Дживами, если управители Арудха Навамши и Арудха Двадасамши будут дружественны по отношению к Арудхе, и если управители Лагна Навамши и Лагна Двадасамши будут дружественны управителю Удайя Лагны; если Триспута, Дута Лакшана (приметы) и если Даши и Антардаши натива в соответствии с его гороскопом будут хорошими, тогда предсказывайте, что вопрошающий никогда не умрет, даже если он очень болен и прикован к постели. Если там комбинация Джива и других сутр, тогда будет выздоровление путем обращения к коррективным мерам.
Примечания:
Если случится, что некоторые из этих сутр будут Дживами, а некоторые иными, и если управители Арудха Навамши и Двадасамши и управитель Арудхи будут нейтральными или даже некоторые враждебными; или Триспута, Дута Лакшана и Даши и Антардаши будут смешанными по влиянию (хорошими и плохими), тогда предскажите что больной человек выздоровеет с помощью коррективных мер.
Значение Триспуты
Строфа 28. –Если Триспута попадает в знаки Каркатака, Вришчика или Мина, это создает большие проблеммы, которые будут сильнее для Мины и слабее для Каркатаки.
Примечания:
Даже в Каркатака Раси, они будут слабее в созвездии Пунарвасу и сильнее в Ашлеше. Во Вришчика Раси они будут менее эффективными в Вишакхе и более эффективными в Джиестхе. В Мина Раси они будут менее сильными в Пурвабхадре и более сильными в Ревати.
Строфа 29. – Если Триспута попадает в эту последнюю Навамшу Каркатака Раси, вопрошающий умрет в течение года. Если она попадает в последнюю Навамсу Вришчика Раси, он умрет в течение месяца. Если она попадает в Последнюю Навамшу Мина Раси, он умрет в течение дня.
Строфа 30. –Каждые четыре знака, начиная с Меша, Симха и Дхану соответственно являются созидающей, поддерживающей и разрушающей областями. Подвижные, фиксированные и двойные знаки и Навамши соответственно созидающие, поддерживающие и разрушающие. Если Триспута попадает в разрушающую область, Раси или Навамшу или Накшатру, предскажите, что произойдет все только одно плохое.
Примечания:
Ашвини является Шришти Накшатрой. Бхарани является Стхити Накшатрой. Криттика - Самхара Накшатра. Рохини опять Шришти и так далее в цикличном порядке по отношению к другим Накшатрам. Если Триспута попадает в Самхара Раси, Навамшу или Накшатру в Рикша Сандхи (переходы между двумя знаками) или в 88 паду или четверть, отсчитанную от пады созвездия рождения вопрошающего, или она попадет в 3-е, 5-е или 7-е созвездие от этой Джанма Накшатры, случится зло.