Предложения с вставными элементами

Вставные слова, словосочетания и предложения служат для выражения каких-либо добавочных, попутных замечаний, уточнений, поправок, примеров и т. п к основному сообщению: Он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.
От вводных элементов вставные отличаются по функции: если вводные единицы имеют (по преимуществу) субъективно-оценочное значение, то вставные – объективно-пояснительное. Поэтому вставные элементы могут выражать неограниченный по смыслу круг сведений (в то время как вводные делятся на группы по значению).
Отличие есть и в позиции вставных элементов в предложении: они не могут стоять в начале предложения, а располагаются только в его середине или конце. Выделяются вставные элементы при помощи скобок или тире: Конные полки – а их было большинство – вели себя особенно разнузданно. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. В тот день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя).

Предложения с обращениями

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того (то), к кому (чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и характеризуется звательной интонацией; может стоять в начале, середине и конце предложения. Совпадая по форме с подлежащим, обращение тем не менее не связано с другими словами в предложении никаким видом связи, так как членом предложения не является.
Обращение может быть одиночным, распространенным, выраженным сочинительным рядом: Подруга дней моих суровых, /Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых / Давно, давно ты ждешь меня.
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать речь, привлечь его внимание к сообщению, поэтому в качестве обращений часто употребляются имена, фамилии, названия лиц по родству, профессии и т. д.: Ты не пой, косарь, про широку степь! Юра, ты успел записать задание?
Однако обращение может быть выражено и предметными именами – при олицетворении: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! Раззудись, плечо! Размахнись, рука!
В роли обращения могут выступать и субстантивированные слова: Страстная, безбожная, пустая, / Незабвенная, прости меня! «Здорово, шестая! – послышался густой голос полковника.
Сравнительно редко и только в устной экспрессивной речи обращение выражается не именительным, а другими падежами: Эй, на лодке! Освободите левый борт! Эй, в шляпе! Отойди-ка в сторону! Но такие конструкции следует рассматривать как конструкции с опущенным именительным падежом существительного: Эй, человек в шляпе!
Обращение необходимо отличать от схожих по форме вокативных предложений, которые показывают эмоциональную реакцию на поведение собеседника, то есть выражают чувства говорящего: - Вы, Федор Иванович (обращение), должны примириться с вашей женой. – Лиза! (вокативное предложение). Произнося вокативное предложение, говорящий интонацией выражает различные оттенки мысли или чувства (радость, испуг, потрясение, упрек и т.д.). Княжна! (обращение) Постойте ради бога, - вскрикнул он, стараясь остановить ее. – Княжна! (вокативное предложение: призыв выражен лишь интонацией).
Также обращения необходимо отличать от именительного темы (именительного представления), который не входит в структуру предложения, но и не является самостоятельным компонентом. Его цель – назвать предмет или явление, о котором пойдет речь в высказывании, вызвать особый интерес к ним; сам же именительный темы ничего не сообщает об этом предмете: Мой мельник… /Ох, этот мельник! / С ума меня сводит он. Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. Именительный темы прямо или косвенно связан с 3-им лицом, а обращение связан со 2-м лицом: Москва! Как много в этом звуке / Для сердца русского слилось, / Как много в нем отозвалось! (предложение с именительным темы). Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын, / Как русский, – сильно, пламенно и нежно! (предложение с обращением).

Упражнение №31.Охарактеризовать элементы, осложняющие структуру простого предложения. Объяснить постановку знаков препинания.

1. Нет недостатка в Горюхине в орехах, клюкве, бруснике и чернике. 2. Рожь, овес, ячмень, гречиха родятся на тучных его нивах. 3. Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно. 4. Он вдруг начал громко хохотать и размахивать руками. 5. Путник осторожно спускался по склону, крутому, каменистому. 6. Грибов, по словам нашего хозяина, в этом году будет много. 7. К моему ужасу, я увидел приближающегося всадника. 8.Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 9. Поглядываю на острова (их на Енисее хватает), на зеленые луга по берегам. 10. С юга подул сильный ветер, теплый и влажный. 11. Испуганный громким смехом, котенок вырвался из рук и убежал. 12. Проголодавшийся и усталый от работы, он все же внимательно выслушал мальчика. 13. Здесь с ним обедывал порою / Покойный Ленский, наш сосед. 14. И Таня, скрыв свое волненье…, пускается в обратный путь. 15. Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя. 16. Кроме большого портрета, на стене висели еще две открытки и овальное зеркало. 17. По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. 18. Залитые солнцем, раскинулись за рекой пшеничные поля. 19. Автобус отошел с опозданием, перегруженный. 20. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. 21. Дмитрий слушал его нахмурясь. 22. Мальчик смотрит, проснувшись, в предрассветную тишь. 23.Была самая ранняя весна, сухая и серая. 24. Охваченный каким-то неясным предчувствием, он быстро оделся и вышел из дому. 25. Помимо лечебной помощи, в тайге требовалась оздоровительная работа. 26. Несмотря на морковный румянец, она была миловидна. 27. Неподалеку, тоже на высоте, вспыхивают голубые огни электросварки. 27. В ясный полдень, на исходе лета, шел старик дорогой полевой. 28. Над крышей, летая, кричат молодые грачи. 29. Одно время к сестрам ходил очень милый человек, капитан Рощин.

Упражнение №32.Выделить конструкции с обращениями. Отграничить их от конструкций с именительным темы и от вокативных предложений.

1. Сибирь! Москва! Два этих слова звучали именем страны. 2. – Вера! Вера! – в ужасе говорил Райский, протягивая ей руки, чтобы ей помешать. 3. Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава! 4. Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! 5. Отпусти меня, родная, на простор широкий! 6. Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра. 7. Россия! Очарован этим словом. 8. Россия! Дышать без тебя было б нечем. 9. – Так иди же вон, вон из моего дома! – Папа! – в ужасе поднялся Ваня. 10. Урал! Опорный край державы, ее добытчик и кузнец. 11. Вкусны ли, милая, слезы соленые с кислым кваском пополам? 12. Отчизна моя! Мне от края до края открыты большие просторы твои. 13. Он обернулся; у двери, закутанная в черную мантилью, стояла женщина… - Ирина! – воскликнул он и всплеснул руками. 14. Ах, Франция! Нет в мире лучше края. 15. О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя? 16. Для тебя, моя родная, эта песня у меня. 17. Далекий товарищ, английский рабочий, неужто ты будущим не озабочен? Далекий товарищ, рабочий английский, тебе ли не видеть опасности близкой? 18. Н и н а. Я боялась, что вы меня ненавидите… Т р е п л е в. Нина, вы опять… Нина! Н и н а. Ничего, мне легче от этого… 19. Л ю б о в ь А н д р е е в н а. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать… Г а е в. Сестра моя, сестра моя!.. 20. Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? 21. А война? Она была жестока, но нелогична. 22. «Вы эгоисты!» - с сердцем сказала Зоя Крючкова. – «Зоя!» - возмутился аспирант Женя Милютин. 23. «Кто это приехал?» - «Студенты» . 24. Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! 25. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. 26. Жизнь, увы, не вечный дар! 27. Дорогая, хорошая, сердце мое! Как медлителен времени бег! 28. О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу!

Домашнее задание
Упражнение №33.
Произвести полный разбор предложений (по схеме).

1. Границ научному познанию предвидеть невозможно. 2. Тридцать телег не могли спасти всех раненых. 3. Не мани меня ты, воля, не зови в поля! 4. По лугам набродившись за день, я, усталый, прилег под стогом.5. На небе ни месяца, ни звезд. 6. Вот у Коли, например, мама-милиционер. 7. Со мной была и есть Россия, моя весна, любовь моя! 8. Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое? 9-12. Каждая мать хотела бы иметь такого сына. Любая страна гордилась бы таким гражданином. Наш Гагарин. Он вырастал среди нас. 13. Никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку. 14. Подъехав к лесу, Левин слез с лошади и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. 15. Татьяна любопытным взором на воск потопленный глядит.

Наши рекомендации