Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Время выполнения работы – не более 5 астрономических часов
24.10.2015
Класс
Время выполнения работы – не более 5 астрономических часов
Аналитическое задание.
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Александр Грин
Во времена моей юности все мы, гимназисты, зачитывались выпусками «Универсальной библиотеки». Это были маленькие книги в жёлтой бумажной обложке, напечатанные петитом.
Стоили они необыкновенно дёшево. За десять копеек можно было прочесть «Тартарена» Додэ или «Мистерии» Гамсуна, а за двадцать копеек – «Давида Копперфильда» Диккенса или «Дон-Кихота» Сервантеса.
Русских писателей «Универсальная библиотека» печатала только в виде исключения. Поэтому, когда я купил очередной выпуск со странным названием «Синий каскад Теллури» и увидел на обложке имя автора – Александр Грин, – то, естественно, подумал, что Грин иностранец.
В книге было несколько рассказов. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил, и прочёл наугад:
«Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс… Разноязычный этот город напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости. Дома рассажены, как попало, среди нескольких намёков на улицы. Улиц в прямом смысле слова не могло быть в Лиссе, потому что город возник на обрывках скал и холмов, соединённых лестницами, мостами и узенькими тропинками.
Всё это завалено сплошной густой тропической зеленью, в веерообразной тени которой блестят детские пламенные глаза женщин. Жёлтый камень, синяя тень, живописные трещины старых стен; где-нибудь на бугрообразном дворе – огромная лодка, чинимая босоногим, трубку покуривающим нелюдимом; пение вдали и его эхо в оврагах; рынок на сваях под тентами и огромными зонтиками; блеск оружия, яркое платье, аромат цветов и зелени, рождающий глухую тоску, как во сне, о влюблённости и свиданиях; гавань – грязная, как молодой трубочист; свитки парусов, их сон и крылатое утро, зелёная вода, скалы, даль океана; ночью – магнетический пожар звёзд, лодки со смеющимися голосами – вот Лисс».
Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, читал не отрываясь, пока не прочёл до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу.
Внезапно я ощутил тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глазам женщин, шершавому жёлтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода.
Нет! Это была, пожалуй, не тоска, а жестокое желание увидеть всё это воочию и беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь.
И тут же я вспомнил, что какие-то отдельные черты этого блещущего мира я уже знал. Неизвестный писатель Грин только собрал их на одной странице. Но где я всё это видел?
Я вспоминал недолго. Конечно, в Севастополе, в городе, как бы поднявшемся из зелёных морских волн на ослепительное белое солнце и перерезанном полосами теней, синих, как небо. Вся весёлая путаница Севастополя была здесь, на страницах Грина.
Я начал читать дальше и наткнулся на матросскую песенку:
Южный Крест там сияет вдали
С первым ветром проснётся компас.
Бог, храня корабли,
Да помилует нас!
Тогда я ещё не знал, что Грин сам придумывал песенки для своих рассказов.
Люди пьянеют от вина, солнечного сверкания, от беззаботной радости, щедрости жизни, никогда не устающей вводить нас в блеск и прохладу своих заманчивых уголков, наконец – от «чувства высокого».
Всё это существовало в рассказах Грина. Они опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных городов.
Так я познакомился с Грином. Когда я узнал, что Грин русский и что зовут его Александр Степанович Гриневский, то не был этим особенно удивлён. Может быть, потому, что Грин был для меня к тому времени явным черноморцем, представителем в литературе того племени писателей, к которому принадлежали и Багрицкий, и Катаев, и многие другие писатели-черноморцы.
Удивился я, когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжкую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку. Недаром он написал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек».
Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: «Моя родина – там, где проплывают самые прекрасные облака».
Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.
Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить.
К.Г. Паустовский
Опорные вопросы:
1. Почему произведения Александра Грина произвели неизгладимое впечатление на автора рассказа? На основании каких фактов, деталей вы смогли сделать свой вывод?
2. Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор лаконичного заглавия произведения – имени и фамилии писателя, о личности и творчестве которого пойдёт речь в рассказе?
3. Как вы можете истолковать фразу «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты»? Что особенно удивило автора, когда он узнал факты биографии Грина?
4. С какой целью К. Паустовский включает в произведение объёмную цитату (описание Лисса) из рассказа Грина?
5. Какие особенности композиции рассказа вы бы выделили? Как они связаны с его основной мыслью?
6. Согласны ли вы с мнением автора: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству»? Докажите свою точку зрения.
Творческое задание.
Представьте, что Вам предложили выступить в телепередаче для старшеклассников. Подготовьте выступление-монолог публицистического характера на тему «Интересный человек. Какой он?», ссылаясь на Ваших любимых литературных героев. Составьте монолог в форме сочинения-рассуждения. Подберите к нему заголовок.
№ задания | Всего | ||
Кол-во баллов | 70б | 30б | 100б |
Задания школьного этапа