Дизайн-концепция (художественный образ).

Дизайн-концепция – основная образная идея будущего объекта, сформулированная как идейно-тематическая основа проектного замысла дизайнера, дающая возможность создать идейную модель целостно-структурированного объекта и описать его качественные и количественные характеристики.

Функция дизайн-концепции — содержательно обосновать цели деятельности и способы их достижения. Являясь смысловым центром, данная модель ориентирует дизайнера в проектной ситуации и в социально-культурном пространстве [20].

В основе создания среды отеля лежит системный подход, который включает разработку фирменного стиля, цветового и пластического решения, художественного оформления. Создаётся эмоционально-образная атмосфера, соответствующая эстетическим предпочтениям людей любого возраста, отвечающая тенденциям современного дизайна, оптимальная для общения и отдыха. Цветовая гамма сочетает в себе спокойные тона.

За основу стилистических особенностей данной темы взят образ джентльмена (элементы видны в разработке логотипа) и глобуса. Особенностью формирования стиля можно выделить то, что в интерьере данного проекта используются характерные элементы из чертежей Жюля Верна; технологии, основанные на принципах механики и сделанные из клёпанного металла, шестерёнок, медных труб и дерева; использование декораций и технологий Викторианской эпохи. За основную форму был взят глобус и часы, которые являются символом произведения Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», так как главному персонажу, Филеасу Фоггу, заключившему пари, нужно было успеть объехать весь мир за определённое время (рис.2.1).

Дизайн-концепция (художественный образ). - student2.ru

Рисунок 2.1. Ключевые особенности заданной темы проекта

Процесс разработки графического ключа заключается в снятие изобразительности данной темы и её трансформация в нужную цветовую гамму (рис. 2.2).

Дизайн-концепция (художественный образ). - student2.ru

Рисунок 2.2 Снятие изобразительности

Стилизация форм представлена в формальных композициях криволинейными и прямыми линиями (рис.2.3). Интерьер проектируемого мини-отеля ассоциативно связан с тематикой образа путешественника Филеаса Фогга, впитав в себя викторианский и этнический дух. Всё это дает возможность создания визуального ряда из сложных форм, предоставляет широкий выбор пластических решений. Декоративность, обусловленная стилизацией, простота и чёткость линий – основа данного образа для отеля.

Дизайн-концепция (художественный образ). - student2.ru

Рис.2.3 Формальные композиции

2.3.2 Дизайн-программа.Дизайнерская программа — порядок поэтапного изложения групп операции по реализации дизайн-концепции. Дизайн-программа имеет два значения:

- дизайн-программа-1—методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объектом;

- дизайн-программа-2 — сложный комплексный объект, разрабатываемый дизайнером порядок системы деятельности (предполагающий ее предметную оснастку).

Создание предметной системы — сложного комплекса вещей — предполагает в качестве исходной позиции формирование методической дизаин-программы-1. Когда же проектируется система деятельности, получающая затем материально-предметное оснащение, программа выступает объектом разработки, дизайн-программой-2.

Методы и задачи дизайн-программы-1. Для разработки этой дизайн-программы необходимы объект действия и исполнитель программы, определяемый в зависимости от ее объекта. Разработка программы осуществляется посредством ряда методов программирования:

- информационного (сбор материала),

- описательного (описание ситуации программирования),

- аналитического (изучение ситуации программирования и путей се реализации),

- сравнительного (сопоставление существующих путей создания и реализации программ),

- модельного (выработка свернутой модели программы и отработка, развернутой поэтапной модели программы);

- и методов реальной работы над программой и по программе. Методы реализации дизайн-программы аналогичны общим методам осуществления деятельности и совпадают с ее основными этапами.

В основе дизайн-программы-1 лежат задачи деятельности, определяемые дизайн-концепцией. Результатом разработки дизайн-программы являются продукты, получаемые в итоге преобразования исходных данных, включенных в задачу.Целью дизайн-программы является установление эффективной коммуникации между основными субъектами организуемой деятельности.

К основным функциональным составляющим дизайн-программы относятся:

- культурная концепция проектируемого объекта (системы);

- целевая структура;

- структура организации деятельности по реализации концепции и достижению поставленной цели.

«Идеальным» результатом дизайн-программы являются система приемов, средств и порядок перевода нерешенной исходной проблемы деятельности в разрешенную итоговую. Смысловое содержание дизайн-программы определяется концепцией [21].

Дизайн-сценарий.

Дизайн-сценарий — это представление возможного будущего объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться динамика социально-культурного процесса.

Категориями дизайн-сценария являются «среда», «сюжет», «ситуация» и «мизансцена», каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе проектирования объекта.

«Среда» связывает в сознании дизайнера два плана — объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человеческой деятельности и поведения, означенная в воображении дизайнера в целостное единство — сцену-среду.

«Сюжет» определяет обстоятельства «жизни» в пространстве сцены-среды, позволяет проследить причинно-следственную связь событий и организует форму действия так, что его разрозненные части оказываются внутренне и внешне взаимосвязанными.

«Ситуация» означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется, завершенностью действия. Смена ситуаций на сцене-среде развивает содержание действия во времени.

«Мизансцены» - структурные единицы средовых ситуаций и ролевой структуры, заключающие в себе определенные фрагменты социально-культурной среды человеческой деятельности и поведения человека в тот или иной момент социально-культурного процесса. Каждая из мизансцен, представляя собой часть сюжета, одновременно является и частной моделью сюжетного целого, выражаемого в замысле, в непрерывной цепи мизансцен [21].

За основу создания дизайн-сценария среды мини-отеля был взят постановочный вид сценария. В него входит следующий комплекс ситуаций и процессы:

– входная группа: вестибюль, коридоры;

– рабочая среда: ресепшн, столы администраторов;

– зона отдыха: фойе, гостиная,

– зона приёма пищи: ресторан

Тема сценирования концентрируется в замысле, выражающем общую проектную ситуацию в среде и определяющем объект дизайна как предметно-оформленный фрагмент среды человеческого обитания. Весь дизайн-процесс членится на мизансцены, определяется ролевая структура, в соответствии с которой роли распределяются между исполнителями-специалистами.

Наши рекомендации