Дизайн-концепция (художественный образ).
Дизайн-концепция – основная образная идея будущего объекта, сформулированная как идейно-тематическая основа проектного замысла дизайнера, дающая возможность создать идейную модель целостно-структурированного объекта и описать его качественные и количественные характеристики.
Функция дизайн-концепции — содержательно обосновать цели деятельности и способы их достижения. Являясь смысловым центром, данная модель ориентирует дизайнера в проектной ситуации и в социально-культурном пространстве [20].
В основе создания среды отеля лежит системный подход, который включает разработку фирменного стиля, цветового и пластического решения, художественного оформления. Создаётся эмоционально-образная атмосфера, соответствующая эстетическим предпочтениям людей любого возраста, отвечающая тенденциям современного дизайна, оптимальная для общения и отдыха. Цветовая гамма сочетает в себе спокойные тона.
За основу стилистических особенностей данной темы взят образ джентльмена (элементы видны в разработке логотипа) и глобуса. Особенностью формирования стиля можно выделить то, что в интерьере данного проекта используются характерные элементы из чертежей Жюля Верна; технологии, основанные на принципах механики и сделанные из клёпанного металла, шестерёнок, медных труб и дерева; использование декораций и технологий Викторианской эпохи. За основную форму был взят глобус и часы, которые являются символом произведения Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», так как главному персонажу, Филеасу Фоггу, заключившему пари, нужно было успеть объехать весь мир за определённое время (рис.2.1).
Рисунок 2.1. Ключевые особенности заданной темы проекта
Процесс разработки графического ключа заключается в снятие изобразительности данной темы и её трансформация в нужную цветовую гамму (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Снятие изобразительности
Стилизация форм представлена в формальных композициях криволинейными и прямыми линиями (рис.2.3). Интерьер проектируемого мини-отеля ассоциативно связан с тематикой образа путешественника Филеаса Фогга, впитав в себя викторианский и этнический дух. Всё это дает возможность создания визуального ряда из сложных форм, предоставляет широкий выбор пластических решений. Декоративность, обусловленная стилизацией, простота и чёткость линий – основа данного образа для отеля.
Рис.2.3 Формальные композиции
2.3.2 Дизайн-программа.Дизайнерская программа — порядок поэтапного изложения групп операции по реализации дизайн-концепции. Дизайн-программа имеет два значения:
- дизайн-программа-1—методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объектом;
- дизайн-программа-2 — сложный комплексный объект, разрабатываемый дизайнером порядок системы деятельности (предполагающий ее предметную оснастку).
Создание предметной системы — сложного комплекса вещей — предполагает в качестве исходной позиции формирование методической дизаин-программы-1. Когда же проектируется система деятельности, получающая затем материально-предметное оснащение, программа выступает объектом разработки, дизайн-программой-2.
Методы и задачи дизайн-программы-1. Для разработки этой дизайн-программы необходимы объект действия и исполнитель программы, определяемый в зависимости от ее объекта. Разработка программы осуществляется посредством ряда методов программирования:
- информационного (сбор материала),
- описательного (описание ситуации программирования),
- аналитического (изучение ситуации программирования и путей се реализации),
- сравнительного (сопоставление существующих путей создания и реализации программ),
- модельного (выработка свернутой модели программы и отработка, развернутой поэтапной модели программы);
- и методов реальной работы над программой и по программе. Методы реализации дизайн-программы аналогичны общим методам осуществления деятельности и совпадают с ее основными этапами.
В основе дизайн-программы-1 лежат задачи деятельности, определяемые дизайн-концепцией. Результатом разработки дизайн-программы являются продукты, получаемые в итоге преобразования исходных данных, включенных в задачу.Целью дизайн-программы является установление эффективной коммуникации между основными субъектами организуемой деятельности.
К основным функциональным составляющим дизайн-программы относятся:
- культурная концепция проектируемого объекта (системы);
- целевая структура;
- структура организации деятельности по реализации концепции и достижению поставленной цели.
«Идеальным» результатом дизайн-программы являются система приемов, средств и порядок перевода нерешенной исходной проблемы деятельности в разрешенную итоговую. Смысловое содержание дизайн-программы определяется концепцией [21].
Дизайн-сценарий.
Дизайн-сценарий — это представление возможного будущего объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться динамика социально-культурного процесса.
Категориями дизайн-сценария являются «среда», «сюжет», «ситуация» и «мизансцена», каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе проектирования объекта.
«Среда» связывает в сознании дизайнера два плана — объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человеческой деятельности и поведения, означенная в воображении дизайнера в целостное единство — сцену-среду.
«Сюжет» определяет обстоятельства «жизни» в пространстве сцены-среды, позволяет проследить причинно-следственную связь событий и организует форму действия так, что его разрозненные части оказываются внутренне и внешне взаимосвязанными.
«Ситуация» означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется, завершенностью действия. Смена ситуаций на сцене-среде развивает содержание действия во времени.
«Мизансцены» - структурные единицы средовых ситуаций и ролевой структуры, заключающие в себе определенные фрагменты социально-культурной среды человеческой деятельности и поведения человека в тот или иной момент социально-культурного процесса. Каждая из мизансцен, представляя собой часть сюжета, одновременно является и частной моделью сюжетного целого, выражаемого в замысле, в непрерывной цепи мизансцен [21].
За основу создания дизайн-сценария среды мини-отеля был взят постановочный вид сценария. В него входит следующий комплекс ситуаций и процессы:
– входная группа: вестибюль, коридоры;
– рабочая среда: ресепшн, столы администраторов;
– зона отдыха: фойе, гостиная,
– зона приёма пищи: ресторан
Тема сценирования концентрируется в замысле, выражающем общую проектную ситуацию в среде и определяющем объект дизайна как предметно-оформленный фрагмент среды человеческого обитания. Весь дизайн-процесс членится на мизансцены, определяется ролевая структура, в соответствии с которой роли распределяются между исполнителями-специалистами.