Удлинение арматуры после разрыва относитель-
НОЕ РАВНОМЕРНОЕ (dр) – изменение расчетной длины арматуры на
участке, не включающем место разрыва, выраженное в процентах перво-
начальной длины.
УДЛИНЕНИЕ ГЛАВНОЕ – любое из относительных удлинений по
направлению главных осей деформаций в данной точке.
УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ – отношение приращения длины
образца при растяжении к его исходной длине. У.о. обычно выражается в
процентах и является одной из основных характеристик металлов и спла-
вов. У.о. характеризует пластичность материала.
УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОСЛЕ РАЗРЫВА – отношение
приращения расчетной длины образца (обычно металла) после разруше-
ния к начальной расчетной длине, выраженное в процентах.
УДОБООБРАБАТЫВАЕМОСТЬ СМЕСЕЙ – свойство смесей, позво-
ляющее укладывать и уплотнять их имеющимся оборудованием.
УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ – технологическое свойство, имеющее
практическое значение в основном для растворных и бетонных смесей,
характеризуемое их способностью заполнять форму с образованием плот-
ной однородной массы и оцениваемое подвижностью, жесткостью и
связностью.
УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ СМЕСИ БЕТОННОЙ (консистенция
смеси бетонной) – техническая характеристика смеси, определяющая ее
способность к уплотнению и формообразованию. У.с.б. – способность
бетонной смеси растекаться и заполнять заданную форму под действием
собственного веса и внешних сил (обычно под действием вибрирующих и
др. уплотняющих машин); характеризуется показателями подвижности и
жесткости.
УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ СМЕСИ РАСТВОРНОЙ – способ-
ность растворной смеси равномерно укладываться по пористому основа-
нию (кирпичу, бетону, природному камню и пр.) тонким слоем. Оценка
условной вязкости, или подвижности, растворной смеси производится с
помощью стандартного металлического конуса, погружаемого в испытуе-
мый материал.
УДОБОФОРМУЕМОСТЬ СМЕСИ БЕТОННОЙ – техническая харак-
теристика бетонной смеси, определяющая качественно ее способность к
уплотнению и формообразованию, определяемая с помощью стандартных
методов для классов П1-П5 с помощью конуса по величине осадки смеси
после его снятия; для классов Ж1-Ж4 и СЖ1-СЖ3 – по времени вибрации,
необходимой для выравнивании и уплотнения смеси на приборе типа Вебе.
«УДОБСТВА» – разговорное, обыденно-бытовое название, отражающее
наличие основных элементов (видов) благоустройства жилища. См. жи-
лище благоустроенное.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – восприятие потреби-
телями степени выполнения их требований.
УЗБОЙ – сухие русла, мѐртвые долины в пустынях Средней Азии.
УЗЕЛ – 1) часть машины, механизма, установки и т.п., состоящая из не-
скольких более простых элементов (деталей); 2) совокупность функцио-
нально связанных сооружений, машин или других устройств (например,
гидроузел, радиоузел); 3) пункт (точка) пересечения разнородных конст-
рукций или их элементов; например, линий электропередачи (точка соеди-
нения ветвей электрической цепи), путей сообщения (например, несколь-
ких железнодорожных линий – железнодорожный У.) и т.п.
УЗЕЛ ВВОДА В ЗДАНИЕ (УВ) – узел ввода трубопроводов тепловодо-
снабжения в здание, в котором при отсутствии индивидуального теплово-
го пункта (ИТП) устанавливаются отсекающие задвижки и приборы учета
тепловой энергии, теплоносителя и воды.
УЗЕЛ ВОДОМЕРНЫЙ – комплекс устройств, включающий в себя
расходомер для воды и примыкающие к нему участки трубопроводов с
запорной и регулирующей арматурой.
УЗЕЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ – пункт слияния или пересечения двух
или нескольких железнодорожных линий, состоящий из одной или не-
скольких станций.
УЗЕЛ ЖЁСТКИЙ – конструктивный узел, в котором элементы узла
жѐстко соединены между собой.
УЗЕЛ ЗАДВИЖЕК – группа задвижек, обеспечивающая выполнение
заданных технологических операций, которая может размещаться в поме-
щениях, колодцах, под навесом или на открытых площадках.
УЗЕЛ ИЗДЕЛИЯ – сборочная единица, которая может собираться от-
дельно от других составных частей изделия или изделия в целом и выпол-
нять определенную функцию в изделиях одного назначения только совме-
стно с другими составными частями.
УЗЕЛ КОНСТРУКТИВНЫЙ – место соединения нескольких элементов
конструкций.
УЗЕЛ КОНСТРУКЦИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ – сопряжение, соединение
между собой строительных конструкций, элементов строительных конст-
рукций и их составных частей (например, часть сооружения в месте соедине-
ния нескольких стержней и т.п. элементов в строительных конструкциях).
УЗЕЛ КРАНА РЕГУЛИРУЮЩИЙ – устройство (деталь), обеспечи-
вающее необходимое заданное открытие или закрытие проходного сече-
ния в корпусе крана.
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ПОДВЕСКИ СЕТИ КОНТАКТНОЙ – сцепная
электротехническая арматура для прикрепления подвески к опоре воздуш-
ной линии электропередачи или к опоре распределительного устройства.
УЗЕЛ ЛЕСТНИЧНО-ЛИФТОВОЙ – объѐмно-планировочный узел,
обеспечивающий вертикальные коммуникации (помещение, предназна-
ченное для размещения лестничной клетки и лифтов), а также пути эва-
куации людей, противопожарную и противодымную защиту с учѐтом
особенностей и назначения здания.
УЗЕЛ ЛИФТОВЫЙ – объемно-планировочный элемент здания, вклю-
чающий в себя лифтовые холлы, шахты и машинные помещения одного
лифта, группы лифтов или нескольких групп лифтов, расположенных в
непосредственной близости друг от друга.
УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ПЕРЕСАДОЧНЫЙ – станция метрополи-
тена, оборудованная в инженерном отношении для обеспечения перехода
пассажиров с линии на линию в местах пересечения или касания отдель-
ных веток (линий) метрополитена.
УЗЕЛ МОРСКОЙ – вид разъѐмного соединения двух гибких тросов или
троса с каким-либо предметом. Свойства У.м. – повышение надѐжности
соединения с усилением натяжения троса и устранение зажима петель при
снятии нагрузки (что позволяет легко развязать У.м.).
УЗЕЛ ОБОРОНЫ – долговременное фортификационное сооружение;
сочетание долговременных опорных пунктов и отдельных позиций огне-
вых средств, эшелонированных в глубину, находящихся между собой в
огневой связи и часто соединенных между собою подземными потернами.
При этом как опорные пункты, так и У.о. в целом объединены общей
тактической задачей, системой огня и препятствий, приспособлены для
круговой обороны. У.о. обычно является частью батальонного района
обороны, от удержания которой зависит устойчивость обороны всего
района.
УЗЕЛ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬНОГО – конструктивно и технологиче-
ски обособленная часть возводимого промышленного комплекса (объек-
та), расположенная в строго определенных границах, техническая готов-
ность которой после завершения строительно-монтажных работ позволяет
провести пусконаладочные работы и опробование агрегатов, механизмов и
устройств. Состав и границы узлов устанавливаются с учетом организаци-
онно-технологических требований строительства предприятий, увязанных
с требованиями основного процесса получения готовой продукции. К
технологическим узлам относятся цех и установки по транспортированию
сырья, его переработке, производству готовой продукции и др. Общепло-
щадочные узлы составляют объекты водоснабжения, водоотведения,
тепло- и электроснабжения, кислородо- и азотоснабжения и т.п.
УЗЕЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ – первоначально (после русско-японской
войны) группа опорных пунктов, расположенных на переднем крае внутри
позиции, включавший господствующие над участком позиции и находя-
щиеся в огневой связи с соседними участками. В I мировую войну У.с.
(центрами сопротивления) называли отдельные наиболее укрепленные
участки позиций, обнесенные сильными искусственными препятствиями с
фронта и флангов. Для возможности обороны по частям служили опорные
пункты, находившиеся во взаимной огневой связи и расположенные на
всех выгодных точках местности. Ходы сообщения также приспосаблива-
лись к обороне, а на флангах возводились фланкирующие пулеметные
сооружения для обстрела промежутков.
УЗЕЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ – появившийся в
1923 г. в отечественной фортификации термин для обозначения сильно
укрепленных и важных в тактическом отношении пунктов. У.с.д. занимал
площадь 3,0-3,5 км2 и имел: 1) несколько линий обороны из отдельных
земляных и бетонных брустверов с убежищами под ними, связанными с
тылом потернами, одну или несколько опорных групп и редюит; на флан-
гах также возводились опорные группы с броневыми установками; 2)
широкие, продольно обстреливаемые и трудно уничтожаемые артилле-
рийским огнем искусственные препятствия; 3) многочисленную скоро-
стрельную противоштурмовую артиллерию, расположенную преимуще-
ственно под броневыми укрытиями, а также большое количество пулеме-
тов, огнеметов и других средств ближней борьбы; 4) постоянный гарнизон.
У.с.д. мог быть уничтожен или захвачен лишь после длительной (много-
дневной) атаки с очень большими затратами боеприпасов и потерями. См.
также центр сопротивления.
УЗЕЛ ПРИМЫКАНИЯ БЛОКА К ПРОЕМУ – конструктивная систе-
ма, обеспечивающая сопряжение оконного (дверного) проема (в том числе
элементов наружного и внутреннего откосов) с коробкой оконного (двер-
ного) блока, включающая в себя монтажный шов, облицовочные и кре-
пежные детали (для оконного блока – также подоконную доску и слив).
УЗЕЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ – 1) в районной планировке – группа пред-
приятий и других объектов производственного назначения с технологиче-
ски и организационно кооперированным основным производством, раз-
мещенная на одной площадке и объединенная общими коммуникациями,
инженерными сооружениями и вспомогательным производством, единой
системой социально-бытового и других видов обслуживания работников,
единым архитектурно-планировочным замыслом; 2) часть территории
промышленного района города, на которой комплексно развиваются
несколько предприятий одной или разных отраслей промышленности с
обслуживающими их общими системами транспорта, энергетики, инже-
нерных сооружений и подземных сетей.
УЗЕЛ РАСТВОРНЫЙ – комплекс машин для механизированного при-
готовления кладочных и штукатурных строительных растворов. У.р.
выполняются стационарными или передвижными.
УЗЕЛ САНИТАРНЫЙ (санузел) – см. санузел.
УЗЕЛ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ – детали труб, собранные на
трубозаготовительных заводах или в центральных заготовительных мас-
терских в укрупненные элементы для удобства их монтажа в санитарных
узлах.
УЗЕЛ СВАРНОЙ – часть конструкции, в которой сварены примыкающие
друг к другу элементы.
УЗЕЛ СВЯЗИ ПОЧТОВОЙ – производственное подразделение почто-
вой связи, предоставляющее пользователю все виды услуг почтовой связи
и обрабатывающее все виды почтовых отправлений спецсвязи, а также
осуществляющее распространение печатных средств массовой информации.
УЗЕЛ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ПРИБОРНЫЙ – совокупность
конструктивных элементов для подведения теплоносителя в системе
отопления, передачи определенного количества теплоты в обогреваемое
помещение и отведения отдавшего теплоту теплоносителя.
УЗЕЛ СИСТЕМЫ СТЕРЖНЕВОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – точка
взаимного пересечения осей стержня в месте их соединения.
УЗЕЛ СИСТЕМЫ СТЕРЖНЕВОЙ ЖЕСТКИЙ – конструктивный
узел, в котором концы всех стержней соединены между собой при помощи
цилиндрического и шарового шарнира.
УЗЕЛ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – 1) см. узел конструкций строительных; 2)
см. узел объекта строительного.
УЗЕЛ ТЕЛЕФОННЫЙ – предприятие связи, обслуживающее население
района или города и ведающее развитием телефонной сети, еѐ эксплуата-
цией и взиманием оплаты за услуги, оказываемые населению.
УЗЕЛ ТЕПЛОВОЙ – комплекс устройств для присоединения систем
теплопотребления к тепловой сети.
УЗЕЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ – конструктивно и технологически
обособленная часть объекта строительства, техническая готовность кото-
рой позволяет автономно, независимо от готовности объекта в целом,
производить пуско-наладочные работы, индивидуальные испытания и
комплексное опробование этой части объекта. У.т., как правило, выделяют
стадии технологического процесса объекта – подготовку сырья, этапы его
переработки, выделения конечного продукта, хранение и т.д.
УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ – комплекс транспортных устройств в пункте
стыкования нескольких видов транспорта, совместно выполняющих опе-
рации по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок
грузов и пассажиров.
УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ ГОРОДСКОЙ – пункт пересечения или
слияния различных видов или направлений городского транспорта с пере-
распределением пассажирских потоков в нѐм.
УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ – пункт взаимодействия
(пересечения, примыкания) и остановки двух или нескольких видов пас-
сажирского транспорта (или нескольких транспортных средств одного
вида курсирующих по разным маршрутам), где производится пересадка
пассажиров.
УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ (УУ) – узел подключения систем отопления
здания (блок-секции) к распределительным сетям от центрального тепло-
вого пункта (ЦТП) при непосредственном присоединении или с элеватор-
ным узлом.
УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОТОПЛЕНИЕМ – узел подключения системы
отопления здания (либо блок-секции) к распределительным сетям от цен-
трального теплового пункта (ЦТП) при непосредственном присоединении
или с элеваторным подмешиванием. При наличии автоматического управле-
ния и насосного подмешивания У.у.о. называют автоматизированным.
УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ – совокупность запорных
и сигнальных устройств с ускорителями (замедлителями) их срабатывания.
УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ – сово-
купность запорных и сигнальных устройств с ускорителями (замедлителями)
их срабатывания, трубопроводной арматуры и измерительных приборов
водяных и пенных установок пожаротушения (УП), предназначенных для
пуска и контроля за работоспособностью вышеперечисленных установок.
УЗЕЛ УЧЕТА ПОСТУПАЮЩИХ СТОЧНЫХ ВОД – совокупность
устройств и приборов, обеспечивающих учет количества сточных вод.
УЗЕЛ ФЕРМЫ – конструктивный узел, в котором элементы решѐтки
фермы соединены с поясами, объединяющими несколько стержней фермы.
УЗЕЛ ФЕРМЫ КОНЬКОВЫЙ – узел в вершине двускатной фермы.
УЗЕЛ ФЕРМЫ ОПОРНЫЙ – узел фермы, устанавливаемый на опору.
УЗЕЛ ШАРНИРНЫЙ – конструктивный узел, в котором элементы узла
соединены между собой при помощи цилиндрического или шарового
шарнира.
УЗО-Д (устройство защитного отключения дифференциальное) –
механический коммутационный аппарат или совокупность элементов,
которые при достижении (превышении) дифференциальным током задан-
ного значения при определенных условиях эксплуатации должны вызвать
размыкание контактов.
УЗО-Д БЕЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ –
УЗО-Д, функционирование которого не зависит от вспомогательной под-
водимой величины.
УЗО-Д С ВОЗВРАТОМ В РАБОЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ – УЗО-Д, кото-
рое, помимо операции включения, требует дополнительной операции по
его возврату в рабочее положение, в котором оно способно реагировать на
дифференциальный ток.
УЗО-Д С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫДЕРЖКИ ВРЕМЕНИ – УЗО-Д,
специально сконструированное таким образом, что к нему может присое-
диняться отдельное устройство так, что в комплекте они составляют УЗО-Д с
выдержкой времени.
УЗО-Д С ВЫДЕРЖКОЙ ВРЕМЕНИ ОТКЛЮЧЕНИЯ – УЗО-Д,
специально предназначенное для обеспечения заранее заданного значения
предельного времени неотключения, соответствующего данному значе-
нию дифференциального тока.
УЗО-Д СО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ –
УЗО-Д, функционирование которого зависит от вспомогательной подво-
димой величины.
УЗО-Д СО ВСТРОЕННОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ СВЕРХТОКОВ – УЗО-Д,
предназначенное также для одновременной защиты от перегрузки и токов
короткого замыкания.
УЗО-Д СО СВОБОДНЫМ РАСЦЕПЛЕНИЕМ – УЗО-Д, контакты
которого возвращаются в разомкнутое положение и остаются в этом по-
ложении, если команда на отключение поступает после начала операции
по включению, даже в том случае, когда операция по включению продол-
жается.
УЗОР – рисунок, представляющий собой определѐнные переплетения
линий, фигур, сочетание красок и т.п., а также контур, очертания чего-
либо, воспроизводящие расположением, переплетением своих линий,
деталей, частей и т.п. такой рисунок.
УЗОР КРИВОЛИНЕЙНЫЙ – тип рисунка позднеготического ажурного
оконного переплета (см. «пузырь рыбий»).
«УЗОР МОРОЗНЫЙ» ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ – дефект,
представляющий собой появление на лакокрасочном покрытии большого
числа очень мелких складок, составляющих «морозный» узор.
УЗОР ПЛАМЕНЕЮЩИЙ – тип рисунка позднеготического ажурного
оконного переплета (см. «пузырь рыбий»).
УЗОР СЕТЧАТЫЙ – повторяющийся орнаментальный мотив, преиму-
щественно ромбовидный.
УЗОРИТ – облицовочный материал из отходов производства стекла.
УКАЗАНИЕ – организационно-распорядительная форма передачи управ-
ленческого решения и разъяснения действия для достижения цели. У.
может содержаться в приказах, распоряжениях, в резолюции на документе
или высказываться устно.
УКАЗАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ – обозначение, которое идентифи-
цирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или
местности на этой территории, где определенные качество, репутация или
другие характеристики товара в значительной степени связываются с его
географическим происхождением. У.г. включает в себя понятия «наименова-
ние места происхождения товара» и «указание происхождения товара».
УКАЗАТЕЛЬ КРАНОВЫЙ – прибор, который выдает машинисту гру-
зоподъемного крана визуальную и/или звуковую информацию для пра-
вильного управления краном. Иногда У.к. называют указатель рабочих
параметров крановый – прибор, который выдает машинисту крана визу-
альную и/или звуковую информацию о величине основных рабочих пара-
метров.
УКАЗАТЕЛЬ СКЛОНА (бергштрих) – короткие штрихи на горизонта-
лях топографической карты, указывающие направление вниз по склону.
УКАТКА – механическое уплотнение грунта или бетона с помощью
катков.
УКЛАД – закаленное железо, разновидность стали.
УКЛАДКА АНГЛИЙСКАЯ – см. кровля английская.
УКЛАДКА ЛÓГОМ – укладка одинаковых прямоугольных элементов
(кирпичи, дѐрн, мешки с землей) длинной стороной на лицевую поверх-
ность стены или земляного вала. См. также тычок.
УКЛАДКА НЕМЕЦКАЯ – см. кровля немецкая.
УКЛАДКА СВАРНЫХ АРМАТУРНЫХ СЕТОК – арматурные сетки
заводского производства, поставляемые на объекты в рулонах и устанав-
ливаемые в проектное положение главным образом в горизонтальных
конструкциях.
УКЛАДКА СМЕСИ БЕТОННОЙ – заполнение бетонной смесью опа-
лубки, формы или площади массива при безопалубочном бетонировании.
УКЛАДКА ФРАНЦУЗСКАЯ – система выстилки шиферной кровли
параллельными рядами шестиугольных плиток таким образом, что на
поверхности швы образуют сетку с наклоном линий под углом в 45° к
свесу крыши.
УКЛОН – показатель крутизны склона; мера превышения одной точки
продольного (поперечного) профиля над другой, отношение разности
высот двух точек земной поверхности к горизонтальному расстоянию
между ними (например, У., равный 0,015, соответствует подъѐму 15 м на
1000 м расстояния). У. принимается положительным для повышающейся
линии и отрицательным – для понижающейся. В геодезии У. понимается
как величина, характеризующая крутизну угла наклона линии. У. вычис-
ляют, умножая тангенс угла на превышение между точками, деленное на
горизонтальное проложение. Крутизна участка трассы характеризуется
поперечным и продольным У.
УКЛОН ВИРАЖА – односторонний поперечный уклон проезжей части
дороги на кривой, больший, чем на прямом участке.
УКЛОН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ – падение напора, отнесѐнное к единице
длины водотока.
УКЛОН ИЗДЕЛИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО (боковой скос изделия
строительного) – отклонение скошенной боковой поверхности строи-
тельного изделия от вертикальной плоскости в пределах толщины данного
изделия (бордюрного камня, бетонной плиты и т.п.).
УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ – уклон, придаваемый сооружениям, конструк-
циям или их элементам в направлении, перпендикулярном продольной оси.
УКЛОН ПРЕДЕЛЬНЫЙ – геодезический термин, обозначающий вели-
чину предельно допустимых углов наклона трассы (максимальных или
минимальных).
УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ – уклон, придаваемый сооружениям, конст-
рукциям или их элементам в продольном направлении.
УКЛОН РЕКИ – отношение падения реки на каком-либо еѐ участке к
длине последнего; выражается в промилле (0/00), реже в процентах (%).
УКЛОН РУКОВОДЯЩИЙ ПУТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО – наи-
больший продольный уклон железнодорожного пути или автомобильной
дороги, обеспечивающий движение с расчетной скоростью поездов установ-
ленной весовой нормы или автомобилей принятой грузоподъемности.
УКЛОН ТЕПЛОПРОВОДА – запланированное отклонение проложен-
ных труб от горизонтали, используемое при эксплуатации системы ото-
пления: водяной – для отвода скопления воздуха (в верхней части систе-
мы) и самотечного аварийного слива воды; паровой – для самотечного
удаления конденсата (в т.ч. конденсата попутного), а также для опорожне-
ния системы.
УКОЛЫ БУЛАВОЧНЫЕ – дефект (повреждение) эмалированных
металлических изделий (в основном сантехнических, например, эмалиро-
ванных ванн), представляющий собой углубления в виде точки на поверх-
ности эмали.
УКОСИНА – наклонная балка или треугольная стальная ферма, служа-
щая для подвески груза; раскос, наклонно стоящая к стойке подпорка.
УКРАШЕНИЕ АТТИЧЕСКОЕ – декорировка верхней части каминов
скульптурой или архитектурными ордерными элементами из мрамора,
гипса или дерева.
УКРЕПЛЕНИЕ – термин фортификационной архитектуры, обозначаю-
щий: 1) сомкнутое оборонительное сооружение, усиленное противоштур-
мовыми преградами и самостоятельное в смысле обороны (то есть способ-
ное вести некоторое время оборону без поддержки). У. являлись основным
элементом укрепленной позиции в XIX в.; характерными типами У. явля-
лись редуты, штерншанцы и другие сомкнутые фортификационное по-
стройки. С середины ХХ в. термин У. по отношению к отдельным соору-
жениям или постройкам применяется лишь как разговорный, а не научный
(используются общий термин «фортификационное сооружение» и т.п.).
См. также профиль укрепления. 2) Процесс возведения фортификационных
сооружений и инженерного оборудования местности. 3) мероприятия и
работы по повышению прочности и несущей способности материалов,
конструкций, грунтов и т.п.; иногда У. называют также закрепление эле-
ментов конструкций в установленном проектном положении.
УКРЕПЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ – недолговечные и некапитальные обо-
ронительные сооружения из земли, дерева или металла. У.в. обычно воз-
водились при недостатке времени для устройства долговременных форти-
фикационных сооружений. Обладая формой и профилем, близкими к
долговременным, У.в. не имели каменных преград и безопасных от огня
осадной артиллерии казематов. Материалом для них служила земля, дере-
во, железо в виде балок, рельсов, дикий камень. Если частично для возве-
дения У.в. применяется и бетон, то их называли полудолговременными.
Применялись для защиты каких-либо важных пунктов, значение которых
выяснялось (или угроза которым непредвиденно создавалась) уже во
время войны.
УКРЕПЛЕНИЕ ГОЛОВНОЕ – фортификационное сооружение для
защиты моста, узкого прохода в рельефе местности и т.п.
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА (закрепление грунта) – придание грунту,
находящемуся в природном состоянии, новых физико-механических
свойств (повышение прочности, связности, водонепроницаемости), путем
специальной обработки (цементации, силикатизации, смолизации, глини-
зации, битумизации, методов электрохимического или термического
воздействия, замораживания и др.) с целью повышения несущей способ-
ности основания, закрепления стенок котлована и горных выработок,
создания противофильтрационных завес и т.п.
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА ВЯЖУЩИМИ (стабилизация грунта) –
введение в грунт вяжущих материалов, органических и неорганических,
раздельно или комплексно.
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА СОЛЕВОЕ – введение в грунт солей, вызы-
вающих коагуляцию коллоидно-глинистой составляющей, гигроскопиче-
ских солей для сохранения оптимальной влажности или нескольких видов
солей, образующих с коллоидной частью нерастворимые соединения.
УКРЕПЛЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ – укрепления, возводившиеся в
мирное время в основном гражданскими строителями по разработанным
архитекторами проектам из прочных материалов и содержавшиеся посто-
янно в исправности и готовности к действию. У.д. обеспечивали успешное
длительное сопротивление всем средствам атаки существенно превосхо-
дящих сил противника за счет устройства перед боевой позицией проти-
воштурмового препятствия, трудно разрушаемого и прикрытого франко-
вым огнем из специальных сооружений, а также наличия безопасных от
разрушения помещений для гарнизона и запасов. Примерами У.д. явля-
лись крепости, форты и т.п.
УКРЕПЛЕНИЕ МЕСТНОСТИ – см. укрепление позиций.
УКРЕПЛЕНИЕ НАРУЖНОЕ – укрепление, располагавшееся впереди
главной крепостной ограды. Иногда У.н. назывались передовыми укреп-
лениями.
УКРЕПЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЕ – укрепление (обычно ротное), располо-
женное отдельно от общей позиции.
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКРЫТОЕ – полевое укрепление, открытое с горжи.
Устраивались, когда занятое укреплением место было прикрыто от атаки с
тыла естественной преградой или расположенными позади войсками, а
также для временной задержки противника при отступлении. Основные
типы У.о. – реданы, флеши, люнеты.
УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ (укрепление местности) – совокупность
всех инженерных мероприятий, позволяющих: 1) устранить или умень-
шить недостатки местности, выбранной для позиции; 2) увеличить предос-
тавляемые местностью выгоды для расположения своих войск и их дейст-
вий; 3) увеличить трудности для действий войск противника. Вследствие
У.п. эффективность сопротивления обороняющихся войск существенно
увеличивается, а потери сокращаются. Обычно различают У.п. заблаго-
временное (с применением долговременных сооружений) и поспешное
(т.н. поспешное возведение укреплений, то есть У.п. в непосредственной
близости от противника или при ожидании его наступления на неукреп-
ленную позицию, при котором возводятся окопы и легкие фортификаци-
онные сооружения, причем недостаток времени, сил и средств вынуждает
отступать от ряда правил и пренебрегать точностью измерения и расчетов,
игравших большую роль, а также тщательностью работы и возводить
более слабые постройки, приближенные к окопной профили).
УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛЕВОЕ – фортификационные сооружения, строив-
шиеся при непосредственном соприкосновении с противником самими
войсками (включая инженерно-саперные части) из местного материала без
привлечения к проектированию и постройке гражданских строителей,
архитекторов, инженеров.
УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУДОЛГОВРЕМЕННОЕ – временные укрепле-
ния, при возведении которых были частично применены прочные мате-
риалы (камень, бетон, железобетон) и усилены препятствия и преграды
штурму, что сделало их более капитальными и устойчивыми, чем обыч-
ные временные, но все же не столь капитальными, как долговременные.
УКРЕПЛЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ – укрепления, расположенные в
промежутках между фортами и состоящие из пехотных (промежуточные
долговременные форты, обстреливающие ружейно-пулеметным огнем
соседние полупромежутки; безопасные от снарядов промежуточные ка-
зармы, превращавшиеся в мобилизационный период в опорные пункты;
промежуточные пехотные гласисы с убежищами и препятствия) и артил-
лерийских (бронебашенные и открытые долговременные казармы, артил-
лерийские гласисы, безопасные от снарядов блиндажи и долговременные
казармы и пороховые погреба) позиций. У.п. появились в последней чет-
верти XIX в. в связи с появлением нарезной артиллерии и фугасных снаря-
дов и переходом на ускоренные методы атаки, при которых главным
объектом атаки были не форты, а промежутки; форты же не штурмова-
лись, а временно парализовались интенсивным артиллерийским обстре-
лом. В связи с этим от крепостей, внешний пояс которых состоял из одних
фортов («дырявые крепости») отказались.
УКРЕПЛЕНИЕ СОМКНУТОЕ – фортификационное полевое сооруже-
ние, позволяющее вести круговую оборону (например, редут). Основными
типами У.с. в полевой фортификации были редуты и штерншанцы, а в
долговременной фортификации – форты, крепости.
УКРЕПЛЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ – совокупность
мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов
зданий, помещений, а также ограждений объектов и охраняемых террито-
рий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционирован-
ному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным
посягательствам проникновения в охраняемую зону.
УКРЕПЛЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ (техукрепленность) – свойство
зданий и сооружений (строительных конструкций), характеризующее их
способность противодействовать несанкционированному проникновению,
взлому и другим противоправным действиям.
УКРЫВИСТОСТЬ МАТЕРИАЛА ЛАКОКРАСОЧНОГО – способ-
ность лакокрасочного состава при равномерном нанесении на окрашивае-
мую поверхность (обычно одноцветную) скрыть ее первоначальный цвет
или цветовые различия окрашиваемой поверхности.
УКРЫТИЕ – фортификационный термин; в XIX в. – всякое сооружение и
даже местные предметы (естественное закрытие), обеспечивавшие укры-
тие от наблюдения и обстрела, а в некоторых случаях представлявшее
более или менее серьезную преграду атакующему противнику (в основном
– отдельные укрепления: редуты, реданы, окопы, блиндажи и пр.) После
русско-японской войны под У. стали понимать открытые сооружения на
обратных скатах возвышенности для резервов и в виде окопов, располо-
женных друг за другом (типа колонных ложементов), а также окопы для
пулеметов и артиллерии. В I мировую войну 1914-18 гг. под У. понима-
лись сооружения, прикрывающие от наземного или воздушного огня, в
виде вертикальных или горизонтальных экранов, т.е. блиндажи всех видов,
не приспособленные для жилья. Позднее термин У. используется в общем
смысле для обозначения любых сооружений, предохраняющих вообще от
поражения противником.
УКРЫТИЕ АСПИРАЦИОННОЕ – устройство, выполненное в виде
различных полостей, кожухов, местных отсосов и предназначенное для
локализации выделяющейся пыли.
УКРЫТИЕ ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ – устройство, отделяющее места
образования вредных выделений от общего объѐма помещений.
УКРЫТИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ – помещение или место, где ис-
ключается воздействие опасных факторов пожара на людей в течение
времени, необходимого для их спасения.
УЛИТКА ДЕРНОВАЯ – декоративное парковое сооружение из земли с
укладкой дѐрна по спирали, желоба которой могут внезапно заполняться
водой из скрытого резервуара.
УЛИЦА – часть территории населенного пункта (города), предназначен-
ная для движения транспорта и пешеходов (или только пешеходов), а
также используемая для размещения различных элементов благоустройст-
ва, подземных сооружений и зеленых насаждений. У. застроена, как пра-
вило, вдоль трассы различными зданиями и сооружениями; представляет
собой линейно протяжѐнное пространство между двумя рядами домов
(строений, сооружений и т.п.), предназначенное для прохода и проезда.
Типичная современная У. включает проезжую часть (как минимум, двух-
полосную) и тротуары для пешеходов по ее боковым сторонам.
УЛИЦА ВОЕННАЯ – дорога вдоль валов главной ограды внутри крепо-
сти, предназначенная для перемещения войск и припасов к крепостным
веркам.
УЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТРЕЛОЧНАЯ – железнодорож-
ный путь, на котором последовательно расположено несколько стрелоч-
ных переводов для примыкания группы параллельных путей.
УЛИЦА ЖИЛАЯ – улица местного значения, предназначенная для подъ-
езда и подхода к жилым микрорайонам и группам жилых домов.
УЛИЦА МАГИСТРАЛЬНАЯ – широкая улица (как правило, крупного
города) с интенсивным транспортным движением, которая обеспечивает
внешние и внутриселенные транспортные связи, в том числе пропуск
маршрутов трамваев, троллейбусов, автобусов, и выполняющая преиму-
щественно соединяющие и распределяющие функции.
УЛИЦА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ – пути сообщения, которые обеспе-
чивают внутрирайонные пешеходные и транспортные связи, вход на
магистральные улицы и дороги и выпол