Путь железнодорожный сортировочный специа-
ЛИЗИРОВАННЫЙ – сортировочный путь, предназначенный для накоп-
ления вагонов какого-либо одного направления.
ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ – железнодорож-
ный путь в границах станции, назначение которого определяется произво-
димыми операциями.
ПУТЬ ЛЕТНИЙ – расположенный в пределах дорожной полосы автомо-
бильной дороги, предназначенный для движения гужевого транспорта и
машин на гусеничном ходу в сухое (летнее) время.
ПУТЬ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ КРИТИЧЕСКИЙ – полный путь сетевой
модели, имеющий наибольшую продолжительность при отсутствии на
нем резерва времени.
ПУТЬ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ НЕНАПРЯЖЁННЫЙ – направление
работы сетевой модели, имеющее резерв времени, больший заданного.
ПУТЬ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ПОЛНЫЙ – последовательное направле-
ние работ или зависимостей от исходного до завершающего события.
ПУТЬ ПОДКРАНОВЫЙ – один или два параллельных рельса, служа-
щих направляющими для передвижных (катучих) грузоподъемных кра-
нов.
ПУТЬ ПРИКРЫТЫЙ – пространство (относительно широкая полоса
земли) между контрэскарпом и гласисом. Служил в крепостях для удобст-
ва вылазок и контратак и играл громадную роль в смысле активизации
действий гарнизона крепости, давая им исходные плацдармы. П.п. затем
стал для тех же целей создаваться и в полевых укреплениях типа штерн-
шанцев и редутов.
ПУТЬ СООБЩЕНИЯ – исторически собирательное название совокуп-
ности линейных объектов: дорог, мостов, перевозов, обустроенных судо-
ходных путей, каналов и прочего, обеспечивающих непрерывность пере-
мещения по определенному направлению людей и грузов в транспортном
процессе.
ПУТЬ СООБЩЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫЙ (магистраль) – главное
направление, основная линия в путях сообщения (например, железнодо-
рожная магистраль, водная магистраль и т.п.).
ПУТЬ СУДОХОДНЫЙ ВНУТРЕННИЙ – внутренний водный путь,
используемый для движения судов и других плавучих средств.
ПУТЬ ТОРМОЗНОЙ (путь торможения) – расстояние, пройденное
транспортной машиной от начала торможения до полной остановки. Зави-
сит от эффективности тормозных механизмов, времени срабатывания
привода и тормозов, скорости движения, силы сцепления колѐс с опорной
поверхностью (дорога, рельсы и т.п.).
ПУТЬ ЭВАКУАЦИИ (путь эвакуационный) – заранее намеченный
условно безопасный путь от возможного места пребывания человека по
линии свободных проходов до выхода из здания наружу. П.э. представля-
ют собой проходы, обеспечивающие эвакуацию людей из зданий и соору-
жений через различные помещений, коридоры, лестнично-лифтовые узлы,
галереи, балконы и т.п.
ПУТЬ ЭВАКУАЦИИ ЗАЩИЩЕННЫЙ – эвакуационный путь, защи-
щенный от воздействия опасных факторов пожара в течение нормируемо-
го времени.
ПУТЬ ЭВАКУАЦИИ НЕЗАЩИЩЕННЫЙ – путь эвакуации людей
при пожаре в пределах помещения от возможного места пребывания
человека до выхода из помещения.
«ПУХТО» – ставшее часто употребляемым неофициальное название
мусорных контейнеров; термин П. представляет собой аббревиатуру от
«пункт утилизации и хранения твердых отходов».
ПУЦЦОЛАН – слабо сцементированные отложения вулканических
материалов (пеплы, туфы, пемзы и т.д.), разновидность вулканических
туфов. Светлые пористые разновидности П. применяются при изготовле-
нии гидравлической извести и пуццоланового цемента, имеющего повы-
шенные водо- и сульфатостойкость, но пониженные воздухо- и морозо-
стойкость по сравнению с портландцементом. П. богаты кремниевой
кислотой; применяются как гидравлические добавки к цементам и раство-
рам для придания им водоустойчивости.
ПУЦЦОЛАНА – см. добавка пуццолановая.
ПУЧЕНИЕ ГРУНТА – поднятие поверхности грунта, вызываемое уве-
личением его объѐма, деформацией скелета; характерно, главным образом,
для глинистых и пылеватых грунтов при промерзании деятельного слоя.
ПУЧЕНИЕ ГРУНТА МОРОЗНОЕ – геологический процесс, происхо-
дящий в верхних слоях земли при их замерзании, приводящий к разуплот-
нению минеральных частиц и сопровождающийся увеличением грунта в
объеме. Внешне П.г.м. выражается в неравномерном поднятии поверхно-
сти грунта (дневной поверхности) и нередко сопровождается разрушением
или повреждением дорожной одежды, верхнего строения железнодорож-
ного пути (рельсов, шпал, балласта), фундаментов и т.п.
ПУЧИНА – 1) местное поднятие, возвышение (т.н. «горб») высотой 0,2 м
и более на поверхности грунта, образовавшийся в результате увеличения
объема грунта вызванного набуханием или вспучиванием грунта при
замерзании в нем воды; 2) максимальное расширение луковичной, мако-
вичной или грушевидной церковной главы, выше ее основания.
ПУЧИНООБРАЗОВАНИЕ – явление перераспределения влаги в верх-
ней части грунта, вызывающее зимой его увеличение в объеме за счет
подтока и замерзания воды, заполнившей поры в пылеватом грунте. П.
вызывает зимой отдельные взбугривания дорожной одежды, или наруше-
ния ровности.
ПУЧОК АРМАТУРНЫЙ (пакет арматурный) – пучок из различного
числа высокопрочных проволок или канатов; подвергают предваритель-
ному натяжению.
ПУЧОК ЗВУКОВОЙ – направленно распространяющаяся акустическая
волна, обычно близкая по форме к конусу, в пределах которого сосредото-
чена большая часть ультразвуковой энергии.