Консервация объекта строительства незавершен-
НОГО – приостановление строительства на срок свыше трех месяцев,
оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение
договора, на основании которого осуществлялось строительство.
КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ – совокупность
инженерно-технических мероприятий, приемов и средств, используемых
для длительного сохранения памятников архитектуры без восстановления
прежнего облика, искаженного временем и позднейшими переделками.
КОНСЕРВИРОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ – см. консервация древесины.
КОНСИСТЕНЦИЯ – степень подвижности высоковязких жидкостей и
«полутвѐрдых» веществ.
КОНСИСТЕНЦИЯ ГРУНТА – степень подвижности частиц грунта или
сопротивляемость его внешним механическим воздействиям при различ-
ной влажности.
КОНСИСТЕНЦИЯ КЛЕЯ ПОЛИМЕРНОГО – характеристика физи-
ческого состояния массы полимерного клея перед его применением.
КОНСИСТЕНЦИЯ ПУЛЬПЫ – степень насыщения грунтом потока
пульпы, определяемая отношением расхода грунта к расходу воды: разли-
чают весовую и объемную консистенцию пульпы.
КОНСИСТЕНЦИЯ ЦЕМЕНТНОГО ТЕСТА – свойство, функцио-
нально связанное с вязкостью цементного теста и характеризующее его
подвижность и способность проникать в щели и неровности (например,
заполнять швы и пустоты кладки или затрубное пространство скважин).
КОНСИСТОМЕТР – прибор для измерения консистенции по глубине и
(или) времени погружения иглы в продукт.
КОНСОЛИДАЦИЯ – осадочная деформация основания.
КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА – процесс повышения плотности (уплот-
нения) глинистого водонасыщенного грунта под действием длительной
постоянной нагрузки (под собственным весом или весом сооружения) и
затухания осадок фундаментов во времени. Различают К.г. начальную,
первичную, вторичную, фильтрационную.
КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ВТОРИЧНАЯ – стадия консолидации
связного грунта при компрессионном уплотнении, наступающая после
выравнивания порового давления.
КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА НАЧАЛЬНАЯ – стадия консолидации
связного грунта при компрессионном уплотнении до начала вытеснения
поровой воды и постепенного выравнивания порового давления.
КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ПЕРВИЧНАЯ – начальная стадия кон-
солидации связного грунта при компрессионном уплотнении, включаю-
щая вытеснение поровой воды и постепенное выравнивание порового
давления.
КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ФИЛЬТРАЦИОННАЯ – процесс сжа-
тия грунта, обусловленный в основном его водопроницаемостью и усло-
виями оттока выжимаемой из него воды.
КОНСОЛИДИРОВАННО-ДРЕНИРОВАННОЕ ИСПЫТАНИЕ –
испытание грунта для определения характеристик прочности и деформи-
руемости с предварительным уплотнением образца и отжатием из него
воды в процессе всего испытания.
КОНСОЛЬ – 1) несущая опора (часть балки, фермы или иной конструк-
ции), выступающая из плоскости стены (реже колонны) и жестко (реже
шарнирно) закрепленная одним концом при свободном другом, поддер-
живающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.п.; в средневековой архитекту-
ре обычно называлась кронштейном; 2) в современной инженерии – вы-
ступающая часть конструкции, свободно выступающая за пределы опоры
и держащаяся самостоятельно (то есть без кронштейнов, опор или колонн);
например, балкон. См. также кронштейн.
КОНСОЛЬ ПРОТИВОВЕСОВ КРАНА БАШЕННОГО – металличе-
ская конструкция, несущая груз противовеса для уравновешивания крана.
Различают К.п.к.б. с верхним и нижним противовесами. В кранах с непо-
воротной колонной стрела присоединяется к поворотному оголовку, со-
единенному с консолью, несущей противовес.
КОНСОРЦИУМ – временное соглашение между несколькими промыш-
ленными предприятиями и (или) банками для совместного размещения
займа или осуществления единого капиталоѐмкого промышленного про-
екта. К. несѐт солидарную ответственность перед своими заказчиками.
КОНСТАНТА – постоянная величина. Постоянство величины х симво-
лически записывают х = const.
КОНСТАНТАН – сплав Сu (осн.) с Ni (~40%) и Мn (~1,5%), относящийся
к сплавам с высоким удельным электрическим сопротивлением, слабо
зависящим от температуры. Изготовляют реостаты, элементы измеритель-
ных и нагревательных приборов, термопары.
КОНСТРУИРОВАНИЕ – составная часть проектирования какого-либо
изделия или объекта (здания, сооружения) с выполнением проекта конст-
рукции (рабочих чертежей, модели и др.). К. заключается во взаимоувязке
всех частей и элементов объекта проектирования, увязке их взаимного
расположения и взаимодействия, а также в выборе материалов, из которых
следует изготавливать отдельные части и элементы.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (дизайн-процесс) –
вид художественной деятельности, метод дизайна, процесс конкретного
решения его проектных задач при формировании предметно-
пространственной среды и отдельных предметов (изделий), обладающих
эстетическими свойствами. К.х. – процесс конкретного решения проект-
ной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализ
объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведе-
ние операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.),
разработка проектной документации (термин характерен только для рус-
ского языка). В настоящее время, после принятия термина «дизайн», тер-
мин «К.х.» употребляется параллельно с ним, но больше тяготеет к обо-
значению процесса проектирования, а «дизайн» – деятельность в целом.
Функциональный, морфологический и технологический аспекты К.х.
включены в художественно-образное проектирование – важнейший аспект
структуры К.х., связанный с самим предметом дизайна – созданием цело-
стной формы предметно-пространственных структур. Все аспекты К.х.
связаны между собой и содержательно выражаются в образе вещи. В
результате К.х. достигается целостность материально-технических и со-
циокультурных потребительских свойств изделий, отвечающих различ-
ным требованиям. Выявление этих требований происходит в результате
комплекса предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер
использует методы и средство естественных и гуманитарных наук, искус-
ства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целя-
ми проектирования.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДИЗАЙНЕРСКОЕ –
проектная деятельность, в основе которой лежат моделирование процессов
потребления вещей и среды, интересы и действия, специфически связан-
ные с их производством, существованием и развитием. К.х.д. определяет
особый ход мышления и действий дизайнера. В рамках К.х.д. каждый
проектируемый объект рассматривается в двух аспектах: как оформленная
производством вещь, объект, имеющие определенную структуру и форму,
и как некоторая общественно-человеческая полезность, ценность, как
средство преобразования конкретных жизненных ситуаций. Происходит
своеобразное наложение множества материально-пространственных
элементов среды (морфологическое поле) и множества общественно
ценностных представлений данных о назначении, полезности, смысле
вещей (аксиологическое поле). Оперируя ими, художник-конструктор
воссоздает, с одной стороны, такие образы, как «оптимальность», «ком-
фортабельность» и другие, а с другой – такие, как «компоновочная схема»,
«структура» и др. Все они в процессе дизайнерского проектирования
постоянно переосмысливаются, сопоставляются, переплетаются.
КОНСТРУКТИВИЗМ – направление в российском (советском) искусст-
ве и архитектуре, сложившееся в 20-х гг. ХХ в., идеи которого развивали
на Западе Баухауз и группа «Стиль». Основой К. послужило взаимодейст-
вие архитектуры с различными видами искусства и теоретическими кон-
цепциями. Ранний К. характерен выявлением конструктивной целесооб-
разности новой архитектуры, позже основное внимание уделялось обосно-
ванию ее функциональной целесообразности, которая понималась как
социальная, а не утилитарная функция. В К. конструкция считалась глав-
ным средством архитектурной выразительности, конструктивисты стре-
мились выявить во внешнем облике здания его конструктивную основу и
широко использовали бетон и стекло. В К. особое внимание уделяется
базовым формообразующим началам материи – линии, плоскости, ритму,
объему, тону, фактуре, свету, цвету, пространству.
КОНСТРУКЦИЯ – 1) строение, устройство, построение, план, взаимное
расположение частей чего-либо; 2) схема устройства и работы машины,
сооружения или узла, взаимное расположение и взаимодействие их частей,
состав какого-либо строения, механизма и т.п. (например, К. экскаватора
или крана); 3) собственно предмет (изделие, строение, механизм и т.п.)
определенного устройства, часть сооружения, предварительно изготавли-
ваемая и перевозимая к месту постройки, где она входит в состав более
сложного целого (сооружения) (например, железобетонная К., металличе-
ская К. и т.п.). 4) В ряде случаев – синоним термина «конструктивная
система» («конструктивная схема») (например, К. здания каркасная; К.
здания стержневая). См. также система конструктивная.
КОНСТРУКЦИЯ АЛЮМИНИЕВАЯ – прочные и элегантные метал-
лические конструкции, изготовленные на основе сплавов из алюминия.
Главные достоинства К.а.: легкость, прочность, долговечность, высокая
индустриальность изготовления и хороший внешний вид. К.а. не меняют
форму под воздействием солнечной радиации и влаги, не реагируют на
температурные перепады и воздействия природной среды, не ржавеют и
не гниют. В силу своей прочности такие конструкции могут быть больши-
ми, нести значительные нагрузки. Особенно большое распространение К.а.
получили в строительстве. Их конструктивные проѐмы могут заполняться
разнообразными материалами – стекло, стеклопластик, пластмассы, сото-
вый поликарбонат и т.д. Примерами современных строительных изделий
на основе К.а. являются сайдинг, сандвич, офисные перегородки и т.д.
КОНСТРУКЦИЯ АРМИРОВАННАЯ – комбинированные строитель-
ные конструкции, основной материал которых усилен другим, более проч-
ным материалом.
КОНСТРУКЦИЯ АРМОКАМЕННАЯ – строительная конструкция
(части зданий или сооружений) из каменной армированной кладки (стены,
столбы, простенки, перекрытия, перемычки и другие). В К.а. применяют
следующие виды армирования: поперечное (сетчатое) из стальных сеток,
укладываемых в горизонтальных швах кладки; продольное – с расположе-
нием арматуры из стальных стержней внутри или в штрабе кладки; усиле-
ние кладки железобетонными элементами (комплексные конструкции)
или включением ее в железобетонную обойму из стальных уголков.
КОНСТРУКЦИЯ АРМОЦЕМЕНТНАЯ – тонкостенные конструкции
из мелкозернистого бетона, армированного частыми ткаными или свар-
ными сетками из тонкой проволоки; применяются в качестве несущих и
ограждающих конструкций зданий и сооружений, в строительстве резер-
вуаров, судостроении и т.п.
КОНСТРУКЦИЯ АСБЕСТОЦЕМЕНТНАЯ – строительные конструк-
ции, изготавливаемые из листового асбоцемента, теплоизоляционных
материалов и деревянных или металлических элементов каркаса.
КОНСТРУКЦИЯ АЭРОДРОМА СПЕЦИАЛЬНАЯ – струеотклоняю-
щиеся щиты, швартовочные и заземляющие устройства, заглубленные
каналы, колодцы, светосигнальное оборудование и др., воспринимающие
усилия от ветровых, колесных нагрузок, газовоздушных струй авиадвига-
телей и др., предназначены для обеспечения нормальной безопасной экс-
плуатации воздушных судов на различных участках аэродрома.
КОНСТРУКЦИЯ БАЛОЧНАЯ – постройка на вертикально-
горизонтальных (столб и балка) опорах, в отличие от сводчатых (арка,
свод, купол).
КОНСТРУКЦИЯ БЕТОННАЯ – конструкция, выполненная из моно-
литного или сборного бетона без арматуры или с арматурой, устанавли-
ваемой по конструктивным соображениям и не учитываемой в расчете;
расчетные усилия от всех воздействий в К.б. должны восприниматься
бетоном.
КОНСТРУКЦИЯ БЕТОННАЯ ЖАРОСТОЙКАЯ – бетонная конст-
рукция, способная сохранять в процессе эксплуатации необходимые физи-
ко-механические свойства при длительном воздействии высоких темпера-
тур (более 200°С).
КОНСТРУКЦИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ – конструкция, собирае-
мая из унифицированных блоков и узлов.
КОНСТРУКЦИЯ ВАНТОВАЯ – строительная конструкция, основанная
на сочетании растяжения специальных стержней (канатов, кабелей и т.п.) и
жестких опор и креплений, расположенных друг против друга или по
замкнутому контуру (висячие покрытия, кровли, мосты, и иные конструк-
ции и т.п.). Основными несущими элементами К.в. являются ванты, ванто-
вые сетки или вантовые фермы, воспринимающие только растягивающие
усилия.
КОНСТРУКЦИЯ ВИСЯЧАЯ – строительная конструкция, в которой
основные несущие элементы (преимущественно гибкие – тросы, кабели,
стержневая арматура, ванты, цепи, мембраны, сетки и т.п.), перекрываю-
щие пролет здания или сооружения, испытывают только растяжение. Для
К.в. используют тросы, канаты, кабели, цепи, круглый прокат, мембраны и
т.п. Применение современных высокопрочных материалов (стальная
проволока, тонколистовая сталь, синтетические нити и т.п.) позволяет
перекрывать К.в. сооружения с большими пролетами. Основной недоста-
ток висячих систем – их деформативность при действии временных нагру-
зок. Различают К.в. однопоясные, двухпоясные, седловидные, вантовые и
комбинированные. Примеры К.в. – висячие мосты, большепролѐтные
покрытия зданий, канатные дороги, подвесные трубопроводы.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ – строительная конструкция, изго-
товленная полностью или преимущественно из древесины; основной тип
современных К.д. – клеѐные конструкции заводского изготовления. При-
меняются главным образом в сельскохозяйственном строительстве, при
сооружении промышленных зданий с химически агрессивными средами и
некоторых типов общественных зданий (спортивных, выставочных и др.).
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ГИБРИДНАЯ – деревянная конст-
рукция, выполненная из древесины различных пород.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ГНУТО-КЛЕЕНАЯ – дощатая
конструкция, преимущественно рамная, получаемая склеиванием по
пластам досок, выгнутых по шаблону до заданного радиуса кривизны.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КАРКАСНАЯ – тип конструкции
деревянного каркасного дома, распространенный в Скандинавии и США.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КАРКАСНАЯ КЛЕЕНАЯ – конст-
рукция, на изготовление которой в качестве основного материала преиму-
щественно используется клееная древесина.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КЛЕЕНАЯ – деревянная конструк-
ция, соединение элементов которой осуществляется на клею (склеивани-
ем).
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КЛЕЕФАНЕРНАЯ – клееные
деревянные конструкции с несущими элементами из древесины и фанеры
или из фанеры (обычно стойки К.д.к. выполнены из листов фанеры, а
пояса – из досок.
КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – дере-
вянная конструкция индустриального типа (различного рода сетчатые
конструкции в виде цилиндрических сомкнутых, крестовых и других
сводов и куполов), основной элемент которой стандартный косяк, выпол-
няемый механизированным способом. В зависимости от величины проле-
та косяк выполняется из обычной доски на ребро или в виде клееного
элемента. Конструкции типа оболочек (цилиндрических, сферических и
пр.) из нескольких слоев досок имеют ребра жесткости.
КОНСТРУКЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – пространственная организаций
материально-физических, структурных и функциональных элементов
объекта с целью обеспечения его надежного и эффективного функциони-
рования, рациональности и экономичности создания (производства) с
учетом свойств и возможностей материалов, составляющих К.д. Работа с
К.д. выражается не только в выборе конструктивного решения, оптималь-
ного с утилитарной точки зрения, но и в выявлении эстетической ценности
К.д. в целом или ее отдельных элементов, использовании их при формиро-
вании образа изделия.
КОНСТРУКЦИЯ ДИСПЕРСНОАРМИРОВАННАЯ – железобетон-
ные конструкции, включающие дисперснорасположенные стальные или
неметаллические фибры или мелкоячеистые сетки из тонкой стальной
проволоки или синтетических нитей.
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНАЯ – многослойная система, состоящая из
дорожной одежды и земляного полотна под дорожной одеждой.
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНАЯ РАБОТОСПОСОБНАЯ – конструк-
ция, обладающая запасом прочности на многократное повторяющееся
действие расчетных автомобильных нагрузок.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ – строительная конструкция
(элемент здания или иного сооружения), выполненная из бетона с рабочей
и конструктивной арматурой (армированные бетонные конструкции);
расчетные усилия от всех воздействий в армированных бетонных конст-
рукциях должны совместно восприниматься бетоном и рабочей армату-
рой. К.ж. классифицируются по нескольким признакам: способу выполне-
ния (монолитные, осуществляемые на месте строительства; сборные;
составляемые из отдельных элементов, главным образом заводского изго-
товления; и сборно-монолитные, представляющие собой сочетание сбор-
ных элементов с монолитным бетоном); виду применяемого для их изго-
товления бетона (из тяжелых и легких бетонов); виду напряженного со-
стояния (обычные и предварительно напряженные). Один из основных
видов современных строительных конструкций.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ЖАРОСТОЙКАЯ – конст-
рукции из армированного жаростойкого железобетона, предназначенные
для работы в условиях высоких температур (промышленные печи, дымо-
вые трубы, борова, электролизеры и др.).
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КАРКАСНАЯ – железобе-
тонная конструктивная система, состоящая из колонн, перекрытий, устоев,
образующих единый несущий каркас сооружения.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ МОНОЛИТНАЯ – конст-
рукция, выполняемая непосредственно на строительной площадке; обычно
применяется в зданиях и сооружениях, трудно поддающихся членению,
при нестандартности и малой повторяемости элементов и при особенно
больших нагрузках (фундаменты, каркасы и перекрытия многоэтажных
промышленных зданий, гидротехнические, мелиоративные, транспортные
и др. сооружения). В ряде случаев К.ж.м. целесообразны при выполнении
работ индустриальными методами с использованием инвентарных опалу-
бок.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НА-
ПРЯЖЕННАЯ – конструкция, в которой начальное натяжение напрягае-
мой арматуры обеспечивает необходимую степень обжатия бетона в
процессе их изготовления и эксплуатации. Различают К.ж.п.н. с натяжени-
ем арматуры на упоры (конструкции, в которых натяжение напрягаемой
арматуры выполняют до их бетонирования, а усилие предварительного
обжатия передают на затвердевший бетон, имеющий требуемую началь-
ную прочность, главным образом, посредством сил сцепления арматуры с
бетоном конструкции); К.ж.п.н. с натяжением арматуры на бетон (конст-
рукции, в которых натяжение арматуры выполняют непосредственно на
затвердевший бетон заданной прочности, а усилие предварительного
обжатия передается на конструкцию при помощи механического закреп-
ления арматуры с возможным последующим инъецированием каналов
раствором или другими материалами); К.ж.п.н. самонапряженные (конст-
рукции, в которых натяжение арматуры осуществляется при расширении
напрягающего бетона в процессе его твердения, а усилие предварительно-
го обжатия передается на конструкцию посредством сил сцепления арма-
туры с бетоном либо за счет механического закрепления). Кроме того,
различают К.ж.п.н. без сцепления арматуры с бетоном, располагаемой в
каналах, в которых антикоррозионную защиту арматуры обеспечивают
при помощи специальных покрытий; К.ж.п.н. с внешним армированием, в
которых рабочее армирование размещают вне бетонного сечения со спе-
циальной защитой арматуры от коррозии и воздействия огня; К.ж.п.н. со
смешанным армированием, в которых лишь часть рабочей арматуры
подвергают предварительному напряжению.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ САМОНАПРЯЖЕННАЯ –
конструкция (напорные трубы, резервуары, дорожные и аэродромные
покрытия, обделки туннелей и др.), предварительное напряжение армату-
ры которой достигается в результате расширения бетона на напрягающем-
ся цементе в процессе его затвердевания во влажной среде. Бетон вследст-
вие интенсивного самоуплотнения приобретает прочность (большую, чем
при твердении его без арматуры), трещиностойкость и высокую степень
водо- и газонепроницаемости.