Консервация объекта строительства незавершен-

НОГО – приостановление строительства на срок свыше трех месяцев,

оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение

договора, на основании которого осуществлялось строительство.

КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ – совокупность

инженерно-технических мероприятий, приемов и средств, используемых

для длительного сохранения памятников архитектуры без восстановления

прежнего облика, искаженного временем и позднейшими переделками.

КОНСЕРВИРОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ – см. консервация древесины.

КОНСИСТЕНЦИЯ – степень подвижности высоковязких жидкостей и

«полутвѐрдых» веществ.

КОНСИСТЕНЦИЯ ГРУНТА – степень подвижности частиц грунта или

сопротивляемость его внешним механическим воздействиям при различ-

ной влажности.

КОНСИСТЕНЦИЯ КЛЕЯ ПОЛИМЕРНОГО – характеристика физи-

ческого состояния массы полимерного клея перед его применением.

КОНСИСТЕНЦИЯ ПУЛЬПЫ – степень насыщения грунтом потока

пульпы, определяемая отношением расхода грунта к расходу воды: разли-

чают весовую и объемную консистенцию пульпы. консервация объекта строительства незавершен- - student2.ru консервация объекта строительства незавершен- - student2.ru



КОНСИСТЕНЦИЯ ЦЕМЕНТНОГО ТЕСТА – свойство, функцио-

нально связанное с вязкостью цементного теста и характеризующее его

подвижность и способность проникать в щели и неровности (например,

заполнять швы и пустоты кладки или затрубное пространство скважин).

КОНСИСТОМЕТР – прибор для измерения консистенции по глубине и

(или) времени погружения иглы в продукт.

КОНСОЛИДАЦИЯ – осадочная деформация основания.

КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА – процесс повышения плотности (уплот-

нения) глинистого водонасыщенного грунта под действием длительной

постоянной нагрузки (под собственным весом или весом сооружения) и

затухания осадок фундаментов во времени. Различают К.г. начальную,

первичную, вторичную, фильтрационную.

КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ВТОРИЧНАЯ – стадия консолидации

связного грунта при компрессионном уплотнении, наступающая после

выравнивания порового давления.

КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА НАЧАЛЬНАЯ – стадия консолидации

связного грунта при компрессионном уплотнении до начала вытеснения

поровой воды и постепенного выравнивания порового давления.

КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ПЕРВИЧНАЯ – начальная стадия кон-

солидации связного грунта при компрессионном уплотнении, включаю-

щая вытеснение поровой воды и постепенное выравнивание порового

давления.

КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУНТА ФИЛЬТРАЦИОННАЯ – процесс сжа-

тия грунта, обусловленный в основном его водопроницаемостью и усло-

виями оттока выжимаемой из него воды.

КОНСОЛИДИРОВАННО-ДРЕНИРОВАННОЕ ИСПЫТАНИЕ –

испытание грунта для определения характеристик прочности и деформи-

руемости с предварительным уплотнением образца и отжатием из него

воды в процессе всего испытания.

КОНСОЛЬ – 1) несущая опора (часть балки, фермы или иной конструк-

ции), выступающая из плоскости стены (реже колонны) и жестко (реже

шарнирно) закрепленная одним концом при свободном другом, поддер-

живающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.п.; в средневековой архитекту-

ре обычно называлась кронштейном; 2) в современной инженерии – вы-

ступающая часть конструкции, свободно выступающая за пределы опоры

и держащаяся самостоятельно (то есть без кронштейнов, опор или колонн);

например, балкон. См. также кронштейн.

КОНСОЛЬ ПРОТИВОВЕСОВ КРАНА БАШЕННОГО – металличе-

ская конструкция, несущая груз противовеса для уравновешивания крана.

Различают К.п.к.б. с верхним и нижним противовесами. В кранах с непо-

воротной колонной стрела присоединяется к поворотному оголовку, со-

единенному с консолью, несущей противовес.

КОНСОРЦИУМ – временное соглашение между несколькими промыш-

ленными предприятиями и (или) банками для совместного размещения

займа или осуществления единого капиталоѐмкого промышленного про-

екта. К. несѐт солидарную ответственность перед своими заказчиками.

КОНСТАНТА – постоянная величина. Постоянство величины х симво-

лически записывают х = const.

КОНСТАНТАН – сплав Сu (осн.) с Ni (~40%) и Мn (~1,5%), относящийся

к сплавам с высоким удельным электрическим сопротивлением, слабо

зависящим от температуры. Изготовляют реостаты, элементы измеритель-

ных и нагревательных приборов, термопары.

КОНСТРУИРОВАНИЕ – составная часть проектирования какого-либо

изделия или объекта (здания, сооружения) с выполнением проекта конст-

рукции (рабочих чертежей, модели и др.). К. заключается во взаимоувязке

всех частей и элементов объекта проектирования, увязке их взаимного

расположения и взаимодействия, а также в выборе материалов, из которых

следует изготавливать отдельные части и элементы.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (дизайн-процесс) –

вид художественной деятельности, метод дизайна, процесс конкретного

решения его проектных задач при формировании предметно-

пространственной среды и отдельных предметов (изделий), обладающих

эстетическими свойствами. К.х. – процесс конкретного решения проект-

ной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализ

объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведе-

ние операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.),

разработка проектной документации (термин характерен только для рус-

ского языка). В настоящее время, после принятия термина «дизайн», тер-

мин «К.х.» употребляется параллельно с ним, но больше тяготеет к обо-

значению процесса проектирования, а «дизайн» – деятельность в целом.

Функциональный, морфологический и технологический аспекты К.х.

включены в художественно-образное проектирование – важнейший аспект

структуры К.х., связанный с самим предметом дизайна – созданием цело-

стной формы предметно-пространственных структур. Все аспекты К.х.

связаны между собой и содержательно выражаются в образе вещи. В

результате К.х. достигается целостность материально-технических и со-

циокультурных потребительских свойств изделий, отвечающих различ-

ным требованиям. Выявление этих требований происходит в результате

комплекса предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер

использует методы и средство естественных и гуманитарных наук, искус-

ства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целя-

ми проектирования.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДИЗАЙНЕРСКОЕ –

проектная деятельность, в основе которой лежат моделирование процессов

потребления вещей и среды, интересы и действия, специфически связан-

ные с их производством, существованием и развитием. К.х.д. определяет

особый ход мышления и действий дизайнера. В рамках К.х.д. каждый

проектируемый объект рассматривается в двух аспектах: как оформленная

производством вещь, объект, имеющие определенную структуру и форму,

и как некоторая общественно-человеческая полезность, ценность, как

средство преобразования конкретных жизненных ситуаций. Происходит

своеобразное наложение множества материально-пространственных

элементов среды (морфологическое поле) и множества общественно

ценностных представлений данных о назначении, полезности, смысле

вещей (аксиологическое поле). Оперируя ими, художник-конструктор

воссоздает, с одной стороны, такие образы, как «оптимальность», «ком-

фортабельность» и другие, а с другой – такие, как «компоновочная схема»,

«структура» и др. Все они в процессе дизайнерского проектирования

постоянно переосмысливаются, сопоставляются, переплетаются.

КОНСТРУКТИВИЗМ – направление в российском (советском) искусст-

ве и архитектуре, сложившееся в 20-х гг. ХХ в., идеи которого развивали

на Западе Баухауз и группа «Стиль». Основой К. послужило взаимодейст-

вие архитектуры с различными видами искусства и теоретическими кон-

цепциями. Ранний К. характерен выявлением конструктивной целесооб-

разности новой архитектуры, позже основное внимание уделялось обосно-

ванию ее функциональной целесообразности, которая понималась как

социальная, а не утилитарная функция. В К. конструкция считалась глав-

ным средством архитектурной выразительности, конструктивисты стре-

мились выявить во внешнем облике здания его конструктивную основу и

широко использовали бетон и стекло. В К. особое внимание уделяется

базовым формообразующим началам материи – линии, плоскости, ритму,

объему, тону, фактуре, свету, цвету, пространству.

КОНСТРУКЦИЯ – 1) строение, устройство, построение, план, взаимное

расположение частей чего-либо; 2) схема устройства и работы машины,

сооружения или узла, взаимное расположение и взаимодействие их частей,

состав какого-либо строения, механизма и т.п. (например, К. экскаватора

или крана); 3) собственно предмет (изделие, строение, механизм и т.п.)

определенного устройства, часть сооружения, предварительно изготавли-

ваемая и перевозимая к месту постройки, где она входит в состав более

сложного целого (сооружения) (например, железобетонная К., металличе-

ская К. и т.п.). 4) В ряде случаев – синоним термина «конструктивная

система» («конструктивная схема») (например, К. здания каркасная; К.

здания стержневая). См. также система конструктивная.

КОНСТРУКЦИЯ АЛЮМИНИЕВАЯ – прочные и элегантные метал-

лические конструкции, изготовленные на основе сплавов из алюминия.

Главные достоинства К.а.: легкость, прочность, долговечность, высокая

индустриальность изготовления и хороший внешний вид. К.а. не меняют

форму под воздействием солнечной радиации и влаги, не реагируют на

температурные перепады и воздействия природной среды, не ржавеют и

не гниют. В силу своей прочности такие конструкции могут быть больши-

ми, нести значительные нагрузки. Особенно большое распространение К.а.

получили в строительстве. Их конструктивные проѐмы могут заполняться

разнообразными материалами – стекло, стеклопластик, пластмассы, сото-

вый поликарбонат и т.д. Примерами современных строительных изделий

на основе К.а. являются сайдинг, сандвич, офисные перегородки и т.д.

КОНСТРУКЦИЯ АРМИРОВАННАЯ – комбинированные строитель-

ные конструкции, основной материал которых усилен другим, более проч-

ным материалом.

КОНСТРУКЦИЯ АРМОКАМЕННАЯ – строительная конструкция

(части зданий или сооружений) из каменной армированной кладки (стены,

столбы, простенки, перекрытия, перемычки и другие). В К.а. применяют

следующие виды армирования: поперечное (сетчатое) из стальных сеток,

укладываемых в горизонтальных швах кладки; продольное – с расположе-

нием арматуры из стальных стержней внутри или в штрабе кладки; усиле-

ние кладки железобетонными элементами (комплексные конструкции)

или включением ее в железобетонную обойму из стальных уголков.

КОНСТРУКЦИЯ АРМОЦЕМЕНТНАЯ – тонкостенные конструкции

из мелкозернистого бетона, армированного частыми ткаными или свар-

ными сетками из тонкой проволоки; применяются в качестве несущих и

ограждающих конструкций зданий и сооружений, в строительстве резер-

вуаров, судостроении и т.п.

КОНСТРУКЦИЯ АСБЕСТОЦЕМЕНТНАЯ – строительные конструк-

ции, изготавливаемые из листового асбоцемента, теплоизоляционных

материалов и деревянных или металлических элементов каркаса.

КОНСТРУКЦИЯ АЭРОДРОМА СПЕЦИАЛЬНАЯ – струеотклоняю-

щиеся щиты, швартовочные и заземляющие устройства, заглубленные

каналы, колодцы, светосигнальное оборудование и др., воспринимающие

усилия от ветровых, колесных нагрузок, газовоздушных струй авиадвига-

телей и др., предназначены для обеспечения нормальной безопасной экс-

плуатации воздушных судов на различных участках аэродрома.

КОНСТРУКЦИЯ БАЛОЧНАЯ – постройка на вертикально-

горизонтальных (столб и балка) опорах, в отличие от сводчатых (арка,

свод, купол).

КОНСТРУКЦИЯ БЕТОННАЯ – конструкция, выполненная из моно-

литного или сборного бетона без арматуры или с арматурой, устанавли-

ваемой по конструктивным соображениям и не учитываемой в расчете;

расчетные усилия от всех воздействий в К.б. должны восприниматься

бетоном.

КОНСТРУКЦИЯ БЕТОННАЯ ЖАРОСТОЙКАЯ – бетонная конст-

рукция, способная сохранять в процессе эксплуатации необходимые физи-

ко-механические свойства при длительном воздействии высоких темпера-

тур (более 200°С).

КОНСТРУКЦИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ – конструкция, собирае-

мая из унифицированных блоков и узлов.

КОНСТРУКЦИЯ ВАНТОВАЯ – строительная конструкция, основанная

на сочетании растяжения специальных стержней (канатов, кабелей и т.п.) и



жестких опор и креплений, расположенных друг против друга или по

замкнутому контуру (висячие покрытия, кровли, мосты, и иные конструк-

ции и т.п.). Основными несущими элементами К.в. являются ванты, ванто-

вые сетки или вантовые фермы, воспринимающие только растягивающие

усилия.

КОНСТРУКЦИЯ ВИСЯЧАЯ – строительная конструкция, в которой

основные несущие элементы (преимущественно гибкие – тросы, кабели,

стержневая арматура, ванты, цепи, мембраны, сетки и т.п.), перекрываю-

щие пролет здания или сооружения, испытывают только растяжение. Для

К.в. используют тросы, канаты, кабели, цепи, круглый прокат, мембраны и

т.п. Применение современных высокопрочных материалов (стальная

проволока, тонколистовая сталь, синтетические нити и т.п.) позволяет

перекрывать К.в. сооружения с большими пролетами. Основной недоста-

ток висячих систем – их деформативность при действии временных нагру-

зок. Различают К.в. однопоясные, двухпоясные, седловидные, вантовые и

комбинированные. Примеры К.в. – висячие мосты, большепролѐтные

покрытия зданий, канатные дороги, подвесные трубопроводы.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ – строительная конструкция, изго-

товленная полностью или преимущественно из древесины; основной тип

современных К.д. – клеѐные конструкции заводского изготовления. При-

меняются главным образом в сельскохозяйственном строительстве, при

сооружении промышленных зданий с химически агрессивными средами и

некоторых типов общественных зданий (спортивных, выставочных и др.).

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ГИБРИДНАЯ – деревянная конст-

рукция, выполненная из древесины различных пород.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ГНУТО-КЛЕЕНАЯ – дощатая

конструкция, преимущественно рамная, получаемая склеиванием по

пластам досок, выгнутых по шаблону до заданного радиуса кривизны.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КАРКАСНАЯ – тип конструкции

деревянного каркасного дома, распространенный в Скандинавии и США.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КАРКАСНАЯ КЛЕЕНАЯ – конст-

рукция, на изготовление которой в качестве основного материала преиму-

щественно используется клееная древесина.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КЛЕЕНАЯ – деревянная конструк-

ция, соединение элементов которой осуществляется на клею (склеивани-

ем).

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ КЛЕЕФАНЕРНАЯ – клееные

деревянные конструкции с несущими элементами из древесины и фанеры

или из фанеры (обычно стойки К.д.к. выполнены из листов фанеры, а

пояса – из досок.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕРЕВЯННАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – дере-

вянная конструкция индустриального типа (различного рода сетчатые

конструкции в виде цилиндрических сомкнутых, крестовых и других

сводов и куполов), основной элемент которой стандартный косяк, выпол-

няемый механизированным способом. В зависимости от величины проле-

та косяк выполняется из обычной доски на ребро или в виде клееного

элемента. Конструкции типа оболочек (цилиндрических, сферических и

пр.) из нескольких слоев досок имеют ребра жесткости.

КОНСТРУКЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – пространственная организаций

материально-физических, структурных и функциональных элементов

объекта с целью обеспечения его надежного и эффективного функциони-

рования, рациональности и экономичности создания (производства) с

учетом свойств и возможностей материалов, составляющих К.д. Работа с

К.д. выражается не только в выборе конструктивного решения, оптималь-

ного с утилитарной точки зрения, но и в выявлении эстетической ценности

К.д. в целом или ее отдельных элементов, использовании их при формиро-

вании образа изделия.

КОНСТРУКЦИЯ ДИСПЕРСНОАРМИРОВАННАЯ – железобетон-

ные конструкции, включающие дисперснорасположенные стальные или

неметаллические фибры или мелкоячеистые сетки из тонкой стальной

проволоки или синтетических нитей.

КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНАЯ – многослойная система, состоящая из

дорожной одежды и земляного полотна под дорожной одеждой.

КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНАЯ РАБОТОСПОСОБНАЯ – конструк-

ция, обладающая запасом прочности на многократное повторяющееся

действие расчетных автомобильных нагрузок.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ – строительная конструкция

(элемент здания или иного сооружения), выполненная из бетона с рабочей

и конструктивной арматурой (армированные бетонные конструкции);

расчетные усилия от всех воздействий в армированных бетонных конст-

рукциях должны совместно восприниматься бетоном и рабочей армату-

рой. К.ж. классифицируются по нескольким признакам: способу выполне-

ния (монолитные, осуществляемые на месте строительства; сборные;

составляемые из отдельных элементов, главным образом заводского изго-

товления; и сборно-монолитные, представляющие собой сочетание сбор-

ных элементов с монолитным бетоном); виду применяемого для их изго-

товления бетона (из тяжелых и легких бетонов); виду напряженного со-

стояния (обычные и предварительно напряженные). Один из основных

видов современных строительных конструкций.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ЖАРОСТОЙКАЯ – конст-

рукции из армированного жаростойкого железобетона, предназначенные

для работы в условиях высоких температур (промышленные печи, дымо-

вые трубы, борова, электролизеры и др.).

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КАРКАСНАЯ – железобе-

тонная конструктивная система, состоящая из колонн, перекрытий, устоев,

образующих единый несущий каркас сооружения.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ МОНОЛИТНАЯ – конст-

рукция, выполняемая непосредственно на строительной площадке; обычно

применяется в зданиях и сооружениях, трудно поддающихся членению,

при нестандартности и малой повторяемости элементов и при особенно

больших нагрузках (фундаменты, каркасы и перекрытия многоэтажных

промышленных зданий, гидротехнические, мелиоративные, транспортные

и др. сооружения). В ряде случаев К.ж.м. целесообразны при выполнении

работ индустриальными методами с использованием инвентарных опалу-

бок.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НА-

ПРЯЖЕННАЯ – конструкция, в которой начальное натяжение напрягае-

мой арматуры обеспечивает необходимую степень обжатия бетона в

процессе их изготовления и эксплуатации. Различают К.ж.п.н. с натяжени-

ем арматуры на упоры (конструкции, в которых натяжение напрягаемой

арматуры выполняют до их бетонирования, а усилие предварительного

обжатия передают на затвердевший бетон, имеющий требуемую началь-

ную прочность, главным образом, посредством сил сцепления арматуры с

бетоном конструкции); К.ж.п.н. с натяжением арматуры на бетон (конст-

рукции, в которых натяжение арматуры выполняют непосредственно на

затвердевший бетон заданной прочности, а усилие предварительного

обжатия передается на конструкцию при помощи механического закреп-

ления арматуры с возможным последующим инъецированием каналов

раствором или другими материалами); К.ж.п.н. самонапряженные (конст-

рукции, в которых натяжение арматуры осуществляется при расширении

напрягающего бетона в процессе его твердения, а усилие предварительно-

го обжатия передается на конструкцию посредством сил сцепления арма-

туры с бетоном либо за счет механического закрепления). Кроме того,

различают К.ж.п.н. без сцепления арматуры с бетоном, располагаемой в

каналах, в которых антикоррозионную защиту арматуры обеспечивают

при помощи специальных покрытий; К.ж.п.н. с внешним армированием, в

которых рабочее армирование размещают вне бетонного сечения со спе-

циальной защитой арматуры от коррозии и воздействия огня; К.ж.п.н. со

смешанным армированием, в которых лишь часть рабочей арматуры

подвергают предварительному напряжению.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ САМОНАПРЯЖЕННАЯ –

конструкция (напорные трубы, резервуары, дорожные и аэродромные

покрытия, обделки туннелей и др.), предварительное напряжение армату-

ры которой достигается в результате расширения бетона на напрягающем-

ся цементе в процессе его затвердевания во влажной среде. Бетон вследст-

вие интенсивного самоуплотнения приобретает прочность (большую, чем

при твердении его без арматуры), трещиностойкость и высокую степень

водо- и газонепроницаемости.

Наши рекомендации