Карта риска от природных и техноприродных про-
ЦЕССОВ – отображение на специальной карте (в цифровой, графической
и иных формах) вероятных потерь (социальных, материальных и др.) от
воздействий природных и техноприродных процессов.
КАРТА СЕЙСМИЧЕСКАЯ – карта, отображающая различные проявле-
ния землетрясений (силу подземных толчков, эпицентры землетрясений,
глубину очагов и др.).
КАРТА СИНОПТИЧЕСКАЯ (карта погоды) – карты, на которых
цифрами и условными знаками нанесены результаты одновременных
наблюдений за погодой, а также данные синоптического анализа. Разли-
чают приземные К.с., составляемые по наземным метеорологическим
наблюдениям, и высотные – по наблюдениям в свободной атмосфере;
составляются также прогнозные К.с.
КАРТА СЕЙСМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ – карты, на кото-
рых отображены районы (зоны) с землетрясениями различной балльности.
КАРТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – карты, отображающие
социально-экономические явления. Выделяют карты населения, экономи-
ко-географические, промышленности, политические и политико-
административные, исторические и др.
КАРТА СРЕДЫ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КОГНИТИВНАЯ – пространст-
венные схемы окружения, которые строит в своем представлении человек.
К.с.д.к. осуществляют жесткий контроль за человеческим воображением,
хотя в значительной мере они сами и есть воображение, что связано с их
метафоричностью. Поведение и созидательная деятельность человека
часто следуют скорее индивидуальной когнитивной корте, чем реальности
– конечно там, где это возможно – и не противоречат принципу адаптации
к среде. К.с.д.к. (жилища, города, страны) дифференцируются и уточняют-
ся по мере уяснения человеком визуальной структуры рассматриваемого
объекта.
КАРТА-СХЕМА – карта с упрощенно-обобщенным изображением эле-
ментов содержания (обычно лишѐнная картографической сетки). Содер-
жание К.-с. строго ограничено элементами, важными для понимания еѐ
сюжета.
КАРТА ТЕМАТИЧЕСКАЯ – карта, основное содержание которой
определяется отображаемой конкретной темой; например, карты, пере-
дающие с большой полнотой какой-либо элемент (или элементы), входя-
щий в содержание общегеографической карты (например, рельеф земной
поверхности), или отображающие явления, которые не показываются на
общегеографических картах (например, геологическое строение, климати-
ческие условия и т.п.).
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ (ТК) – форма технологической доку-
ментации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны
операции и их составные части, материалы, производственное оборудова-
ние и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия
время, квалификация работников и т.п. В строительстве К.т. – элемент
плана производства работ, определяющий технологию отдельного строи-
тельного процесса, содержащий указания по организации производства
работ и труда, а также необходимые технико-экономические показатели.
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НА СМР – текстово-графический
документ, определяющий технологический процесс выполнения отдель-
ного вида строительно-монтажных работ (включая специальные), на
конкретном объекте с учетом его особенностей, и разработан для конкрет-
ного производителя работ. К.т. на СМР устанавливает рациональную и
технологически стабильную технологию производства часто повторяюще-
гося вида строительно-монтажных работ и используемый взамен проекта
производства работ или в дополнение к нему. По практически всем видам
строительных работ существуют типовые К.т. на СМР, на основе которых
разрабатываются К.т. на СМР для конкретных объектов.
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НА СМР ТИПОВАЯ – текстово-
графический документ, содержащий типовые решения по организации
технологии массовых, часто повторяющихся строительных процессов и
являющийся исходным документом для разработки новых сметных нор-
мативов. Карта определяет технологический процесс выполнения отдель-
ного вида строительно-монтажных работ, включая специальные, на основе
использования последних достижений науки, техники и прогрессивных
технологий.
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИЗДЕЛИЯ –
форма технологической документации, в которой отражен весь процесс
обработки изделия, указаны операции и их составные части, применяемые
материалы, оборудование и технологическая оснастка, технологические
режимы и необходимое для производства всех операций время (с указани-
ем его составляющих), квалификация работников и др.
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОВАЯ – см. карта технологиче-
ская на СМР типовая.
КАРТА ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ – подробная карта местности, отобра-
жающие основные природные и социально-экономические объекты (рель-
еф, растительность, населѐнные пункты, дороги, хозяйственные объекты и
т.п.). Строится на жѐсткой геодезической основе в стабильной системе
условных знаков и позволяет определять как плановое, так и высотное
положение точек.
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА – документ, устанавливающий
рациональную и стабильную технологию какого-либо производственного
процесса с часто повторяющимися производственными операциями и
определяющий методы, условия выполнения и материально-технического
обеспечения этих операций (рациональные составы бригад или звеньев
рабочих, организация строительного процесса, методы труда, технологи-
ческая последовательность и продолжительность операций). К.т.п. вклю-
чает все необходимые сведения для эффективной организации трудового
процесса (показатели производительности труда; требования к качеству
применяемых материалов и к технологии выполнения операций; график
производства работ и данные о продолжительности операций, выполняе-
мых каждым исполнителем с учетом их взаимодействия и технологиче-
ских перерывов; схема организации рабочего места).
КАРТА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (карта природы) – отобра-
жают отдельные компоненты или явления природы (рельеф, климат,
почвы и др.) и их закономерные сочетания – природные территориальные
комплексы.
КАРТА ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (карты экономиче-
ские) – отображают различные экономические явления и процессы на
определенной территории. Различают общеэкономические и отраслевые
(промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) К.э.-г.
КАРТА ЭЙ – глинобитная башкирская постройка. См. также карта, 2.
КАРТЕЛЬ – форма экономического объединения, участники которого
заключают соглашение о регулировании объѐмов производства, условий
сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники К. сохраняют коммер-
ческую и производственную самостоятельность. Международный К. –
соглашение (союз) компаний разных стран о разделе рынков сбыта, источ-
ников сырья, об установлении согласованных цен (т.н. картельных цен),
использовании патентов и др., чаще всего в рамках одной отрасли. Созда-
ние К. является методом монополизации рынка.
КАРТЕР – неподвижная деталь машин или механизмов (двигателя, ре-
дуктора и др.) обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и
защиты их от загрязнений. Нижняя часть К. (поддон) – резервуар для
смазочного масла.
КАРТИНА КРОВЕЛЬНАЯ – 1) заготовка из одного или двух листов
кровельной стали с отгибами по всем четырѐм сторонам; 2) два листа
кровельного железа, плотно соединенных между собой с помощью заги-
бов краев.
КАРТИНГ (картодром) – небольшая площадка для спортивных гонок на
картах – гоночных микролитражных автомобилях без кузова, дифферен-
циала и упругой подвески колѐс.
КАРТОГРАММА – карта, показывающая штриховкой (различной густо-
ты) или окраской (различной степени насыщенности) среднюю интенсив-
ность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесѐнного на
карту территориального деления (например, плотность населения по
областям).
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКОЕ – метод
создания пространственных образно-знаковых (картографических) гидро-
геологических моделей, которые дают возможность решать теоретические
и практические задачи – выявление закономерностей изменения подзем-
ной гидросферы под влиянием техногенных факторов, оценка опасности
инженерно-геологических процессов (в том числе подтопления), инженер-
ная защита от опасных процессов, разработка природоохранных меро-
приятий и т.п. Включает изучение природных условий и техногенных
факторов на региональном и локальном уровнях, построение комплекса
карт: регионального и типологического гидрогеологического районирова-
ния, гидрогеодинамических и гидрогеохимических характеристик, техно-
генных факторов и др.
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ – многостороннее ото-
бражение на картах природных и социально-экономических явлений с
учѐтом их взаимосвязей; осуществляется путѐм создания серии взаимосвя-
занных тематических карт или их целостного набора (например, атлас).
КАРТОГРАФИЯ – область науки, техники и производства, охватываю-
щая изучение теории, методики и технических приѐмов создания и ис-
пользования картографических произведений. Делится на картоведение,
математическую К., проектирование и составление карт, историю К. Раз-
личают геологическую К., экономическую К. и т.п.
КАРТОГРАФИЯ ЦИФРОВАЯ – раздел картографии, охватывающий
теорию и практику создания и использования цифровой картографической
продукции.
КАРТОДИАГРАММА – карта, показывающая с помощью диаграммной
фигуры суммарную величину какого-либо статистического показателя в
пределах каждой единицы нанесѐнного на К. территориального деления
(например, площадь пахотных земель и т.п.).
КАРТОМЕТРИЯ – раздел картографии, изучающий методы и способы
измерения и определения по картам координат, расстояний, высот, длин,
площадей, углов, исчисления поверхностей, направлений, объемов.
КАРТОН – разновидность бумаги; характеризуется большой удельной
массой (в России К. называют бумажные материалы с поверхностной
плотностью более 250 г/м2). Различают одно- и многослойные К. Подраз-
деляются на упаковочные, полиграфические и т.д.
КАРТОН АСБЕСТОВЫЙ – огнестойкий теплоизоляционный материал,
получаемый на основе хризотилового асбеста. Сырье: асбест 4-го и 5-го
сортов (65%), каолин (30%) и крахмал (5%). Выпускают в виде листов.
Плотность 1,0-1,4 г/см3. Теплопроводность 0,157 Вт/(м*ºС). Предел проч-
ности при растяжении не менее 0,6 МПа. Влажность не более 3% по массе.
КАРТОН КАМЕННЫЙ (картон-пьер) – папье-маше с большим коли-
чеством минеральных добавок (например, мел, цемент), применявшееся
для изготовления мелких архитектурных украшений и декоративных
деталей интерьера.
КАРТОСХЕМА – см. карта-схема.
КАРТОФЕЛЕХРАНИЛИЩЕ – здание или сооружение для хранения
картофеля. К. различают по способу хранения (россыпью, в таре), способу
поддержания температурно-влажностного режима (с механической обще-
обменной вентиляцией – общее вентилирование помещения, с активной
вентиляцией – принудительная подача воздуха в массу картофеля, с искус-
ственным охлаждением – с механической общеобменной или активной
вентиляцией). В К., помимо хранения, картофель сортируют, калибруют,
производят товарную обработку. Как правило, К. строят одноэтажными
(многоэтажные лишь в городах на ограниченных по площади земельных
участках). В районах с зимней температурой наружного воздуха ниже –
20°С и при условии отсутствия грунтовых вод на глубине 3 м иногда
строят заглублѐнные или полузаглублѐнные К., обвалованные грунтом; в
районах с более тѐплым климатом или в условиях более высокого стояния
грунтовых вод – наземные. К. строят преимущественно каркасными,
бесчердачными с применением сборных несущих и ограждающих конст-
рукций; полы устраивают из бетона, асфальтобетона, в закромах иногда
земляные.
КАРТОЧКА ЛИЦЕНЗИОННАЯ РИЭЛТОРА – документ, выдаваемый
физическому лицу, состоящему в штате риэлторской фирмы или являю-
щемуся помощником индивидуального предпринимателя, подтверждаю-
щий его квалификационное соответствие и дающий право на выполнение
определенных операций при работе с недвижимостью.
КАРТРИДЖ – сменный функциональный элемент, узел какого-либо
устройства (например, в водоочистительных фильтрах – фильтрующая
вставка).
КАРТРИДЖ КЕРАМИЧЕСКИЙ СМЕСИТЕЛЯ – см. диск керамиче-
ский смесителя.
КАРТУШ – декоративная орнаментальная деталь (мотив), представляю-
щая собой скульптурное украшение на фасаде в виде орнаментальной
доски, полуразвернутого свитка или щита для герба, даты, надписи (обыч-
но наподобие полуразвѐрнутого бумажного свитка, часто с завитками и с
надписью в центре). К. помещались с XVI в. над парадными входами в
здания, на надгробных плитах и т.п. К. часто использовался в XVII-XVIII
вв. при создании парков в регулярном стиле (в центре К. компоновали герб
или эмблему владельца сада).
КАРЦЕР – специальное помещение для временного одиночного содер-
жания нарушителей установленного порядка в тюрьмах, армии и т.п. Для
заключѐнных в К. устанавливался особо строгий режим.
КАРЬЕР – горное предприятие, предназначенное для добывания полез-
ных ископаемых, в т.ч. естественных строительных материалов, из недр
земли открытым способом и собственно само место добычи полезных
ископаемых открытым способом (совокупность горных выработок, обра-
зованных при добыче).
КАРЬЕР ГРУНТОВЫЙ – выемка, разрабатываемая с целью получения
грунта для устройства насыпей и обратных засыпок, не относящаяся к
горнодобывающим предприятиям (например, для использования грунта
при отсыпке насыпей и расположенная на значительном расстоянии от
них).
КАРЬЕР ПРИТРАССОВЫЙ – производственное временно действую-
щее предприятие дорожной строительной организации, расположенное
вблизи строящейся дороги, снабжающее участки дороги в пределах ра-
циональной экономичной дальности автомобильной перевозки.
КАРЬЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ – производственное постоянно дейст-
вующее предприятие, организованное на базе крупного месторождения, с
большим запасом ископаемой горной породы.
КАСКАД – 1) элемент естественного рельефа на местах быстротоков
естественных речек и ручьев или многоступенчатое сооружение из камня
или бетона на ландшафте – естественный или искусственный водопад (или
система водопадов), низвергающихся уступами; в садово-парковой архи-
тектуре К. – элемент парковой композиции (особенно террасных парков)
специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, создаю-
щее расположенные на разных уровнях водоѐмы, а также ступени, по
которым стекает вода (имитирует террасный водопад); 2) группа последо-
вательно соединенных однотипных устройств, сооружений (например,
гидроэлектростанций, расположенных по течению водного потока на
некотором расстоянии друг от друга и связанных между собой общностью
водохозяйственного режима).
КАСКАД ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ – две или более электрические
машины, связанные между собой механически и электрически или только
электрически. Применяются для плавного регулирования частоты враще-
ния электродвигателя в нереверсивных электроприводах средней и боль-
шой мощности.
КАС ЭЙ – традиционная башкирская изба, сложенная из дѐрна.
КАСКО – страхование средства транспорта (судов, самолетов, автомоби-
лей). Не включает в себя страхование пассажиров, перевозимого имущест-
ва, ответственности перед третьими лицами, и т.д.
КАССА – специальное помещение для осуществления операций с налич-
ными деньгами и др. ценностями; обычно для приѐма, хранения и выдачи
наличных денег на предприятии, в организации, учреждении.
КАССЕТА – 1) взаимозаменяемое устройство, которое обеспечивает
оптимальные условия обработки, хранения и транспортирования деталей,
материалов и т.п.; 2) см. кессон.
КАССЕТА ДВЕРИ РАЗДВИЖНОЙ – металлический каркас для раз-
движной двери, который при открывании уходит в стену. К.д.р. элемент
двери облегчает установку раздвижного механизма, с ним намного слож-
нее выбить или повредить дверь.
КАССЕТА ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ ЖБИ – стационарная установка для
вертикального формования и тепловой обработки группы железобетонных
изделий (ЖБИ) плитного типа, располагаемых в отсеках, образуемых
вертикальными перегородками. Серийно поставляемые кассеты для состо-
ят из подвижной и стационарной наружных стенок и набора разделитель-
ных стенок, часть которых дополнительно является тепловыми отсеками.
Каждая кассетная установка укомплектована машиной для сборки и рас-
палубки разделительных стенок и тепловых отсеков.
КАСТЕЛЛО – итальянское наименование замка, крепости.
КАСТИЛЬО – наименование замка, крепости в Испании.
КАСТРА – древнеримский укрепленный военный лагерь. Обычно пред-
ставлял собой площадку, окруженную валом и рвом. По гребню вала при
наличии времени и возможности возводился частокол, по углам, возле
ворот и через определенные промежутки по длине сторон – небольшие
наблюдательные башни.
КАСТРАМЕТАЦИЯ – термин фортификационной архитектуры, широко
употреблявшийся до XIX в. и обозначавший искусство выбирать места для
войсковых лагерей и обеспечивать их укреплениями и преградами от
нападения противника. К. часто рассматривали как раздел фортификаци-
онной архитектуры. Первоначально К. как отдел фортификации появилась
у древних персов и греков, а особенного развития достигла в Древнем
Риме. В Средние века К. как военное искусство исчезает (лагеря возводят-
ся самым примитивным образом). В XVI в. К. снова возрождается, а в
XIX в., с изменением характера армий и самого военного искусства, со-
вершенно исчезает.
КАТАКЛАЗ – деформация и раздробление минералов внутри горных
породы под действием тектонических движений.
КАТАКОМБЫ – системы подземных помещений, обычно искусственно-
го (подземные выработки, например, каменоломни) и, реже, естественного
происхождения (пещеры) состоящие из узких галерей, коридоров и не-
больших помещений. К. в древности нередко служили для отправления
культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Наиболее известны
катакомбы за стенами Рима, где в начале новой эры во время преследова-
ний христиане хоронили своих умерших и собирались для молитвы и
бесед.
КАТАЛАЖНАЯ – в царской России 1) арестантское помещение при
полиции; 2) (такелажная) склад для снастей.
КАТАЛИЗ – ускорение химической реакции в присутствии веществ-
катализаторов, которые взаимодействуют с реагентами, но в реакции не
расходуются и не входят в состав конечных продуктов. При гомогенном К.
исходные реагенты и катализатор находятся в одной фазе (газовой или
жидкой), при гетерогенном – газообразные или жидкие реагенты взаимо-
действуют на поверхности твердого катализатора. К. обусловливает высо-
кие скорости реакций при небольших температурах, предпочтительное
образование определенного продукта из ряда возможных. Каталитические
реакции являются основой многих химико-технологических процессов.
КАТАЛИЗАТОР – вещество, ускоряющее химическую реакцию (в про-
тивоположность замедляющим ее ингибиторами). К. служат синтетиче-
ские алюмосиликаты, металлы платиновой группы, серебро, никель и др.
КАТАЛОГ ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ – систематический список геодезиче-
ских пунктов, расположенных на участке района работ (или на площади
листа карты), в котором указываются названия пунктов, прямоугольные
координаты, абсолютные высоты центров и углы направлений на соседние
пункты или на ориентирные пункты.