Диаметр арматуры стеклопластиковой периоди-
ЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НОМИНАЛЬНЫЙ – диаметр равновеликого
по площади поперечного сечения круглого гладкого стержня без учета
оплеточной нити.
ДИАМЕТР ОКРУЖНОСТИ – отрезок прямой, соединяющий две точки
окружности и проходящий через ее центр.
ДИАМЕТР ПОРОКА ДРЕВЕСИНЫ СРЕДНИЙ – полусумма наи-
большего диаметра порока на торце бревна и диаметра, перпендикулярно-
го наименьшему.
ДИАМЕТР УСЛОВНОГО ПРОХОДА ТРУБЫ – геометрический
параметр поперечного сечения трубы, равный диаметру условного кругло-
го прохода (без учета допускаемых отклонений), по которому проводят
гидравлический расчет трубопровода.
ДИАПАЗОН – разность между наибольшим и наименьшим значениями,
которые может принимать данная величина или функция. Д. изменений –
область значений измеряемой величины, для которой нормированы допус-
тимые погрешности средства измерений.
ДИАПАЗОН ДИНАМИЧЕСКИЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ – диапазон
амплитуд сигналов, которые может обрабатывать ультразвуковая аппара-
тура без перегрузки или чрезмерных искажений.
ДИАПАЗОН ИЗМЕРЕНИЙ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ – область
значений физической величины, в пределах которой нормированы допус-
каемые пределы погрешности средства измерений.
ДИАПАЗОН ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРА – область значений шкалы
прибора, ограниченная начальным и конечным значениями шкалы.
ДИАПИР (складка диапировая) – куполовидная, антиклинальная склад-
ка, возникшая путѐм выдавливания снизу высокопластичных пород (соль,
глины), которые при своѐм подъѐме прорезают слои, слагающие свод
складки, и образуют т.н. ядро протыкания.
ДИАСОМА – проход в древнегреческом театроне, разделяющий места
для зрителей по полукругу, параллельно орхестре.
ДИАСТИЛЬ – 1) колоннада с расстоянием между осями соседних ко-
лонн, превышающим нижний диаметр колонны более, чем в два раза
(либо превышающим диаметр колонны втрое); 2) тип храма с широко
расставленными колоннами при интерколумнии (расстоянии между осями
соседних колонн), равном трем нижним диаметрам (эмбатам) колонны.
ДИАТОМИТ – рыхлая или слабосцементированная кремнистая осадоч-
ная горная порода белого, светло-серого или желтоватого цвета. Д. содер-
жит главным образом кремнезем в аморфном состоянии, поскольку более
чем на 50% состоит из панцирей диатомей, водорослей и частично из
скелетов животных организмов. Д. обладают большой пористостью (60-
70%), малой плотностью (0,4-1,0 г/см3, не тонут в воде), адсорбционными
и теплоизоляционными свойствами, кислотостойки, огнеупорны.
ДИАФАН – матовый фарфор без глазури.
ДИАФРАГМА – сплошной или решетчатый элемент пространственной
конструкции, способствующий увеличению ее жесткости; применяется в
тонкостенных конструкциях, каркасных и крупнопанельных зданиях и т.д.
Д. могут быть вертикальными (в виде стен) и горизонтальными (в виде
дисков).
ДИАФРАГМА БЕТОННАЯ – см. экран бетонный.
ДИАФРАГМА ЖЕСТКОСТИ – вертикальные элементы несущей сис-
темы, обеспечивающие восприятие горизонтальных нагрузок и передачу
их на фундаменты; кроме того, диафрагмы жесткости воспринимают
вертикальные нагрузки, непосредственно к ним приложенные, от ригелей,
плит перекрытий, лестниц, инженерного оборудования и др.
ДИАФРАГМА КОНСТРУКЦИИ – сплошной или решетчатый элемент
пространственной конструкции, способствующий увеличению ее жестко-
сти.
ДИАФРАГМА ПЛОТИНЫ – противофильтрационное устройство
внутри тела плотины, сооружаемой из грунтовых материалов, выполнен-
ное в виде стенки из негрунтовых материалов (бетона, железобетона,
металла, дерева или полимерных пленочных материалов).
ДИАФРАГМА ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННАЯ – водонепроницае-
мая тонкая конструкция, создаваемая в грунте посредством однорядных
соприкасающихся свай (шпунтовая стена) или траншейных стен для пре-
дотвращения или снижения фильтрации воды через водопроницаемые
слои грунта. См. также экран противофильтрационный.
ДИАФРАГМА ТРУБОПРОВОДА (сужающее устройство трубопро-
вода) – диск с отверстием, вставляемый в трубопровод или воздуховод в
качестве сужающего устройства. Применяется при измерении расхода
жидкости, пара, воздуха или газа, протекающих по трубе или воздуховоду.
ДИАФРАГМА ЦЕМЕНТОГРУНТОВАЯ – вертикальная строительная
конструкция из связанных между собой цементогрунтовых элементов,
создаваемая при использовании струйной технологии возведения фунда-
ментов и подземных сооружений.
ДИАФРАГМА ЩЕЛЕВАЯ – непрозрачная металлическая пластинка с
прорезью в центре поля зрения. Совместно с бипризмой Д.щ. образует
разделительное оптическое устройство, позволяющее наблюдать изобра-
жение в верхней и нижней части оптической системы дальномеров двой-
ного изображения.
ДИВАННАЯ – помещение в богатом доме, обставленное диванами вдоль
стен и предназначенное для бесед.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – одновременное развитие нескольких связанных
или не связанных производств или разнородных сфер деятельности (на-
пример, проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производст-
венной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их
деятельности; Д. связана с процессом концентрации производства на
межотраслевом уровне). В широком смысле Д. – распространение хозяй-
ственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры про-
дукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ – процесс распределения
инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые
между собой непосредственно не связаны. Д.и. снижает степень риска и
увеличивает вероятность получения среднего дохода.
ДИВИДЕНДЫ – часть чистой прибыли акционерной фирмы, которая
выплачивается ее акционерам пропорционально стоимости принадлежа-
щих им акций.
ДИГЛИФ (двоерез) – сходный с триглифом повторяющийся элемент
дорического фриза, на лицевой стороне имеющий вид двух вертикальных
выступов с желобком между ними.
ДИЗАЙН – комплексная творческая деятельность по формированию
эстетических и функциональных качеств конкретной предметной среды,
объектом которой являются промышленные изделия, элементы и системы
городской и производственной среды, визуальная информация и др. Д. –
творческий метод, процесс и результат художественно-технического
проектирования изделий, их комплексов и систем, ориентированного на
достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды
в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и
эстетическим. Д. включает творчество художника-конструктора (дизайне-
ра), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве.
В узком смысле Д. – художественное конструирование. Термин Д. упот-
ребляется для обозначения как творческой (проектной) деятельности, так и
ее результата (проектного решения и его воплощения, например, Д. квар-
тиры). См. также стратегия дизайна, тактика дизайна.
ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНЫЙ – сфера архитектурно-строительной
деятельности, направленная на формирование объектов и сооружений
массового назначения, рядовых жилых, общественных и производствен-
ных зданий и открытых городских пространств. См. также дизайн среды
архитектурной.
ДИЗАЙН БЮДЖЕТНЫЙ – дизайнерские решения, предполагающие
либо строгое ограничение, либо минимизацию стоимости реализации
проекта. Это может осуществляться за счет экономии на выборе недорогих
основных позиций отделочных материалов и предметов интерьера.
ДИЗАЙН-БЮРО – см. фирма дизайнерская.
ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ – совокупность благоустройства, «отделки» и
оборудования открытых городских пространств, их предметного наполне-
ния, необходимых для функционально-эстетической организации, реали-
зации образа жизни и поведения городского населения. Все элементы Д.г.
разделяют на: а) оборудование и инженерные устройства, вызванные
общими потребностями технологии городской деятельности (уличное
освещение, контактные сети транспорта, указатели уличного движения);
эти формы как бы принадлежат всему городу и проектируются «абстракт-
но»; б) вещное исполнение, предназначенное обеспечить «местные» за-
просы (оборудование детских площадок, рекреационных зон обществен-
ных центров, витрины и рекламы магазинов, наборы малых форм и ланд-
шафтных включений в специализированных парках), которые проектиру-
ются и отбираются относительно свободно, в привязке к конкретике ден-
ной средовой ситуации; в) элементы Д.г. принадлежащие к какой-либо
общегородской функциональной системе (транспортной инфраструктуре,
сети «фирменных» учреждений обслуживания), но требующие одновре-
менно и согласования с контекстом места размещения (в таких объектах
должны раскрываться и родовые качества, и индивидуальная (местная)
специфика. Элементы Д.г. выполняют разнообразные композиционные
роли – дополняют крупные архитектурно-пространственные построения,
гармонизируют колористический ряд, экранируют неблагоприятные
видовые точки или наоборот, обращают на себя внимание, «вписывают»
конкретную средовую систему в общий контекст места, района. Как пра-
вило, в среде элементы Д.г. применяются функционально-
композиционными группировками, составляя либо ряды (цепочки), либо
компактные образования, либо рассеянную по средовому пространству
«россыпь», формируя в «большом» средовом объекте «микроуголки» со
своими специфическими формами и эмоциональным климатом. См. также
элемент дизайна городского.
ДИЗАЙН ГРАФИЧЕСКИЙ – художественно-проектная деятельность,
основным средством которой служит графика. Целью Д.г. является на-
глядное представление информации, предназначенной для массового
распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также
создание графических элементов предметной среды и изделий. Роль со-
временных коммуникаций в обществе огромна. Техническая революция
породила и развила средства коммуникации, которые видоизменили при-
вычные представления о скорости, пространстве и времени, позволили
сосредотачивать внимание множества людей на каком-либо событии,
ситуации, проблеме, вырабатывать, тиражировать и транслировать любые
идеи. Наиболее важная сторона Д.г. – визуализация смысла высказывания:
от реального изображения до словесных знаков, где смысл несет не только
слово, но и его начертание. Основные средства Д.г. – различные виды
графических изображений: фотографика, монтаж, аппликация, типографи-
ка, цветография, компьютерная (машинная) графика. Они активно форми-
руют стиль промышленных изделий и оказывают влияние на всю пред-
метно-пространственную среду.
ДИЗАЙН ИНЖЕНЕРНЫЙ – область дизайнерского творчества, связан-
ная с формированием объектов и систем инженерно-технического назна-
чения, особая часть промышленного дизайна. Произведения Д.и. отличает
принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-
прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснитель-
ность соблюдения требований эффективной эксплуатации и безаварийно-
го функционирования. Объекты Д.и.: мосты, дороги, путепроводы, тонне-
ли и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также
плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы,
установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансфор-
маторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и
комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.). Формо-
образование сооружений и устройств этого класса внешне как бы отделено
от задач эстетики или индивидуальных требований художественной цен-
ности. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность
структурных решений, техническая целесообразность, базирующиеся, как
правило, на оригинальных конструктивных и технологических разработ-
ках, безусловная масштабность, значимость этих объектов в нашей жизни,
наконец, специфическая выразительность их облика делают объекты Д.и.
частью эстетики среды, которые интересны и сами по себе, и как источни-
ки композиционных мотивов в формообразовании других сфер дизайна.
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА – отрасль дизайна, ориентированная на повыше-
ние функциональности и качественного уровня интерьера; художественно-
техническая практика комбинирования и других манипуляций объектами
интерьера с целью приведения помещения к удовлетворению функцио-
нальным и эстетическим запросам пользователей (оптимизация), в частно-
сти повышения эргономичности труда в помещении, понижения уровня
цветовых, формовых и прочих шумов, улучшение навигации в крупных
помещениях, оптимизация маркировки используемой мебели, разработка
специализированных помещений (например, студия звукозаписи, студия
киномонтажа, студия фотографии, аквапарк). В основе Д.и. лежит син-
тез прагматических и художественных идей и решений, направленных на
улучшение условий существования человека в целостной эстетически
совершенной форме. Интерьер понимается как система из трѐх состав-
ляющих: строительная оболочка (пол, стены, потолок), предметное напол-
нение (оборудование, мебель); функциональные процессы, формирующие
и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.
ДИЗАЙН КОММЕРЧЕСКИЙ – творческая деятельность по созданию
эстетически привлекательной промышленной продукции (в первую оче-
редь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется про-
блеме ее коммерческой реализации, проблемы же повышения потреби-
тельских качеств, технологичности производства (как, впрочем, и пробле-
мы собственно эстетической ценности) занимают подчиненное положе-
ние. Наиболее точно задачи Д.к. определяет известная формулировка Р.
Лоуи: «уродливое плохо продается».
ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ – основная идея, целостная идеальная модель
будущего объекта, описывающая его основные характеристики, формули-
ровка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проект-
ного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайне-
ра о явлениях более масштабных, чем данный объект. Как правило, стоя-
щие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем
прототипов, допускают разные варианты их решения – как в части функ-
циональных технологий, так и в области декоративно-пластических поис-
ков. Поэтому Д.-к., изучая сравнительные достоинства этих вариантов,
рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во
время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабаты-
вает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирую-
щую принципы дальнейшей работы проектировщика.
ДИЗАЙН ЛАНДШАФТНЫЙ – направление в ландшафтной архитекту-
ре и дизайне, рассматривающее целенаправленное проектирование фраг-
ментов архитектурно-ландшафтной среды, в т.ч. пути изменения природ-
ных объектов по определенным правилам в целях их наилучшего приспо-
собления к потребностям человека (в том числе и эстетическим). Д.л.
включает также практические действия по озеленению (с использованием
газонов, садово-парковых насаждений, малых архитектурных форм, го-
рок), благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов,
горок, применению малых архитектурных форм в зелѐном строительстве.
Главная задача Д.л. – создание гармонии, красоты в сочетании с удобства-
ми использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности
между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдаю-
щей. В Д.л. различают три относительно самостоятельные сферы прило-
жения проектных усилий: а) инженерный Д.л. (формирование крупных
искусственных комплексов – водохранилищ, лесных полос и массивов,
связанное со строительством плотин, каналов, ирригационными работами
и т.д.); б) садово-парковое искусство, включающее и сложные природно-
планировочные образования (парки развлечений, дендрапарки и пр.), и
разного рода «малые сады» – приусадебные и дачные участки, сады на
крышах; а также включение элементов живой природы, прежде всего
растительности, в интерьеры жилых, общественных и производственных
зданий; в) ландшафтная архитектура, реализующая идеи и принципы Д.л.
на уровне формирования архитектурно-художественного образа.
«ДИЗАЙН МАРГИНАЛЬНЫЙ» – местные, экзотические, эксперимен-
тальные направления в дизайнерском формообразовании, достаточно
заметные, чтобы на них обращали внимание специалисты, но не ставшие
всеобщим образцом для подражания и внедрения. В отличие от направле-
ний, имеющих глубокие корни в национальных традициях и освоенных
профессионалами региональных дизайнов, варианты «Д.м.» опираются на
частные запросы и тенденции конкретных ферм стиля жизни или эстети-
ческие капризы и предпочтения, не завоевавшие признания в массовом
порядке. Вместе с тем «Д.м.» активно выражает эстетические интересы
(чаще всего поверхностные) определенных групп населения (молодежи,
социальных «изгоев», национальных кланов и сообществ и т.д.), т.е. стоит
в ряду явлений по преимуществу декоративно-прикладных, но несущих
определенный заряд художественной самобытности. «Д.м.» подразделяют
на: а) «протестный» (характерная культура панков, рокеров, молодежная
мода и пр.); б) местные и национальные течения (например, орнаменталь-
ная раскраска «нормальных» автобусов в Индии и Малайзии); в) активную
личную самодеятельность непрофессиональных художников и ремеслен-
ников, неудовлетворенных эстетикой господствующих направлений как в
дизайне, так и в искусстве вообще.
ДИЗАЙН-ПРОГРАММИРОВАНИЕ – соединение в целостный процесс
мер по реализации проектно-художественной идеи (дизайн-концепции)
сложного дизайнерского объекта с привлечением соисполнителей разного
профиля и квалификации. Д.-п. завершается составлением дизайн-
программы – директивного и адресного документа, определяющего ком-
плексный по ресурсом, исполнителям и срокам заданий план мероприя-
тий, обеспечивающих эффективное использование методов и средств
дизайна при создании и реализации проекта. В широком смысле Д.-п. –
выражение целостного отношения к предметному миру (в том числе
эстетического), одно из проектных средств реализации особого проектного
метода – комплексного проектирования.
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ – комплект документов, необходимых для проведе-
ния строительных, ремонтных и отделочных работ на объекте, отражаю-
щий как дизайнерские, так и технические требования к современному
интерьеру.
ДИЗАЙН ПРОМЫШЛЕННЫЙ – проектная деятельность, имеющая
целью создание образцов изделий функционального назначения, изготав-
ливаемых промышленными методами, то есть с использованием машин-
ного производства. Как самостоятельный род искусства промышленный
дизайн возник в конце XIX – начале XX вв. со становлением массового
машинного производства.
ДИЗАЙН-ПРОЦЕСС – см. конструирование художественное.
ДИЗАЙН РЕГИОНАЛЬНЫЙ – формообразование, которое в значи-
тельной степени определяется образом жизни, художественными и ремес-
ленными традициями какой-либо региональной или этнической группы.
Среди школ Д.р. выделяются как установившиеся еще в 1930-е гг. (италь-
янская, скандинавская), так и новые, получившие развитие в последние
десятилетия (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия).
ДИЗАЙН СРЕДЫ – представление о способах функционирования, обли-
ке, стилевых или образных характеристиках средового объекта или систе-
мы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной
структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида и
т.п., формирующих среду каждая по-своему, но «работающих» в комплек-
се, совместно; формирование (проектирование и реализация) средовых
ситуаций, объектов и систем, выполняемое с помощью профессиональных
проектировщиков, производственников, служб эксплуатации и потребите-
лей этих образований, целенаправленно ищущих специфику жизнедея-
тельности и особенности облика среды. Д.с. – сложный многостадийный
процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и
среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации и
развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов
различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до
технологов и экономистов. Высшей формой Д.с. является Д.с. архитектур-
ной, обращающий основное внимание на проектирование образно-
художественных особенностей средового объекта, вытекающих из суще-
ства функциональных процессов и их общественной значимости.
ДИЗАЙН СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ – искусство проектирования
предметно-пространственной среды, оптимизирующей функциональные
процессы жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического
уровня. Д.с.а. – вид проектной деятельности, включенный в общую систе-
му создания отдельных форм и комплексов реальных предметно-
пространственных объектов. Д.с.а. – архитектурно-дизайнерское проекти-
рование, связанное с постановкой и решением особого типа проектных
задач (в том числе для вновь строящихся или реконструируемых объек-
тов), отличающихся комплексным использованием средств пространст-
венной и предметной организации среды обитания в самых различных
сферах – от жилой до социально-культурной. Будучи направлен на эстети-
ческое формообразование условий жизни, синтезируя архитектуру и из-
вестные формы дизайна, он отличается от них как по предмету деятельно-
сти (объекту проектирования и характеру обеспечения жизненных процес-
сов), так и подходом к решению проектных задач, т.е. по морфологии и
профессиональным приемам.
ДИЗАЙН СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОЙ – комплексное формирование
совокупности объектов и систем транспортного назначения, oт передвиж-
ных и передвигающихся устройств (кораблей, автомобилей, поездов,
фуникулеров, лифтов и пр.), являющихся произведениями промышленно-
го (транспортного) дизайна, до дорог, путепроводов, каналов, аэропортов и
других сооружений, принадлежащих к сфере средового (архитектурного)
и инженерного дизайна. Д.с.т. – интегральная форма средового дизайна,
соединяющая в единый объект средства и технологии всех видов дизайна
– средового, промышленного, графического (фирменный стиль), а также
ландшафтного, инженерного и архитектурного. См. также дизайн транс-
портный.
ДИЗАЙН ТРАНСПОРТНЫЙ – проектирование средств транспорта –
воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсо-
вых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных
устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляю-
щих инфраструктур. В Д.т. тесно переплетены интересы инженерно-
технического и научного творчества и функционального, коммерческого
обслуживания населения. См. также дизайн среды транспортной.
ДИЗАЙН ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ (экодизайн) – область комплексной
дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых
объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызы-
вает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими
поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы (эко-
логическое формообразование). Образ современной жизни подвержен
влиянию экологизации, то есть стремления к учету оптимального соотно-
шения между миром живого и средой его обитания. В результате происхо-
дит сближение среды и культуры, складывается концепция слияния во-
едино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций,
прикладных и изобразительных видов искусства. В «экологическом»
художественном проектировании повышенное внимание уделяется эколо-
гическим аспектам производства и функционирования объекта: его мате-
риало- и энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможно-
сти утилизации по окончании срока службы. Причем в понятие «экологи-
чески чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного
воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им
(визуальная гармония с окружением), что открывает для художника-
конструктора новые формообразующие возможности.
ДИЗАЙН ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ (эргодизайн) – художественное про-
ектирование объектов, формообразование которых определяется в первую
очередь требованиями эргономики (пульты управления, оборудование
рабочих мест и другие изделия, эффективность функционирования кото-
рых зависит от взаимодействия их с человеческим организмом). В 60-е гг.
ХХ в. термином Д.э. определялись разработки отдельных дизайнерских
школ, в творчестве которых эргономические требования привели к «ана-
томическому» формообразованию (в результате создавались своеобразные
ручные инструменты, рукоятки управления и т.п.).
ДИЗЕЛЬ – поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением
от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен.
ДИЗЕЛЬ-МОЛОТ – свайный молот с дизельным двигателем.
ДИККИТ – минерал, полиморфная модификация каолинита. Образует
тонкие пластинки и их пачки (т.н. «книжки»). Бесцветный, белый. Твер-
дость 2,5- 3,5; плотность 2,6 г/см3. Продукт гидротермального изменения
алюмосиликатов.
ДИЛАТАЦИЯ – локальное расширение, растяжение.
ДИЛАТОМЕТР – прибор для измерения теплового расширения тел, а
также изменений размеров тел под действием давления, электрических и
магнитных полей, ионизирующих излучений и др. факторов.
ДИЛЕР – посредник, чаще всего – биржевой маклер, осуществляющий
торговлю ценными бумагами как за собственный счет, так и по поручению
клиентов, однако в деятельности Д. преобладает не посредничество, а
самостоятельная торговля, когда они сами покупают товар, а затем пере-
продают его с учетом спроса и предложения на рынке. В отличие от бро-
керов основным источником дохода Д. является не вознаграждение, а
разница между ценой покупки и ценой продажи товара.
ДИЛЕР ПО НЕДВИЖИМОСТИ – предприниматель на рынке недви-
жимости, деятельность которого состоит в покупке, преобразовании или
владении недвижимостью с целью продажи или получения прибыли от ее
использования.
ДИЛЕТАНТИЗМ – занятие какой-либо профессиональной деятельно-
стью без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с пред-
метом; например, применительно к архитектуре, Д. – непрофессиональное,
любительское (дилетантское) отношение к решению, восприятию и оценке
архитектурных проблем, явлений и задач в теории, истории и практике
формирования и использования архитектурной среды и ее составляющих.
ДИМЕР (диммер) – выключатель-светорегулятор, позволяющий поворо-
том рукояти плавно регулировать (увеличивать или уменьшать) яркость
подключенных через него к электрической сети ламп накаливания. Д., как
и другие светорегуляторы не может использоваться с энергосберегающи-
ми лампами (лампами «дневного света»).
ДИНАМИКА – раздел механики, в котором изучается движение тел под
действием приложенных к ним сил. Основа Д. – Ньютоновы законы меха-
ники.
ДИНАМИКА ГАЗОВАЯ – см. газодинамика.
ДИНАМИКА ГРУНТОВ – раздел механики грунтов и оснований, по-
священный изучению влияния на грунты и фундаменты зданий вибраций
и сотрясений, вызываемых работой промышленного оборудования, машин
и механизмов, транспорта, проведением взрывных работ и технологиче-
ских процессов с использованием вибрационных и ударных воздействий.
ДИНАМИКА ЛАНДШАФТНАЯ – сезонные, годовые, многолетние,
циклические, обратимые и необратимые изменения ландшафта.
ДИНАМИКА МАШИН И МЕХАНИЗМОВ – раздел теории машин и
механизмов, в котором изучается движение тел, входящих в состав машин
и механизмов, с учѐтом действующих в них сил.
ДИНАМИКА ПОДЗЕМНЫХ ВОД – раздел гидрогеологии о движении
вод в горных породах земной коры.
ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КРИОГЕННЫХ –
пространственно-временное изменение активности процессов.
ДИНАМИКА СООРУЖЕНИЙ – наука (раздел строительной механики),
изучающая поведение сооружений, конструкций и строительных материа-
лов в условиях воздействия динамических нагрузок; о колебаниях соору-
жений, вызываемых динамическими нагрузками, методах расчета таких
сооружений и способах уменьшения колебаний.
ДИНАМИТ – желатинообразное нитроглицериновое взрывчатое вещест-
во.
ДИНАМИЧНОСТЬ СРЕДЫ – одно из важнейших свойств средовых
объектов и систем дизайна, отражающее динамичность связанных с ними
процессов жизнедеятельности и подвижность, изменчивость их природно-
го и градостроительного окружения. Внешне Д.с. представляет собой
изменчивость (подвижность, мобильность) облика среды или смену про-
цесса деятельности, но в среде эти стороны активно взаимодействуют,
поэтому через некоторое время обязательно устанавливается новое средо-
вое состояние, синтезирующее любые односторонние деформации. В
результате взаимодействия «формы» (предметно-пространственных пара-
метров) и «содержания» (вмещаемых средой видов деятельности) среды за
счет отдельных изменений на разных уровнях всей системы устанавлива-
ется или восстанавливается относительно устойчивое равновесие среды.
ДИНАМО-МАШИНА – устаревшее название электрического генератора
постоянного тока.
ДИНАМОМЕТАМОРФИЗМ – преобразование горных пород при срав-
нительно низкой температуре под воздействием высокого давления, воз-
никающего при складкообразовательных процессах под влиянием текто-
нических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и
истиранием породообразующих минералов, но без существенной перекри-
сталлизации.
ДИНАМОМЕТР – прибор для измерения усилий (силы или крутящего
момента), состоящий из силового звена (упругого элемента) и отсчѐтного
устройства. Д. разделяют по принципу действия на механические (пру-
жинные или рычажные), гидравлические и электрические; по назначению
– на образцовые и рабочие (общего назначения и специальные).
ДИНАМОМЕТР ПРУЖИННЫЙ – прибор, предназначенный для
измерения силы. Чувствительный элемент прибора – пружина, деформа-
ция которой пропорциональна модулю измеряемой силы.
ДИНАС – огнеупорный материал (огнеупорный кирпич), содержащий не
менее 93% кремнезема, изготовленный из зерен крупномолотых кварце-
вых горных пород на известковой (2-3%), глиняной или иной связке обжи-
гом при высоких температурах, огнеупорность 1680-1730°С. Применяется
в кладке промышленных печей (например, коксовых, стекловаренных,
металлургических).
ДИНГЕЗ – см. нигез.
ДИОД – двухэлектродный электровакуумный, полупроводниковый или
газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в
электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детекти-
рования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.
ДИОКСАН (диэтилендиоксид) – бесцветная жидкость, tкип 101,8°C.
Растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел,
красителей.
ДИОКСИД КРЕМНИЯ (кремнезем) – соединение кремния с кислоро-
дом (SiO2). В природе – минерал кварц, тридинамит, кристаллобарит и др.
На дне морей из водорослей и инфузорий образуется аморфный Д.к. (аэро-
сил и белая сажа). Монокристаллы Д.к. получают в гидротермальных
условиях. Природный Д.к. – сырье в производстве кремния, кварцевого
стекла, компонент различных материалов.
ДИОПСИД – минерал, моноклинный пироксен, Ca(Mg, Fe) [Si2O6]. Край-
ний член изоморфного ряда Д. – геденбергит. Примесь Cr (до 2% Cr2О3 в
хромдиопсиде). Белые, зелѐные, синие (виолан) кристаллы, зернистые
массы, лучистые агрегаты. Твердость 5,5-6; плотность 3,3-3,4 г/см3. Поро-
дообразующий минерал (в основных изверженных породах, эклогитах,
скарнах и др.). Хромдиопсид, виолан используются в ювелирном деле.
ДИОПТР (диоптры) – приспособление для визирования в простейших
геодезических инструментах в виде двух пластин с вырезами (например, в
буссоли).
ДИОРАМА – 1) лентообразная, изогнутая в плане полукругом живопис-
ная картина (панорамное изображение) с передним предметным планом
(сооружения, объемные фигуры, реальные и бутафорские предметы). Д.
рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специ-
альных павильонах. Д. (главным образом батальные сцены) создаются с
XIX в.; 2) панорама с живописным задником на прозрачной основе, через
которую (в изображении окон, луны и т.п.) происходит незаметная под-
светка трехмерного переднего плана.
ДИОРИТ – полнокристаллическая изверженная магматическая горная
порода среднего состава, по минералогическому составу представлены
плагиоклазом, роговой обманкой, реже – биотитом и авгитом или кварцем
(кварцевый Д.). Цвет от серовато-серого с мелкими белыми и черными
пятнышками до чѐрно-зелѐного. Плотность 2,7-2,9 г/см3, предел прочности
при сжатии 180-200 (300) МПа. Д. характеризуются высокой вязкостью,
хорошей сопротивляемостью удару и истиранию, стойкостью против
выветривания, а также морозостойкостью; хорошо поддается полировке.
Д. применяются в основном в дорожном строительстве и в качестве деко-
ративно-отделочных материалов (в виде облицовочных плит).
ДИПИЛОН – в древнегреческой архитектуре – расположенные в крепо-
стной или городской стене двое ворот («двойные ворота»), связанные
продольными стенами (прообраз средневековых барбаканов); назначение
Д. в том, что если враг берет первые ворота, то не только не прорывается в