Англия: фреска св.Павла в соборе в Кентербери.
· Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.
· В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства.
· Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина – в технике наложения краски: писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, восковую темперу. Палитра ограничена: чистые тона
· Тип базиликального храма не позволял охватить всю систему росписей единым взглядом = предпочтение отдавалось библейским сюжетам исторического плана, расположенным в последовательности согласно средневековой типологии священного текста
· В выборе и расположении сюжетов не было строгого канона
· Главный акцент – на росписи центральной апсиды (Обычно – Христос во славе; Реже – фигура Богоматери); ниже – ангелы, апостолы, святые, аллегории, персонификации; западная стена – картина Страшного суда
· Неисчерпаемый источник композиции – иллюстрированные рукописи (распространение единых принципов композиции и формирование стиля)
· Больше всего (из всех видов искусства) испытывает комплекс неполноценности по отношению к Византии
Италия:
· Сильное воздействие византийского искусства
· Многообразие живописных школ (Рим, Монтекассино)
v Сант Анджело ин Формис (близ Капуи, между 1072-1087)
- 3 нефа, все украшены фресками
- характерная для романского сознания непосредственная калька с Византии огрубляется
- плакатно + демонстративно + грубо + явственно
- примитивизация + тенденция к линейной стилизации
- деятельность аббата монастыря Монтекассино Дезидерия = поклонника византийской культуры
- ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христос на славе с символами евангелистов в апсиде, Страшный суд на западной стене
- византийские образцы переработаны в романском духе! = росписи экспрессивные и тяжелые по формам, иконография дополнена элементами эсхаталогического плана
- фигуры грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями
v Сан Клементе в Риме (1073-1084)
- фрески с изображением легенд о жизни Св.Клемента
- непосредственность, живость рассказа, обилие наблюденных деталей
- стремление художника более наглядно и убедительно представить каждую сцену
- фигуры подвижны и гибки, движения непринужденны
- изысканность и тонкий колорит
v Сан Пьетро аль Монте близ Чивате (ок.1095)
- Битва Архангела Михаила с Сатаной = органический сплав старых традиций, импульсов, пришедших из византии и приемов заальпийской живописи
- византинизирующая стилистика, но более плавно
Германия:
v Бенедиктинский монастырь Ламбах (ок.1089)
-фигуры с правильными несколько удлиненными пропорциями, византинизирующий тип лиц, сгущенная эмоциональная атмосфера
- редкие сюжеты (История трех волхвов, развернутое повествование о царе Ироде)
- превосходная вписанность композиций в архитектурное обрамление + их упорядоченность
- сдержанность колорита
Франция:
· Монументальные росписи были в романский период широко распространены в церквах Франции. Дошедшие до нас памятники (примерно 95 фресковых циклов) позволяют различать четыре большие группы, иногда обозначаемые как местные школы.
· Первая, наиболее обширная, характеризуется светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос, тусклыми тонами красок (среди которых почти отсутствует синяя), резкими контурами и плоскостной трактовкой форм. Фрески такого типа часты в западных и центральных областях Франции - в Турени, Пуату, Берри и др. Для второй группы типичны синие фоны, богатый и яркий колорит; здесь явственно чувствуется шедшее через аббатство Клюни воздействие византийского искусства как в деталях (в костюмах), так и в приемах живописи. Произведения, выполненные в этой манере, господствовали на востоке Франции - в Бургундии, и на юго-востоке. В Оверни также встречаются византизирующие фрески, но иного характера и с темными фонами. Наконец, далеко на юге, у Пиренеев, памятники монументальной живописи показывают свою явную близость к романской живописи Испании.
· Необычайное разнообразие романской монументальной живописи Франции свидетельствует о напряженных исканиях мастеров фрески того времени, о резком столкновении различных, нередко противоположных течений. Безудержная и беспорядочная экспрессия росписей, которые следуют традициям дороманского искусства, отличается от строгой торжественности и возвышенной идеализации собственно романских фресок, широко перерабатывавших византийские традиции и отмеченных уравновешенностью и гармоничностью.
v Сен-Савен сюр Гартамп (2 пол 11в)
- «школа светлых фонов»
- вся линеарная структура не имеет отношения к Греции
- небольшое здание с лишенным верхнего света центральным нефом
- изначально фресками были покрыты все стены и своды нефов, хора и крипты
- главный неф: Ветхозаветные сцены – занимают всю поверхность свода и тянутся длинными фризами , располагаясь в два яруса по его склонам
- отдельные эпизоды не ограничены рамками и не отделены друг от друга
- манера исполнения предельно лаконична: светлый фон + четко очерченные контуром фигуры
- все фигуры очень оживлены
- изображения плоски, светотеневая моделировка отсутствует, краски покрывают большие поверхности
- !условность приемов не мешает яркости рассказа
- линеарная плоскостность композиций + динамичность движения
-*Сцена постройки Вавилонской башни
- Нартекс: сцены Апокалипсиса – динамичность + экспрессия («Борьба архангела Михаила с драконом»)
v Берзе ла Вилль (сер 12в) Бургундия; белые шарики, снег!!!
- влияние византийской живописи
- «школа синих фонов»
- более детализирован рисунок, тщательнее разработаны драпировки, НО меньше динамики и экспрессии
- вся поверхность тесно заполнена длинными фигурами
- совмещение разных точек зрения
v Ковер из Байе (ок.1120) Нормандия
- 70м на 50см
- вышит цветными шерстяными нитками
- не религиозные сюжеты, а исторические события: завоевание Англии норманнами в 1066 году
- условность + примитивность форм НО живость рассказа
Испания:
· Свой стиль: фрески исполнены в графичной линейной манере, рисунок тверд и энергичен, контур подчеркнут черной линией, краски наложены плоским пятном, цветовая гамма скупа
· Господство сурового аскетического духа
· Во фресках маленьких сельских храмов – сильнее народные черты: яркая красочность, любовь к фантастике, интерес к разнообразию лиц
· Склонность к линейным контурам и диссонирующим красочным очертаниям
· Материальная убедительность цвета
v Санта Мария де Тахуль (ок1123)
- лица вытянутые, почти прямоугольные; полны удивительной экспрессии, позы торжественны и величавы, жесты значительны
- рафинированная изысканность красочной гаммы = особая красота; условность цвета = нереальность изображаемого, его принадлежность к иному миру
v Церковь Сан-Исидор в Леоне (1157-1188)
- светские, декоративные мотивы
Англия:
v Капелла Сент Анслем в Кентербери
- Апостол Павел со змеей
- византинизирующая струя