Англия: фреска св.Павла в соборе в Кентербери.

· Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

· В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства.

· Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина – в технике наложения краски: писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, восковую темперу. Палитра ограничена: чистые тона

· Тип базиликального храма не позволял охватить всю систему росписей единым взглядом = предпочтение отдавалось библейским сюжетам исторического плана, расположенным в последовательности согласно средневековой типологии священного текста

· В выборе и расположении сюжетов не было строгого канона

· Главный акцент – на росписи центральной апсиды (Обычно – Христос во славе; Реже – фигура Богоматери); ниже – ангелы, апостолы, святые, аллегории, персонификации; западная стена – картина Страшного суда

· Неисчерпаемый источник композиции – иллюстрированные рукописи (распространение единых принципов композиции и формирование стиля)

· Больше всего (из всех видов искусства) испытывает комплекс неполноценности по отношению к Византии

Италия:

· Сильное воздействие византийского искусства

· Многообразие живописных школ (Рим, Монтекассино)

v Сант Анджело ин Формис (близ Капуи, между 1072-1087)

- 3 нефа, все украшены фресками

- характерная для романского сознания непосредственная калька с Византии огрубляется

- плакатно + демонстративно + грубо + явственно

- примитивизация + тенденция к линейной стилизации

- деятельность аббата монастыря Монтекассино Дезидерия = поклонника византийской культуры

- ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христос на славе с символами евангелистов в апсиде, Страшный суд на западной стене

- византийские образцы переработаны в романском духе! = росписи экспрессивные и тяжелые по формам, иконография дополнена элементами эсхаталогического плана

- фигуры грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями

v Сан Клементе в Риме (1073-1084)

- фрески с изображением легенд о жизни Св.Клемента

- непосредственность, живость рассказа, обилие наблюденных деталей

- стремление художника более наглядно и убедительно представить каждую сцену

- фигуры подвижны и гибки, движения непринужденны

- изысканность и тонкий колорит

v Сан Пьетро аль Монте близ Чивате (ок.1095)

- Битва Архангела Михаила с Сатаной = органический сплав старых традиций, импульсов, пришедших из византии и приемов заальпийской живописи

- византинизирующая стилистика, но более плавно

Германия:

v Бенедиктинский монастырь Ламбах (ок.1089)

-фигуры с правильными несколько удлиненными пропорциями, византинизирующий тип лиц, сгущенная эмоциональная атмосфера

- редкие сюжеты (История трех волхвов, развернутое повествование о царе Ироде)

- превосходная вписанность композиций в архитектурное обрамление + их упорядоченность

- сдержанность колорита

Франция:

· Монументальные росписи были в романский период широко распространены в церквах Франции. Дошедшие до нас памятники (примерно 95 фресковых циклов) позволяют различать четыре большие группы, иногда обозначаемые как местные школы.

· Первая, наиболее обширная, характеризуется светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос, тусклыми тонами красок (среди которых почти отсутствует синяя), резкими контурами и плоскостной трактовкой форм. Фрески такого типа часты в западных и центральных областях Франции - в Турени, Пуату, Берри и др. Для второй группы типичны синие фоны, богатый и яркий колорит; здесь явственно чувствуется шедшее через аббатство Клюни воздействие византийского искусства как в деталях (в костюмах), так и в приемах живописи. Произведения, выполненные в этой манере, господствовали на востоке Франции - в Бургундии, и на юго-востоке. В Оверни также встречаются византизирующие фрески, но иного характера и с темными фонами. Наконец, далеко на юге, у Пиренеев, памятники монументальной живописи показывают свою явную близость к романской живописи Испании.

· Необычайное разнообразие романской монументальной живописи Франции свидетельствует о напряженных исканиях мастеров фрески того времени, о резком столкновении различных, нередко противоположных течений. Безудержная и беспорядочная экспрессия росписей, которые следуют традициям дороманского искусства, отличается от строгой торжественности и возвышенной идеализации собственно романских фресок, широко перерабатывавших византийские традиции и отмеченных уравновешенностью и гармоничностью.

v Сен-Савен сюр Гартамп (2 пол 11в)

- «школа светлых фонов»

- вся линеарная структура не имеет отношения к Греции

- небольшое здание с лишенным верхнего света центральным нефом

- изначально фресками были покрыты все стены и своды нефов, хора и крипты

- главный неф: Ветхозаветные сцены – занимают всю поверхность свода и тянутся длинными фризами , располагаясь в два яруса по его склонам

- отдельные эпизоды не ограничены рамками и не отделены друг от друга

- манера исполнения предельно лаконична: светлый фон + четко очерченные контуром фигуры

- все фигуры очень оживлены

- изображения плоски, светотеневая моделировка отсутствует, краски покрывают большие поверхности

- !условность приемов не мешает яркости рассказа

- линеарная плоскостность композиций + динамичность движения

-*Сцена постройки Вавилонской башни

- Нартекс: сцены Апокалипсиса – динамичность + экспрессия («Борьба архангела Михаила с драконом»)

v Берзе ла Вилль (сер 12в) Бургундия; белые шарики, снег!!!

- влияние византийской живописи

- «школа синих фонов»

- более детализирован рисунок, тщательнее разработаны драпировки, НО меньше динамики и экспрессии

- вся поверхность тесно заполнена длинными фигурами

- совмещение разных точек зрения

v Ковер из Байе (ок.1120) Нормандия

- 70м на 50см

- вышит цветными шерстяными нитками

- не религиозные сюжеты, а исторические события: завоевание Англии норманнами в 1066 году

- условность + примитивность форм НО живость рассказа

Испания:

· Свой стиль: фрески исполнены в графичной линейной манере, рисунок тверд и энергичен, контур подчеркнут черной линией, краски наложены плоским пятном, цветовая гамма скупа

· Господство сурового аскетического духа

· Во фресках маленьких сельских храмов – сильнее народные черты: яркая красочность, любовь к фантастике, интерес к разнообразию лиц

· Склонность к линейным контурам и диссонирующим красочным очертаниям

· Материальная убедительность цвета

v Санта Мария де Тахуль (ок1123)

- лица вытянутые, почти прямоугольные; полны удивительной экспрессии, позы торжественны и величавы, жесты значительны

- рафинированная изысканность красочной гаммы = особая красота; условность цвета = нереальность изображаемого, его принадлежность к иному миру

v Церковь Сан-Исидор в Леоне (1157-1188)

- светские, декоративные мотивы

Англия:

v Капелла Сент Анслем в Кентербери

- Апостол Павел со змеей

- византинизирующая струя

Наши рекомендации