Билет 13. Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ. См. выше и ниже.

· Образная значимость: оперирует мыслью о Бге: идея внутреннего чередования, подчиняющегося единой системе = сразу ясная логическая постижимость!

· Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества!; суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры

· Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика -трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

· В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный кор пус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы

· Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,-все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода

· При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному

· С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

· Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,- редко расположенными арками высоких окон.

· Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых Эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галлереи, размещенной над сводами боковых нефов.

· Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов.

· Внешний вид: массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды

· Постепенно к середине 11 в. в романском зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы: храмы с купольным перекрытием, зальные (базиликальные в плане) церкви и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом (этот тип с самыми различными вариациями и был самым распространенным). Географические зоны этих типов зданий могут быть намечены лишь приблизительно, поскольку приглашение мастеров из одной области в другую хотя и не часто, но все же имело место

· Школы: см. Билет №14

Сен-Мартен в Туре (характерно для всех). Паломническая базилика. Полносводчатая с цилиндрическими сводами, глухие башенные средокрестия, полноценная, иерархически-выстроенная система ордера. Система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры – иерархия пространств и телесных ощущений, неравнозначность пространств (движение к свету). Все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части. Структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части. Чередование элементов, опять же идея иерархии и тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В). Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе. Ордер: метрическая функция, но и внесение внутреннего разнообразия.

Сен Лазар в Отене, 1112-1132г. Хранились останки Лазаря (?), высокий светлый центральный неф, перекрытый стрельчатым сводом на подпружных арках, 3х частное деление стены внутри (характерно для готики).

Сен Мадлен в Везле, 1120е-1150е. Хранились реликвии Марии Магдалины (?). Некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики. Применение крестовых сводов в центральном нефе; пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней. Стены осмысляются многоярусной системой ордера. Церковь в Везеле – прекрасный пример той связи с окружающей природой, которая характерна для ряда романских храмов, расположена на гребне высокого холма, господствуя над всей окружающей местностью, богатая разработка композиции и главного, западного фасада и алтарной, восточной части и важное композиционное значение большой башни над средокрестием, столь характерной для многих романских церквей. Вокруг нее как бы группировались архитектурные объемы; с любой точки зрения она воспринималась в качестве композиционного центра храма, господствующего своими спокойно-могучими формами над небольшими строениями монастырских служб или группой маленьких домов небольшого городка, к тому же часто расположенного у подножия холма, который, подобно пьедесталу, возносил храм над всей округой.

Сант Амброджо в Милане. В 1117г землетрясение – перестройка базилики. Сильное влияние полносводчатой базилики севера: нет клеристория и крупные галереи. Попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену. Главный свод перекрыт крестовыми сводами на диагональных гуртах; В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высокие крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно, именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной конструкции. Большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»), обширный атрий. Фасад фактически превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса.

Собор в Майнце (освящен в 1239г/1137). Много этапов строительства, в 1080х при Генрихе4. Сохранение двусторонней ориентации храма, обработка фасадов (Рейн!): ниши и карликовые галереи. Строгая обработка восточной части и пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в). 3н базилика с крестовыми сводами (позже крестовые центрального нефа были заменены готическими нервюрными). Восточной части нет аналогов того времени. Апсида, башня над средокрестием, две боковые апсиды имеют плоские окончания и фланкитруются двумя винтовыми башнями (трансепта как такового нет, он перенесен на запад). То, что снаружи башня над средокрестием, внутри квадратная травея, перекрытая парусным сводом. Тоже связная система, столбы делят нефы, на каждый второй наложена почти плоская пилястра (поддерживает 1 из поперечных арок свода нефа). Не такие рельефные членения – нет такого напряжения и живописности, как в Шпайере.

Собор в Дареме (начат в 1093г,восточная часть храма завершена к 1104г, церковь закончена к 1128г). Система чередующихся опор, галереи, клиресторий, крестовый свод в восточной части, вероятно, деревянный свод в нефе. Четырёхчастный нервюрный свод добавлен явно позднее, между 1128 и 1160г (вряд ли раньше, тк они впервые были «изобретены» в нормандской церкви Сент-Этьенн в Кане около 1120г). Свод лежит на консолях над галереями со скрытыми контрфорсами. Нервюрные своды в боковых нефах (распространены в Англии).

Наши рекомендации