Собор в Трире, церковь Сен Филибер в Турню, Сен Бенин в Дижоне, собор в Шпайере, церковь Сан Педро де Рода в Испании, нартекс и церковь Сен Бенуа сюр Луар, базилика Сен-Мартен в Туре.
Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах и сомкнутый.
· Романика = Искусство 11 – 12 веков; Европа вступила в фазу зрелого феодализма
· Архитектура и искусство Европы 11 – 12 веков: обилие и разнообразие локальных школ
· 11 – 12 века: вершина могущества церкви; возрастает значение монастырей + время господства теологии во всех областях культуры
· Два этапа развития романской культуры: 1) Вторая половина X – середина XI вв: полоса накопления знаний, первых попыток их систематизации, смелых исканий; пробуждение интереса собственно к человеческому 2) Вторая половина XI – XII вв: период зрелости. Время глубоких перемен в духовной культуре Европе: вторая половина XI в – оформление схоластики
· Важнейшие пути паломничеств = пути распространения новых художественных форм
· Ведущий вид романского искусства – архитектура = очертила общие контуры «модели мира»
· Причины подъема строительства на пороге второго тысячелетия:
- расширение храмов и приспособление их к приему все возрастающего потока паломников (культ святынь)
- перестройка старых сооружений в связи с решением проблемы каменных перекрытий
· Культ реликвий – появление все большего количества дополнительных капелл и алтарей = увеличение восточной части церкви в целом! = Хор удлинился, трансепт отодвинулся к западу, его рукава стали шире; план принял форму латинского креста = Усложнение плана влекло за собой необходимость строгого соотношения отдельных частей и объемов, взаиможействия массы стены с опорой
· Три важнейшие проблемы, без разрешения которых невозможно было добиться выразительности и цельности архитектурного облика:
1) привести планировку церкви в соответствие с требованиями уже оформившегося культа (1054г)
2) усовершенствовать архитектурные конструкции – решение проблемы каменного перекрытия
3) добиться ясности соотношения пространств и объемов здания
· Проблема сводчатых перекрытий: свод давит на опоры не только вниз, но и дает распор (чем больше пролеты сводов, тем сильнее их распор – самой простой способ нейтрализовать распор: утолщение опор и стен)
*цилиндрический свод – нагрузка равномерно распределяется по всей длине стен
*крестовый свод – распор концентрируется в строго определённых точках: в концах ребер свода, в его пятах = необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора = создание Романской связанной системы
· Основа свода – очертание полуциркульной арки = общий лейтмотив всей постройки
· Самый распространённый тип романского храма (по-прежнему): старый тип базилики с повышенным центральным нефом и более низкими боковыми; в основе – идея пути, как намека на «крестный путь», путь страданий и искупления (выражение основной идеи католичества)
· Облик романской церкви = итог сложения и сопоставления простых, геометрически четких и легко обозримых объемов. В основе лежит простая ячейка пространства, целое возникает как подобие, как повторение, удвоение или модификация первоэлементов (Мир построен на принципе иерархии и подобия малого большому и наоборот)
· Стена, ее масса и поверхность остались ведущим началом в облике романского храма!
· Наружный вид выявлял внутреннюю структуру
· Чтобы добиться устойчивости конструкции при значительных размерах здания разрабатываются формы более легких сводов, нагрузка которых ложилась бы в нескольких основных узлах
· Общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа
· Облик романского храма = итог взаимодействия разных видов искусств и совокупность творческих устремлений различных мастеров
· ! Сложение романики знаменовало возникновение относительно цельной художественной системы, которая сумела отразить современный ей миропорядок в его устоявшихся явлениях и формах; ИТОГ: полносводчатая базилика с полноценной ордерной системой + многокапельные завершения. Главное – однородность и гомогенность
ü Появление ранних форм романской архитектуры относится к концу 10- первой половине 11 в. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы
v Собор в Трире
- сложение нового типа ордера, образующего зрительный каркас = внешняя организующая структура
v Сен-Филибер в Турню (XI в) Бургундия
- складывающаяся система хора с обходом и радиальными капеллами
- центральный неф примыкающими друг к другу отрезками полуциркульных сводов, расположенных поперечно по отношению к оси здания = собор разбит на компортименты
- между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие
- ордер: колонны не сверстаны ни по масштабу, ни по сечению = полносводчатая структура еще не осмысляется ордером!
v Сен-Бенин в Дижоне (Пантеон!!!)
- галереи над главными нефами
= большая многоярусная и многоколонная ротонда (свернувшаяся в кольцо базилика)
- !идея иерархического выстроения элементов
- еще нет сквозного декора, охватывающего всю стену
v Собор в Шпайере
- приставные ордера
- большое базиликальное пространство целиком пробивается в ордер
v Сан Педро де Рода (освящена 1022)
- подпружные арки поддерживают два яруса колонн
v Сен-Бенуа сюр Луар (нач. 1004)
ü Ранние памятник Средней Франции имели хорошо развитый план, включавший хор с обходом, трансепт; Еще противоречивые и неустойчивые сводчатые системы; не обнимаются единой системой декора
- западная башня: опоры с приставными полуколоннами выделяются мощной пластичностью
- каждый ярус существует сам по себе
v Сен-Мартен в Туре (характерно для всех)
= полносводчатая базилика с цилиндрическими сводами
- глухие башенные средокрестия
- полноценная, иерархически-выстроенная система ордера
- система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры = иерархия пространств и телесных ощущений + неравнозначность пространств (движение к свету)
- все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части
- !структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части
- чередование элементов: идея иерархии + тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В); Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе
- ордер: метрическая функция+ внесение внутреннего разнообразия