Симметрия в арх. комп. Тиц.с.129
Асимметрия в строительстве градостроительных ансамблей.
АСИММЕТРИЧНАЯ ЛИНЕЙНО-ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КОМПЛЕКСА ФРУНЗЕ-МАНАС
1 - перрон; 2 - аэровокзал; 3 - привокзальная площадь
Симметрия градостроительных пространственных композициях.
Симметрия в архитектурно-пространственных композициях интерьеров.
Симметрия в объемной архитектурной композиции.
29. симметрия во фронтальной композиции зданий.Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Симметрия - одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр, является одним из действенных средств организации объемов и пространства. Принцип симметричности собственного организма и системы восприятия человек переносит на построение создаваемых им структур, а симметричность созданных структур, в свою очередь, воспринимает как проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому выявлению главного сооружения ансамбля. Для достижения равновесия так же может быть использован прием симметрии. В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.
Адмиралтейство
Симметрия в плоскостных композициях.
Пропорциональный инструмент
Пропорциональный циркуль
ПРОПОРЦИОНА́ЛЬНЫЙ ЦИ́РКУЛЬ (см. пропорционирование; циркуль) — инструмент, состоящий из двух деревянных планок с заостренными концами, крестообразно скрепленных неподвижным шарниром. Такими циркулями пользовались вантичности для пропорционирования в архитектуре. Археологи находят пропорциональные циркули различных размеров, сделанные из разных материалов. Отношения сторон циркуля отвечают правилу золотого сечения (рис. 511, 512). Позднее аналогичные инструменты стали использовать скульпторы для перевода скульптурной модели (см. боццетто; моделло) в другой материал в увеличенном или уменьшенном размере (см. также кронциркуль; масштаб).
Архитектоника зданий и сооружений, возведенных в каменных конструкциях.
Естественный камень отличается большой прочностью и долговечностью
Композиция зданий и сооружений с вантовыми перекрытиями
Тиц с.118
каркасное здание
ордерно-стеновая
симметрия в арх. комп. Тиц.с.129
Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому выявлению главного сооружения ансамбля . Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры - орнаментальном декоре. Простейший вид симметрии — зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна, так же как вертикальна плоскость симметрии тела человека. В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование элементов и их частей. Классическим примером симметричной композиции является Парфенон — храм богини Афины на Афинском акрополе.
15. закономерности равновесия в арх. композиции.Равновесие, соразмерность элементов, образующих каркас, или структуру произведения, это и есть собственно то, что основоположники классической эстетики называли гармонией художественного целого, как бы охватывающей и стягивающей его своими «скрепами» путем ритмического, симметрического и тому подобного членения целого на фрагменты. Стремление к равновесию в архитектурной композиции соотносится со стремлением к простоте. Равновесие усиливает простоту и понятность композиции, поскольку присущая деятельности мозга тенденция к простейшим структурам делает результат восприятия возможно более ясным. Симметрия и равновесие не всегда отождествляются, равновесие свойственно и симметричной, и сбалансированной асимметричной композиции. Фокус композиции, например вход, не обязательно должен быть в центре общего построения. Сбалансированная асимметрия стала главным композиционным принципом современной архитектуры.
16. пропорциональность в архитектуре.Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Пропорциональность - закономерные соотношения геометрических размеров здания (длины, ширины, высоты), его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) — имеют существенное значение в построении архитектурной композиции. Функционально обусловленные размеры помещений и здания гармонизируют приведением их к пропорциональным соотношениям. Применяют целочисленные пропорции - нюансные (4:5; 7:8; 9:10 и т.п.) и контрастные (1:5; 2:7 и т.п.). Пример отношений целых чисел – “египетский треугольник” – 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта. Либо иррациональные пропорции, получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне или др.). Наиболее известна пропорциональная система «золотого сечения», основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении а!х = х/(а-х), численное выражение которого приблизительно равно 1: 0.618. Распространена гармонизация пропорций формы по методу геометрического по добия ее частей. Подобие наиболее распространенных прямоугольных форм обеспечи вается при параллельности или перпендикулярности диагоналей, составляющих форму элементарных прямоугольников. Приближенный ряд чисел “золотого сечения” (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика ХII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.
17. архитектурно-художественный образ здания и композиционные средства его решения.Архитектурный образ — общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – это так же проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов. Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения. Архитектурно-композиционное решение здания – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов. Художественный образ здания не может быть результатом творческого произвола архитектора. Он определяется прежде всего назначением сооружения. В облике каждого здания автор должен выделить те черты, которые позволят непосвященному зрителю, находящемуся вне его стен, сразу же верно угадать, что это за дом и каковы его функции: театр должен быть «похож» па театр, больница на больницу, жилой дом - на жилой дом и т. д.
18. дисимметрия в арх., ее особенности в решении планов, фасадов, градостроительных ансамблей.Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Дисимметрия - это нюансное отклонение от симметрии. Это явление, широко распространенное в живой природе. Диссимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жестких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эффекта. Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство. Размещение восьмигранной часовни в одном из углов здания сломало строгую симметричность дворца Карла V в Гранаде, одного из первых сооружений архитектуры Возрождения в Испании (1526, арх. П. Мачука). Рассудочная холодность композиции преодолена этой «вольностью». Диссимметрию в композицию Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции внесла колокольня. Свободное расположение деталей
в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям.
19. простой и сложный метр в архитектурной композиции фасадов. Метр — равномерное повторение одного или нескольких элементов.В метрическом ряду повторяются одни и те же элементы неизменяемой формы, размера, фактуры, цвета. Они расположены на одинаковом и неизменном расстоянии один отдругого. Такой метр называется простым. Сложный метрический ряд образуется путём сложения или сочетания двух и более простых метрических рядов в одной объемно-пространственной композиции. На фасадах мы можем увидеть метрический ряд одинаковых по форме и размеру окон, отделенных друг от друга простенками одинаковой длины. ( так же колоннады, портики)