X. проектирование новых городов
При разработке проектов новых городов можно значительно последовательнее и полнее воплотить задуманные урбанистические представления, чем при разработке проектов реконструкции существующих городов, где необходимо учитывать их структуру, складывавшуюся па протяжении длительного исторического периода.
Конечно, само понятие нового города не совсем точно, поскольку каждый город в период своего возникновения был новым. Здесь речь пойдет о тех новых городах XX в., которые наиболее типичны для современного градостроительства. В частности, мы рассмотрим работы, представленные на градостроительных конкурсах, поскольку в этих случаях можно сопоставить различные подходы к решению одной и той же задачи.
Первый большой градостроительный конкурс нашего века объявило правительство Австралии в 1911 г. Перед участниками конкурса была поставлена задача спроектировать для юго-восточной части Австралии в гористом районе между Сиднеем и Мельбурном новую столицу страны—Канберру. На конкурс было представлено 137 проектов. Одну первую премию жюри присудило Уолтеру Верли Гриффину из Чикаго, другую — проектам Л. Салливена и Ф. Л. Райта, вторую премию — финскому архитектору Элиэлю Сааринену, а третью — парижанину Альфреду Пьеру Агашу'.
Проект Уолтера Верли Гриффина стал основой строительства города. При его осуществлении возникли трудности, типичные для ряда конкурсных работ. Вплоть до 1920 г. на месте будущего города не было построено ни одного капитального здания.
Невеселой была и дальнейшая судьба искусственно создаваемой столицы. Считается, что она возникла в результате соперничества городов Сиднея и Мельбурна, в каждом из которых проживает по миллиону человек. По сегодняшний день, со своими 40 тыс. жителей, Канберра не может встать вровень с соседями. До сих пор это небольшой город в стране с населением, едва превышающем 10 млн. человек, из которых приблизительно половина живет в пяти крупнейших городах. При этом уже в 1912 г. Канберра была объявлена столицей страны. В 1927 г., когда город насчитывал приблизительно 7 тыс. жителей, в него из Мельбурна начали перемещаться правительственные учреждения, переезд которых должен был закончиться в 1965 г., когда предполагалось достичь численности населения в 60 тыс. человек. Лишь в самое последнее время начали исследовать возможность создания новых мест приложения труда в городе, который первоначально был задуман как правительственная резиденция. Одновременно в новых условиях предполагается до 2000 г. достичь полумиллионной численности населения2.
Однако вернемся к 1912 г. и рассмотрим характерные черты лучших конкурсных проектов. Для всех них была типична связь с классическими, по преимуществу барочными композициями с выразительными осями, геометрическими орнаментальными элементами планировки, сложными пространственными системами и парадными зданиями, служащими композиционными архитектурными точками. В то же время в этих проектах нашли отражение некоторые новые тенденции, состоящие, в частности, в стремлении использовать интересный рельеф, ввести от-
86. Гриффин. Канберра; проект 1912 г.
/—правительственный центр:
2— городской центр; 3— npoj
мышленность; 4 — жилой
квартал; 5 -- полуаграрный
пригород; 6 — университет;
7 й 8
ррд; у
8 — то- |
7 — главный вокзал; варная станция
дельные склоны в оощую композицию города и в размещение ряда архитектурных центров. Другим характерным признаком проектов было использование полицентрической системы и стемле-ние к функциональной специализации отдельных кварталов.
Наиболее отчетливо эти признаки проявились в проекте У. Гриффина. Основу проекта составляет система восьмилуче-вых звезд, напоминающих как характерные планы идеальных городов эпохи Возрождения, так и звездчатые площади начала нашего века, идущие от классических композиций Парижа и много раз повторенные позже. Гриффин сознательно
использовал особенности рельефа и водные поверхности. Центром всей композиции служит возвышенность с капитолием. Она господствует над правительственным кварталом и от нее идут лучи, к которым привязаны центры остальных звезд.
Несколько менее отчетливо использована полицентрическая система в проекте Элиэля Сааринена. Весьма традиционная композиция этого проекта лишь отдаленно напоминает его более поздние концепции органической децентрализации городов. Вся система осевых композиций сопровождена подковообразными улицами, как бы рассекающими сложные массивы застройки. Еще более формальным был замысел Агаша, в котором особенно усилены акценты ведущей городской оси, правительственного квартала и системы административных зданий. Характерной деталью замысла, иллюстрирующей эклектическую трактовку проекта Агаша, было его стремление построить административные здания в классическом стиле, университет в готическом, а объектам, выполняющим новые городские функции, придать современный архитектурный облик.
Конкурс на проект Канберры показал живучесть классических градостроительных композиций, имевших распространение еще в начале этого века. В то время как в теорию все более отчетливо проникают новые идеи структуры города, в проектах наиболее известных тогда градостроителей используются традиционные композиции, господствовавшие в практике проектирования и строительства городов на протяжении всего XIX в. Это относится и к проекту Гриффина, хотя и он образует основу для создания своеобразной, интересной структуры города будущего, каковым Канберра возможно и будет.
Из Австралии перенесемся в Индию и Пакистан, где проектируется и строится целый ряд новых городов. Из предвоенного периода известен город Новый Дели, строившийся по плану 1912 г. как правительственный район на 70 тыс. жителей по соседству со старым индийским городом. Градостроительная концепция и архитектурный замысел этого проекта также отдают дань традиционным концепциям. Основой всего решения является отчетливая симметрия вдоль главной парковой оси, завершающейся площадью и Домом правительства.
Чандигарх
87. Чандигарх; 1952 г. Последовательное использование шахматной системы с выделением оси, завершающейся Капитолием. В проекте учтена возможность дальнейшего роста города, главным образом в юго-западном направлении
1 — Капитолий, спроектированный Ле Корбюзье; 2 — университет; 3 — торговый центр; 4 — промышленность; 5 •— ратуша
После 1948 г. индийское правительство приступило к строительству новых городов в связи с развитием новых промышленных центров3. Самый известный из них — новый административный центр штата Пенджаб — Чандигарх. Первый проект градостроительного решения этого города в 1949—1950 гг. создали американские архитекторы А. Майер и М. Новицкий. Простой план на несколько волнистом рельефе местности в предгорий Гималаев на следующем этапе работы был изменен новой авторской группой, в которую вошли английские архитекторы Максвел Фрай и Джейн Дрю. Возглавлял группу Ле Корбюзье4.
Из первоначального проекта были взяты перспективные размеры города на 500 тыс. жителей и основная прямоугольная структура плана с общественным центром посередине и правительственным Капитолием на северо-восточной стороне. В противовес первоначальному более свободному решению с изогнутыми улицами и небольшими жилыми кварталами в окончательном проекте уличная сеть более правильна и масштабна, так что здесь мы встречаемся с однозначным использованием классической прямоугольной планировки с центром посередине, на месте пересечения главных осей.
Помимо административных учреждений в городе намечается создать промышленность. На первом этапе строительства на площади почти 3500 га предполагается расселить 150 тыс. жителей. Территория Капитолия имеет площадь почти 90 га. Наибольшее внимание здесь привлекают здания, спроектированные Корбюзье. Селитебная часть города регулярной сетью улиц разделена на прямоугольные жилые массивы площадью по 97 га, на которых расселяется по 15 тыс. человек. Эти массивы, в свою очередь, делятся на микрорайоны, границы которых образуются зелеными поясами и поперечной торговой улицей.
Зкм |
Советский Союз
Целиноград
Внутри отдельных полей, на территории жилых массивов застройка нО-сит свободный характер. Зелень пронизывает ее по линиям довольно неправильного очертания.
Общее решение нового города просто и очень убедительно. Однако оценка уже построенной части весьма различна. Раздаются и критические голоса, считающие, что весь замысел и отдельные здания не совсем соответствуют местным природным и в особенности климатическим условиям.
Страной, где построено и строится самое большое количество новых городов бесспорно является Советский Союз. В предыдущей главе мы отметили начало процесса, приведшего к строительству новых городов в промышленных областях, около больших электростанций и в тех частях страны, которые из незаселенных забытых мест превратились в современные центры промышленного и сельскохозяйственного производства. В 1930 г. началось строительство Магнитогорска, население которого сегодня превышает 300 тыс. человек. В 1932 г. первые бригады советской молодежи появились на месте ныне уже 200-тысячного Комсомольска-на-Амуре, накануне второй мировой войны была заложена ныне уже полумиллионная Караганда. Много прежних поселков и деревень превращено в большие промышленные центры.
Ряд других новых городов вырос в годы после второй мировой войны. К ним относится Норильск с населением 100 тыс. человек, выстроенный за Полярным кругом, город Волжский с 67 тыс. жителей, построенный у плотины гидроэлектростанции недалеко от Волгограда. В Сибири, в районе озера Байкал, поблизости от гидроэлектростанции вырастают новые обширные промышленные области с целой системой таких новых городов, как Братск, Ангарск, Дивногорск и др.
В 1926 г. из общего числа 147 млн. человек, составлявших население СССР, в городах проживало только 26,3 млн., т. е. 18%. По данным 1963 г., население СССР составляет 225 млн. человек, из них в городах проживает 52%, т. е. 117 млн. Это означает, что абсолютная численность сельского населения несколько снизилась, а городское население за 37 лет увеличилось более чем на 90 млн. жителей. Подобный процесс не имеет аналогии в истории ни одной страны. На месте мелких населенных пунктов и на свободных территориях всего выросло 900 новых городов 5.
Особенно быстро растут города в отдельных, ранее почти незаселенных областях. В заполярных районах СССР в 1917 г. насчитывалось всего девять городков, а к 1951 г. здесь были воздвигнуты десятки городов, к которым относятся такие промышленные центры, как Игарка. Мончегорск, Кировск, Воркута и др. Удвоилось за годы Советской власти количество городов восточнее Урала. В Средней Азии и Казахстане за то же время количество городов увеличилось с 47 до 95, среди которых к новым относятся Караганда, Балхаш, Темиртау и др. Большинство городов возникают как новые промышленные очаги, а наряду с ними растут новые морские порты, курортные центры и научные городки, из которых наиболее известны Дубна, Обнинск, Пущино и Академгородок в Новосибирске. Одни города выросли в ранее незаселенных районах, другие — в качестве спутников существующих городов. К таким относятся Жуковский под Москвой, Сумгаит у Баку и Рустави около Тбилиси.
Для современного состояния взглядов советских градостроителей* на строительство новых населенных мест характерен проект Целинограда — центра вновь заселенных сельскохозяйственных областей. На юго-
* Следует учесть, что изложение позиций советских теоретиков и практиков градостроительства ограничивается началом 60-х годов (Прим. ред.)
88. В. А. Шквариков и коллектив. Целиноград; 1962 г.
1 — общегородской центр:
2 —районные центры; 3 —
центры микрорайонов;
4 — вокзал
восток от старого небольшого городка Акмолинска должен вырасти новый город на 350 тыс. жителей. Он будет не только центром своего сельскохозяйственного окружения, но и важным промышленным центром. Проект разрабатывается под непосредственным руководством Научно-исследовательского института градостроительства, который на данном примере проверяет свои теоретические выводы.
Среди принципов, которыми авторы обосновывают свой проект, есть невольно напоминающее концепции Милютина требование «функционального зонирования с параллельным размещением зон отдыха, селитьбы и промышленности», которое хорошо удовлетворяет местным природным условиям и одновременно «обеспечивает беспрепятственный рост каждой из этих зон и возможность организации удобных связен между зонами на каждом этапе строительства» 6.
Характерно также решение селитебной территории города, на которой осуществляется так называемое ступенчатое размещение общественного обслуживания. Вся селитебная территория города, занимающая 4000 га, в соответствии с конкретными условиями и трассами коммуникаций разделена на пять городских районов по 50—100 тыс. жителей. В каждом районе есть свой парк площадью 30—40 га и общественный центр, причем один из центров одновременно выполняет функцию общегородского центра. Городские районы делятся на жилые районы по 20—40 тыс. жителей. Жилые районы решаются таким образом, чтобы в радиусе 800—1200 м обеспечивалась пешеходная доступность к общественным центрам соответствующих районов и чтобы они не пересекались общегородскими коммуникациями. Основной элемент всей этой системы — микрорайон на 6—8 тыс. жителей, с первичной системой обслуживания при пешеходной доступности 300—400 м.
Такому членению селитебной территории отвечает и система коммуникаций города, состоящая из общегородских магистралей и жилых улиц, ограничивающих отдельные микрорайоны. Самостоятельную систему образуют пешеходные пути — они же парковые аллеи, соединяю-
Оптимальные размеры города
щие общественные центры, места отдыха и работы. Участие в этой работе научно-исследовательского института способствовало тому, что ряд проблем предварительно изучался в вариантах. Так, например, сравнивались преимущества рельсового и безрельсового массовых транспортных средств, причем в качестве основного критерия выступала доступность от жилища к работе и местам отдыха максимально за 25— 30 мин.
Так же подробно исследовались и системы застройки. Они рассматривались как с точки зрения целесообразности членения селитебной 1ерритории, так и с позиций инсоляции и направлений преобладающих летних и зимних ветров. При проектировании зелени и всех других элементов города учитывались специфические условия континентального климата с его очень теплым летом и холодной зимой.
Особое внимание авторский коллектив уделил композиционному решению города, который строится на равнине, где отсутствует зелень и есть лишь небольшая речка Ишим. Общая продольная система города разделена четко выраженными поперечными линиями, важнейшая из которых соединяет спортивный комплекс и парк у реки с общегородским центром и далее через железнодорожные пути — с центром промышленных районов, в котором расположены общественные и учебные объекты.
Важность строительства Целинограда нашла отражение не только в участии центральных исследовательских и проектных институтов, но также в конкурсе на проект общегородского центра и первого этапа жилой застройки. В 1962 г. в этом конкурсе приняли участие местные, московские и ленинградские архитектурные коллективы7. Понятно, что принципы, использованные в проекте Целинограда, связаны с конкретными условиями. В то же время их по праву можно считать характерными для градостроительных решений советских городов, в которых особое внимание уделяется функциональному членению и выработке рациональных взаимосвязей отдельных функций.
Значительную составную часть современной градостроительной теории образуют проекты оптимальных городов, историческую аналогию которых можно искать скорее всего в индустриальном городе Гарнье. Речь идет не об общих концепциях, посредством которых их авторы хотели бы поразить воображение новизной планировочных приемов города, его центра или жилых домов, но о вполне конкретных и подробных исследованиях, изучающих функциональные связи, особенно взаимосвязанность жилья и работы, наиболее рациональное размещение сети обслуживания, организацию работы транспорта и устройство коммуникаций, системы зелени в городе и не в последнюю очередь — оптимальные размеры селитебной зоны.
Самые большие работы в этом направлении за последние годы развернуты в СССР, в институтах экспериментального проектирования и в других научных учреждениях. Эти проблемы широко обсуждаются в печати. При этом все сходятся на том, что слишком большим городам свойствен ряд серьезных недостатков, а в слишком маленьких населенных пунктах нельзя создать желательного уровня условий жизни. При определении оптимального города одни исходят из анализа общественного обслуживания или экономичности инженерных сетей, другие — из принципов организации строительства или оптимальных размеров промышленных предприятий и комбинатов. Важным фактором при определении наиболее рациональных размеров городов является и их транспортное обеспечение.
Некоторые специалисты приходят даже к выводу, что оптимальные размеры городов вообще нельзя определить. В то же время как раз для Советского Союза правильное решение вопроса об оптимальных размерах городов приобретает особое значение, поскольку именно здесь предпринимается строительство целых сетей новых городов. Н. В. Баранов
считает, что в отдельных случаях в зависимости от местных условий (и прежде всего от производственного профиля городов) верхние и нижние пределы оптимального размера городов могут значительно колебаться. Вероятными реальными пределами оптимальной численности населения города можно полагать от 80 до 400 тыс. жителей8.
Соображения по поводу оптимальных размеров городов влекут за собой необходимость решения вопросов экономичности строительства и эксплуатации. Они вносят новые моменты в разработку различных вариантов создания и развития систем расселения. В. Г. Давидович в своей весьма глубокой работе, посвященной формам расселения, на основе тщательных расчетов приходит к следующему выводу: «Если бы вместо развития одного города на 800—1000 тыс. жителей (масштаба Киева, Харькова, Ташкента) мы развивали четыре города по 200— 250 тыс. жителей в каждом (масштаба Калинина, Луганска, Пензы, Вильнюса и т. п.), то при осуществлении I ступени благоустройства получили бы экономию:
основных фондов.............................................. около 360 млн. руб.
ежегодных расходов по эксплуатации ...» 20 » суммарных расходов через 10 лет эксплуатации » 560 »
Если бы вместо 160 малых городов по 5 тыс. жителей в каждом (масштаба Вереи, Дмитровска-Орловского, Жиздры, Лебедяни, Мезени, Мещовска, Мглина, Никольска, Нового Оскола, Плеса, Солигалича, Шацка, Шенкурска и т. п.), а в сумме на 800 тыс. жителей мы развивали 16 городов по 50 тыс. жителей в каждом (масштаба Балашихи, Бе-лорецка, Бузулука, Клина, Кузнецка, Новгорода, Павловского Посада, Ревды, Сыктывкара и т. п.), то при осуществлении I ступени благоустройства потребовалось бы:
дополнительных капитальных
вложений................................................... 460 млн. руб.
но получили бы ежегодно экономию
расходов по эксплуатации......................... 190 »
экономию суммарных расходов через 10 лет
эксплуатации .............................................. 1440 »
Дополнительные капитальные вложения оправдали бы себя уже через 2,5 года» 9.