Пример технического задания на проектирование новых лесных машин

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Содержание расчетно-пояснительной записки и чертежей

Пояснительная записка дипломного проекта должна со­держать следующие основные разделы:

1. Задание на дипломное проектирование.

2. Оглавление записки.

3. Обзор и анализ литературных данных по разрабатывае­мому типу машины.

4. Техническое задание на проектируемую машину.

5. Техническое предложение на проектируемую машину.

6. Тяговые расчеты машины и расчеты приводов агрега­тов.

7. Проектирование компоновки машины с выбором схем технологических устройств.

8. Расчеты проектируемых деталей на прочность.

9. Разделы по технике безопасности и гражданской обо­роне.

10. Исследовательский раздел. По указанию руководителя этот раздел может быть включен в другие разделы записки (в зависимости от его содержания).

11.Экономическое обоснование внедрения новой машины.

12. Библиографический список.

Задание на дипломное проектирование помещается в на­чале записки (см. приложение I). Содержание записки со­ставляется с указанием разделов, подразделов и страниц. Библиографический список помещается в конце за­писки с указанием автора, наименования книги (журнала и статьи), издательства и года издания. Сущность разделов пояснительной записки и чертежей изложены ниже.

5.1.1. Обзор и анализ литературных данных по разрабатываемому ти-пу машины.Раздел предусматривает систематизацию сведений о ма­шинах, осуществляющих производственную работу, для кото­рой предназначена проектируемая машина. Кроме рассмотрения учебной и справочной литературы, изучается периоди­ческая техническая литература, информации по авторским свидетельствам и зарубежным патентам. В период преддип­ломной практики изучается техническая документация, имею­щаяся на кафедре вуза, научно-исследовательских институ­тах и в КБ предприятий, работающих в области лесозаготови­тельной техники и расположенных в районе прохождения преддипломной практики. Желательно проведение личных наблюдений за существующими машинами, выполняющими производственный процесс проектируемой машины.

При систематизации полученных материалов студент мо­жет выполнить исследовательский раздел работы. Таким раз­делом может явиться, например, математическая обработка и построение графиков хронометражных наблюдений.

5.1.2. Техническое задание на проектируемую машину.Техническое задание (лесотехнические требования) со­ставляется по установленной форме (см. пример) и пред­ставляет собой требования потребителя новой машины для обеспечения более высокой производительности труда и более высокой экономичности, чем у существующих машин. Техни­ческое задание представляет обобщение исследовательских и поисковых работ в деле обеспечения технического прогрес­са и создания новой техники.

5.1.3. Техническое предложение на проектируемую машину.Техническое предложение на машину разрабатывается на основе технического задания и является характеристикой про­ектируемой машины. В предложении указываются основные параметры машины и ее агрегатов, их назначение и общие показатели работы машины. Техническое предложение выпол­няется в табличной форме. Дополнительные пояснения приво­дятся в конце предложения.

5.1.4. Тяговые расчеты машины и расчеты приводов агрегата.Тяговые расчеты машины производятся в случае выпол­нения машиной транспортных работ и работ по обработке почвы.

В разделе приводятся кинематический анализ, а также расчет приводов агрегатов проектируемой машины. По указа­нию руководителя эти расчеты могут быть выполнены для оп­ределенных агрегатов.

5.1.5. Проектирование компоновки машины с выбором схем технологических устройств.Проектирование компоновки машины включает проведе­ние расчетов по определению нагрузок на опорные катки или колеса машины при выполнении различных операций (транс­порт, обработка почвы, погрузочные работы) при установив­шемся и неустановившихся режимах работы машины. По­скольку эти расчеты связаны с размещением технологических устройств (лебедка, коники, стрелы, навески и т. д.), проек­тирование компоновки машины происходит с одновременным выбором схем кинематики и размещением на машине техно­логических устройств.

Этот раздел пояснительной записки дипломного проекта может явиться разделом выполнения аналитического науч­ного исследования, выполняемого студентом. Поэтому перед выполнением этого раздела студент получает подробную кон­сультацию по объему и глубине выполняемых расчетов.

5.1.6. Расчеты проектируемых деталей на прочность.При разработке новой машины проектируется значитель­ное количество новых деталей. Многие из этих деталей пред­ставляют собой валы и шестерни, расчет которых рассматри­вается в курсовых проектах по деталям машин. Поэтому при выполнении дипломного проекта для расчета на прочность вы­бираются оригинальные новые детали, нагруженные динами­ческими усилиями и работающие при неустановившемся ре­жиме. Количество деталей для расчета на прочность выбира­ется с учетом сложности расчета и необходимости выполнить два листа рабочих чертежей. В записке приводится схема нагружения рассчитываемых деталей и обоснование выбирае­мых напряжений и материалов.

5.1.7. Разделы по технике безопасности и гражданской обороне.В разделе излагаются правила техники безопасности при работе на проектируемой машине, обосновываются предохранительные устройства, исключающие несчастные случаи в процессе работы.

Предусматриваются различного рода сигналы и блоки­ровки, предупреждающие и исключающие опрокидывание ма­шины или аварийное положение узлов. В разделе может быть помещена разработанная дипломником инструкция по технике безопасности при работе на новой машине. В разделе по граж­данской обороне разрабатываются мероприятия по использо­ванию проектируемой машины в условиях применения средств массового поражения. В записке излагаются правила эксплуатации машины в зоне усиленной радиации и предлага­ются способы использования проектируемой машины для вы­полнения оборонных и восстановительных работ.

5.1.8. Исследовательский раздел.Исследовательская часть проекта разрабатывается по плану, согласованному с руководителем. Как указывалось ра­нее, этот раздел может быть включен составной частью в дру­гие разделы за счет их расширения и углубления.

5.1.9. Экономическое обоснование внедрения новой машины.В этом разделе разрабатывается экономическое обоснова­ние внедрения новой машины. Проводится сравнение новой машины с серийно выпускаемыми и определяется годовая экономия, полу­чаемая при внедрении новых машин, и срок их окупаемости.

5.1.10. Выполнение чертежей дипломного проекта.Чертежи дипломного проекта выполняются в карандаше или тушью на листах формата 24 (А1). В необходимых слу­чаях при выполнении общих видов размеры листов могут быть увеличены согласно ГОСТу.

Все чертежи выполняются с соблюдением требований ГОСТов. Чертежи с нарушением действующих ГОСТов к защите не допускаются.

Чертежи дипломного проекта должны иметь примерно следующее содержание:

1. Общий вид проектируемой машины – 2 листа;
2. Общие виды (разрезы) проектируемых агрегатов или сборочных единиц   – 2-3 листа;
3. Схемы механических, гидравлических и электри­ческих приводов   – 1 лист;
4. Кинематический анализ работы проектируемого узла   – 1 лист;
5. Графики проведенного математического анализа действия сил на машину или агрегат при неуста­новившемся движении (математическая обработка результатов проведенных исследований)   – 1 лист;
6. Рабочие чертежи оригинальных спроектирован­ных деталей   – 2 листа.

По указанию руководителя в число чертежей может быть включен лист с экономическими показателями разрабатываемой машины или лист с картой технического обслуживания машины.

5.1.11. Библиографический список.Курсовые и дипломные проекты и работы должны завершаться биб­лиографическим описанием использованных (цитируемых, рассматривае­мых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов. Под документа­ми в данном случае понимают произведения печати (учебники, учеб­ные пособия, книги, монографии, труды ученых или научных организа­ций, справочники, словари, многотомные издания, сериальные изда­ния, нормативно-технические и технические документы, депонирован­ные научные работы и т.п.) и неопубликованные документы (отчеты о научно-исследовательских работах, неопубликованные переводы, диссертации, авторефераты диссертаций, неопубликованные руководя­щие документы и т.п.). Библиографическое описание – совокупность сведений о произведении печати или неопубликованном документе, необходимых и достаточных для общей характеристики документа, его идентификации и поиска.

Курсовые и дипломные проекты и работы являются неопубликован­ными документами. Однако, учитывая особенность выполнения курсо­вых и дипломных проектов и работ, их будем считать учебными доку­ментами. К учебным документам будем также относить рефераты на научную тему, отчеты по учебным и производственным практикам, от­четы по лабораторным работам, расчетно-графические работы. В этих учебных документах также рекомендуется помещать библиографическое описание цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых и (или) рекомен­дуемых документов.

Правильно составленный библиографический список литературы к курсовым, дипломным, научным работам, свидетельствует о проработанности изучаемой темы автором и его корректном отношении к работам других авторов, которые были использованы при разработке данной темы.

Описание произведений печати и неопубликованных документов регламентируется соответствующими нормативными документами [7, 8].

Пример технического задания на проектирование новых лесных машин

I. Общие сведения  
1. Тип трактора – гусеничный, модификация трелевочного трактора ТДТ-55А.
2. Назначение – бесчокерная трелевка леса при сплошных и выборочных рубках; подтрелевка леса из труднодо­ступ-ных мест при помощи лебед­и; выравнивание комлей и оку­чивание леса перед погрузкой; по­грузка леса на автотранспорт при помощи крупнопакетных устано­вок.
3. Изменение скорости движения – ступенчатое, подвижными зубчатыми колесами при остановках трактора (типа трактора ТДТ-55А).
4. Скорость движения, км/час вперед назад   – 2,4 – 11,0 (тракторы ТДТ-55А); – 2,3 (тракторы ТДТ-55А).
5. Тяговое усилие, кН – максимальное, не менее 48,0.
6. Ширина колей, мм – 1690 (тракторы ТДТ-55А).
7. Просвет при полностью погру­женных почвозацепах, мм   – 530 (тракторы ТДТ-55А).
8. Среднее статическое удельное да­вление порожнего трактора на почву, кПа – не более 45, распределение давлений по опорным каткам при движении с грузом и порожнем должно быть не хуже, чем у трелевочного трактора ТДТ-55А.
9. Удельная конструктивная сила тяжести трактора с полным комплектом технологического оборудования, кН/л.с.   – не более 1,6.
10. Углы устойчивости (продольный и поперечный) трактора в стати­ческом состоянии технологическо­го оборудования, град   – не менее 40.
11. Гарантийный срок службы до первого капитального ремонта, час: а) двигателя, не менее б) трансмиссии, не менее в) ходовой системы г) гусеницы и ведущих колес д) технологического оборудования   – 8000; – 6500; – 4500; – не менее 3000;   – не менее 5000.
Срок службы корпусных и базисных деталей – не менее, чем у трелевочного трактора ТДТ-55А (8 лет).
Стабильность мощностных и экономических показателей двигателя, час. – не менее 5500 (при выполнении правил технического обслуживания).
14. Сменная производительность мо­дификации при работе со сред­ним объемом дерева 0,3 м3и расстоянии трелевки до 300 м; м3     – не менее 55.
15. Потребность в модификации для бесчокерной трелевки, шт.   – 6000.
II. Двигатель   – трактора ТДТ-55А, мощность 45,6 – 55,1 кВт (62 – 75 л. с.)
III. Трансмиссия – трактора ТДТ-55А.
IV. Ходовая система – трактора ТДТ-55А с уширенной гусеницей.
V. Размещение водителя, удобства управления
1. Кабина – трактора ТДТ-55А с внесением конструктивных изменений, обеспечи­вающих хороший обзор водителю в зоне работы технологического оборудования и возможность по­ворота водителя назад.
2. Сидение – одноместное, мягкое, поворотное.
3. Тип управления – трактора ТДТ-55А.
4. Приборы – трактора ТДТ-55А.
VI. Технологическое оборудование
1. Гидроманипулятор – рычажный, неполноповоротный, обеспечивающий погрузку на трактор за комель (вершину) де­ревьев объемом до 3 м3, находя­щихся от трактора на расстоянии до 5 м.
2. Зажимное устройство – объемом до 10 м3,рычажного типа, обеспечивающее закрепление паке­та деревьев как за комли, так и за вершины.
VII. Дополнительное оборудование
1. Передняя навесная система с тол­кателем – трактора ТДТ-55А.
2. Лебедка – трактора ТДТ-55А, предусмотреть возможность использования ле­бедки для самовытаскивания тра­ктора.
3. Прицепное устройство – трактора ТДТ-55А.
VIII. Требования к конструкции по условиям техники безопасности
    Конструкция трактора должна отвечать "Единым требованиям безо­пасности к конструкции сельскохо­зяйственных тракторов, самоходных шасси, самоходных машин, других сельскохозяйственных машин и ору­дий" и "Основным требованиям техники безопасности и производствен­ной санитарии, обязательным при конструировании, испытании и изготовлении машин для лесосечных ра­бот".
       
IX. Дополнительные требования
1. Эксплуатационные удобства – трактор должен иметь удобный и легкий доступ к смазочным и регулировочным точкам. Коли­чество применяемых видов смазки должно быть не более трех. Ок­раска должна быть устойчивой к воздействиям влаги и нефтепро­дуктов.
2. Ремонтные требования – монтаж и демонтаж деталей и узлов машины должен осуществ­ляться минимальным количеством инструментов и приспособлений.
3. Унификация деталей и узлов трактора – по основным деталям и узлам модификация должна быть унифицирована с трелевочным трактором ТДТ-55А.
Срок действия технических требова­ний   – 5 лет

Подписи руководителей заказчика – Министерства

Подписи руководителей головных НИИ

Подписи руководителей организаций, разработавших требования.

Наши рекомендации