Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей


Идеи города небоскребов с 1905 г. занимали также известного фран­цузского архитектора Огюста Перре, у которого некоторое время рабо­тал Ле Корбюзье. В 1905 г. на улице Франклина в Париже было закон­чено строительство спроектированного Перре жилого дома, по праву от­носящегося к основополагающим произведениям современной архитек­туры. К 1920 г. Перре создает проект группы 65-этажных небоскребов, соединенных на уровне половины своей высоты транспортными эстака­дами. Сохранились также его наметки будущего города с обширными парками и центром в нескольких уровнях.

В журнале «L'lllustration» в августе 1922 г. работам Перре была посвящена статья, симптоматично названная «Кафедралы современно­го города»11. В статье раскрывается замысел архитектора создать во­круг Парижа зеленую зону шириной 250 м и построить 100 башенных домов по 800 квартир в каждом. Башенные дома, изображенные на ил­люстрации к этой статье, по своей архитектуре не типичны для Перре и скорее напонимают незадолго до того построенный и ставший весьма популярным 244-метровый ньюйоркский небоскреб Вулворт Билдинг.

В 1922 г. в парижском Осеннем салоне Ле Корбюзье вместе с Пьером Жаннере демонстрирует 16-метровую диораму Une ville contemporaine de trois millions d'habitants — великолепную картину современного большого города, центр которого образуется высокими башенными до­мами. В своих теоретических работах Ле Корбюзье не раз вспоминал о возникновении и основных идеях этого его первого градостроительного проекта. О влиянии Перре он говорил следующее: «Когда в 1920 г. я на­брасывал этот эскиз, то хотел в нем использовать идеи Огюста Перре». Однако в августовском номере журнала «'Illustration» за 1922 г. была показана совершенно иная концепция архитектора 12.

Город Ле Корбюзье свидетельствует о том, что его создатель, выда­ваемый обычно за разрушителя традиций, не только был хорошо знаком с теоретическими концепциями городов своих предшественников, но что он не смог не отдать своей дани классическим образцам конца XVIII— начала XIX в. Современный город скомпонован в довольно традицион­ном духе. Его правильная центрическая и симметричная композиция на­поминает идеальные звездообразные города эпохи Возрождения. Город открывается триумфальной аркой, общественные здания увенчаны купо­лами, а основу композиции составляют длинные, прямые, коридорного типа обстроенные проспекты.

Проект города Корбюзье — еще один пример противоречий между взглядами и конкретным воплощением идей одного и того же автора. Достаточно сравнить работу Корбюзье 1922 г. с вводными словами его книги «Планировка города»: «Город — орудие труда. Города не выпол­няют больше этой функции ... Они недостойны нашей эпохи, они боль­ше недостойны нас» 13. И вот здесь Корбюзье как раз преодолевает свой­ственные ему ранее противоречия. Эскизы иллюстраций названной кни­ги совершенно избавлены от влияний эклектики.

Вся книга — это искрящееся эссе об архитектуре, ее истории и бу­дущем, о развитии городов, их современных недостатках и будущей судьбе.

Концепцию своего проекта 1922 г. он сводит к нескольким принципам, среди которых, в частности, выделяет устранение улиц-коридоров, повы­шение плотности застройки в центре и одновременно увеличение озеле­ненных пространств благодаря строительству башенных домов, а также классификацию транспорта и организацию его движения в нескольких уровнях *.

Жителей Корбюзье предлагает расселить таким образом, чтобы в самом городе проживал 1 млн. человек, а 2 млн. — в озелененных приго­родах. В районе небоскребов он считает допустимой плотность 3 тыс. че-



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru Современный город на 3 млн. жителей.



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru

OODDDDUDUyO MDDD DODDDD ODDDDD

IDDDDQDDOOD 1Q0QQ03 ИШОПОХЯ

2 км



33. Ле Корбюзье. Со­временный город на 3 млн. жителей; 1922 г. В общей концепции ис­пользован отчетливый и достаточно строго ском­понованный центрический план, в котором прояв­ляются и признаки раз­вития города вдоль ос­новных осей

Лучезарный город

ловек на 1 га, в шестиэтажных домах с комфортабельными квартира­ми— 300 жителей на 1 га, а в замкнутых пятиэтажных блоках — 305 жи­телей на 1 га, В центре сосредоточиваются 60-этажные административ­ные здания. Здесь же размером в 20 000 м2— площадка для посадки са­молетов. Под площадкой — автомобильный перекресток центра, под ним — вестибюль и кассы подземных трасс массового транспорта. В первом подвале — станции подземного внутригородского транспорта, во втором — линии, ведущие в окрестности города, и, наконец, в треть­ем — скоростные линии дальнего следования.

К книге приложен известный эскиз, показывающий, как Корбюзье предполагал использовать башенные дома при реконструкции центра Парижа. В непосредственной близости от Лувра, Тюильри и Елисейских полей, в окружении парков возвышаются 60-этажные 220-метровые до­ма торгового центра. Расстояния между домами — 400 ,и, их соединяет подземная дорога, станции которой расположены под каждым домом. Впервые проект был выставлен в павильоне «Эспри нуво» на Междуна­родной выставке декоративного искусства в 1925 г. в Париже.

Если концепция города для 3 млн. жителей представляет интерес как первый градостроительный проект Корбюзье, то его «Лучезарный город» — «La Ville Radieuse», относящийся к началу 30-х годов, по праву считается наиболее значительной работой архитектора. У этого проекта интересная история, которую биографы Корбюзье обычно об­ходят молчанием или по-разному искажают ее смысл.

В этой связи полезно вспомнить о тех событиях жизни Корбюзье, ко­торые предшествовали разработке замысла Лучезарного горо-



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru

ШШШШ'ЙШШ ипШШШШШ ИоШПддщРДШВ

QODOQQpjlQOOqODD

34. Ле Корбюзье. Луче­зарный город; 1933 г. Вся концепция города развивается вдоль одной отчетливой оси, причем отдельные функциональ­ные зоны располагают резервными площадями для дальнейшего роста в направлении, перпен­дикулярном основной оси

! жилая территория; 2—по­сольства и гостиницы; .' — торговый и администра-7!;вный центр; 4 — промыш­ленность; 5 — тяжелая про­мышленность; 6 — города-. путники; 7 —главный вок-:.,л и аэродром

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru 71


Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru

0 Obol 0 °o [o^B  
|5 ODI Гроч loo о   IP
04 □ faoO fjJOO PS о o« odO (S
isfflra   D «=  
It. о сз О О



35. Ле Корбюзье. Жилая застройка Лучезарного города; 1933 г.

да. Широко известно, что первое большое здание Ле Корбюзье строил в Советском Союзе — это дом Центросоюза. На проект этого здания в 1928 г. был объявлен конкурс, к участию в котором наряду с со­ветскими архитекторами были приглашены известные зарубежные зод­чие, а среди них Ле Корбюзье, Петер Беренс, Макс Таут и др. Первую премию получила работа Ле Корбюзье, и ему было поручено составить окончательный проект. В период с 1928 по 1930 г. Корбюзье появляется в Москве 3 раза. Он занимается вопросами строительства здания Цент­росоюза и одновременно знакомится с проектами советских градострои­телей, а среди них, очевидно, с концепцией «соцгорода» Н. А. Милю­тина, показанной на выставке конкурсных проектов «Зеленого го­рода» 14.

О том, как появилась идея Лучезарного города, Корбюзье рассказал в книге «La Ville Radieuse» (1933 г.). После вступительного эссе, по­священного вопросам жизненной среды, он напоминает о том, что в 1930 г. его попросили высказать мнение о принципах реконструкции Москвы. Под названием «Ответ в Москву» он отправил обширный мате­риал с 20 чертежами, на которых наглядно представил свои соображе­ния. Нетронутым он оставил лишь исторический центр города, а осталь­ные его части полностью перестроил по плану, четко разделенному на производственную, административную и жилую зоны. И Корбюзье за­ключает: «Случилось так, что в один прекрасный день название «Ответ в Москву» было заменено более широким «Лучезарный город» 15.

Обращают на себя внимание те изменения, которые произошли в представлениях Корбюзье. Хотя на плане его города еще сохранились элементы симметрии и некоторого гсометризма, в целом он уже не цеит-ричен. Напротив, его характеризует параллельная компоновка отдельных функциональных зон, расположенных перпендикулярно по отношению к поперечной оси, в чем, собственно, и состоит суть милютинского соц­города. В книге «Лучезарный город» вновь и весьма исчерпывающим образом Корбюзье высказал ряд основных мыслей и среди прочих тре-^ бование «разгрузить центр городов за счет увеличения плотности, кото-



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru



1




36. Людвиг Гильберсей-мер. Город-спутник на 125 тыс. жителей; 1925 г. Ось города образуется линией скоростной доро­ги, идущей в выемке. Схематически обозначен­ная система застройки особенно характерна для немецкого градострои­тельства того времени. Автор рассматривает свое поселение как спут­ник существующего го-пода-гиганта

I — станция скоростной до­роги; 2—универсальный ма-:азпк; 3 — школы; 4 — боль-

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru Большой город Л. Гильберсеймера

рая сократит расстояния» 16. В год мирового наступления фашизма и угрозы войны Корбюзье заканчивает книгу словами: «Необходимо реши­тельно нацелиться на строительство и отвергнуть уничтожение»17.

Проект Лучезарного города — кульминационный пункт в разработке проектов компактного большого города. К таким же проектам относятся и разработки меандровых систем застройки, созданные в 1929 — 1930 гг. и представленные в 1930 г. на конгресс CIAM в Брюсселе.

Чтобы осознать все значение творчества Корбюзье и его роль в раз­витии архитектуры и градостроительства XX в., необходимо постичь всю глубину его гигантских усилий, направленных поистине на творчес­кое осмысление основополагающих элементов современного урбанизма.

Теоретики архитектуры зачастую изображают Корбюзье как деяте­
ля, выступившего с абсолютно новыми идеями, не имевшего предшест­
венников, но зато имевшего последователей. Нет вины Ле Корбюзье в
том, что это не соответствует действительности. Он был не один и часто
был не первым. Его работа была пронизана идеалистической верой в
способность новой архитектуры преодолеть социальные противоречия.
Эта его вера была высказана в словах, далеких от реальности: «Архи­
тектура или революция. Революции можно избежать»18. Однако имен­
но он сумел, как никто другой, ярко выразить идеи своей эпохи, потому
принятые его современниками как воплощение их собственных устрем­
лений. Его творчество вобрало в себя почти все новейшие идеи запад­
ноевропейской архитектуры и градостроительства XX в.. не исключая
ошибок и_колебаний_.________________________________________ -----

Параллельно городу Корбюзье на 3 млн. жителей в начале 20-х годов появляется ряд других проектов больших городов с подробной разработ­кой их структуры и архитектуры. К таким проектам относится, напри­мер, работа известного немецкого архитектора Людвига Гильберсейме-



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru Другие концепции

pa*, в 30-е годы, подобно многим другим, эмигрировавшего в США, В 1925 г. вышла его книга, в которой изложены принципы архитектуры большого города. Небольшой текст и простые иллюстрации книги, не столь ослепительные, как в работах Ле Корбюзье, все же заставляют ду­мать, что их автор конкретно и правильно понимал отдельные проблемы больших городов. Гильберсеймер указывает на недостатки капиталисти­ческого города и подчеркивает, что основные элементы города — это не респектабельные здания и монументальные проспекты, а жилые районы и транспортные пути. В его представлении город будущего ----- это систе­ма 20-этажных домов-пластин и четыре уровня под землей. Пешехода:-.! он отводит на уровне шестого этажа специальные платформы, отделен­ные от транспорта. На этом уровне начинается жилая часть домов; нижние этажи отведены под торговлю, конторы и другие учреждения. Он пишет: «...о торговом городе с автомобильным транспортом г;:п;зу, над которым возвышается жилой город с пешеходными путями)- ]Г|.

Наряду с высокими зданиями Гильберсеймер допускает существова­ние четырехэтажных домов и сблокированной застройки из двухэтаж­ных индивидуальных домов. Вместе с тем он набрасывает схему жи­лого города-спутника на 125 тыс. жителей, соединенного с основным городом линией скоростного транспорта, занимается разработкой опти­мальных вариантов квартиры, жилого дома, квартала и в отличие от Ле Корбюзье продумывает целесообразную организацию городского обслуживания.

В десятках других архитектурных книг описываемого периода мы на­ходим много самых различных градостроительных проектов, авторы ко­торых стремятся прореагировать на новые потребности и спонтанно приходят к созданию общих принципов; к их числу относится строгий геометрический план города, использование высотных домов, отделение транспорта от пешеходов, устройство коммуникаций в нескольких уров­нях и пронизывание городов зеленью. В качестве одного из таких проек­тов можно назвать радиальный город Рихарда Нейтры** (1928 г.), для проекта которого характерны дома-пластины, автомобильные развязки и пассажирские подъемники, соединяющие транспортные пути с пеше­ходными эстакадами главных проспектов.

В 1930 г. появляется «Вертикальный город» Андре Люрса ***, основу которого составляют 15-этажные дома. Если отвлечься от несколько схематичного расположения объектов, то проект Люрса выглядит впол­не современно и реалистично. В каждом башенном доме от 120 до 144 квартир, а восемь домов, расположенных на участке 180X180 м, образуют жилую группу для 2300 жителей с собственной системой пер­вичного обслуживания.

К этому же времени относится проект нового башенного города к западу от Парижа, разработанный Анри Дешаном. Основа этого горо­да — крупные правильные кварталы, застроенные высокими домами. В Голландии в начале 20-х годов различными вариантами большого го­рода с организацией движения транспорта в разных уровнях занимается Март Штам. В Чикаго в 1928 г. для побережья озера Мичиган Д. Г. Бэрнхэм проектирует систему небоскребов, соединенных под зем­лей линией скоростного транспорта, а по крышам — автомобильными трассами.



Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru 74

* Людвиг Гильберсеймер ('род. в ]88о г.) работал в Берлине, затем в Баухаузе. В Соединенных Штатах преподавал б Иллинойском технологическом институте в Чикаго. (Прим. ред.)

** Рихард йозеф Нейтра (род. в 1892 г.) —австрийский архитектор, с 1923 г. ра­ботающий в США и завоевавший большую известность преимущественно строитель­ством богатых особняков и вилл. Выступает и как теоретик архитектуры. (Прим. ред.)

*** Андре Люрса (1892—1970 гг.)—выдающийся французский архитектор-комму­нист. В 1934—1937 гг. работал в СССР. Автор многочисленных объектов массового' строительства — жилых комплексов, школ, больниц. (Прим. ред.)


Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru

1000 м


О 100



37. Позеф Гавличек. Проект реконструкции центра Праги; 1945 г. Три ведущих в компози-:тонном отношении ад-.-ишистративных здания должны были образо-зать новый силуэт горо­да и стать основой но­вого центра

S8. Артур Т. Эдвардз. Образцовый город; 1930 г. В проекте исполь­зован часто повторяемый •:озже принцип функ­циональных секторов, идущих от окраины к ■■: центру города

Конгрессы совре­менной архитектуры (CIAM)

В Чехословакии в 1927 г. ту же концепцию башенных домов, выпол­няющих роль опор для моста, переброшенного через Нусельскую доли ну в Праге, применяют инженер Ярослав Поливка и архитектор Йозеф Гавличек. Несколько позже, очевидно, под влиянием Корбюзье, Йозеф Гавличек разрабатывает для центра Праги проект трех 75-этажных ад­министративных зданий 20.

Наряду с разработкой различных вариантов башенных городов в тот же период много архитекторов и градостроителей занимается вопро­сами общей структуры большого города, наиболее целесообразным раз­мещением коммуникаций и зелени. Параллельно с прямоугольными планировочными системами появляются схемы строго геометрического радиального города, отдельные секторы которого предназначены для выполнения его различных функций. Примерами таких решений могут служить «Идеальный город будущего» Адольфа Радинга (1924 г.) и «Образцовый город» А. Т. Эдвардза (1930 г.). Авторы этих проектов стремились рассредоточить традиционный центрический город, частично за счет зеленых клиньев, доведенных вплоть до центра.

В обобщенном виде прогрессивные взгляды на градостроительство того времени отражены в документах Международных конгрессов сов­ременной архитектуры (CIAM), объединивших ряд выдающихся запад­ноевропейских архитекторов21. Вопросам градостроительства была по­священа значительная часть первой декларации CIAM*, принятой 28 июня 1928 г. Новый функциональный подход к проектированию горо­дов был здесь охарактеризован довольно четко:

«1. Строительство городов представляет собой организацию всех функций коллективной жизни. Строительство городов предопределяется не эстетической спекуляцией, а исключительно функциональными це­лями.

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru * В числе учредителей CIAM были Вальтер Гроппус, Хосе Луис Серт, Зигфрид Гиднон. Выдающуюся роль в создании и работе CIAM играл Ле Корбюзье, объединив­ший крупнейших архитекторов-новаторов в их борьбе против официального архитек­турного академизма. С 1929 по 1935 г. CIAM изучали проблемы, связанные с жилой за­стройкой и рациональной планировкой населенных пунктов на основе современных на­учных данных. (Прим. ред.)

Афинская хартия

2. В первую очередь градостроительство должно привести к гармо­нии следующие функции:

а) быт;

б) работу;

в) отдых (спорт, развлечения и т. п.).

•3. Руководствуясь экономическими и социальными принципами, а также данными о плотности населения, необходимо определить соотно­шение между участками для размещения жилья, садов, транспортных, спортивных сооружений. Путем внедрения коллективного земельного хо­зяйства нужно противодействовать современной хаотической раздроб­ленности участков, представляющих собой в настоящее время предмет торговли, спекуляции, наследования.

4. Классификация транспорта должна включать в себя временной и
и территориальный факторы.

5. Непрерывно развивающаяся техника и все достижения нового
времени требуют кардинального пересмотра законодательства» 22.

IV конгресс CIAM, проходивший в 1933 г. в Афинах, был посвящен теме «Функциональный город». На рассмотрение участникам конгресса представители отдельных стран предложили пронизанные единством замысла 33 проекта городов. Эти проекты должны были послужить ос­новой для дискуссии и выработки принципов, зафиксированных так на­зываемой Афинской хартией. В хартии были развиты идеи первой дек­ларации, которые необходимо было продокументировать серией моно­графий о городах. В 1942 г. известный испанский градостроитель Хосе Луис Серт, эмигрировавший в США, выпустил книгу, представляющую собой обзор основных документов о деятельности CIAM и разъяснений многих принципов Афинской хартии. Здесь же можно найти самую чет­кую и ставшую уже классической формулировку существа функцио­нальной структуры города:

«Функций, относящихся к проектированию городов, всего четыре;

а) быт;

б) работа;

в) отдых;

г) транспорт (который объединяет первые три функции)»23.

В заключение своей книги Серт отвечает на вопрос, поставленный в ее названии. Его слова, обобщающие систему взглядов, выработанную перед второй мировой войной, во многом актуальны и сегодня:

«Могут ли наши города выжить? На этот вопрос можно ответить тремя различными способами:

1. Одни думают, что города могут сохранить свою современную
структуру, что их теперешний кризис носит лишь поверхностный и вре­
менный характер и что, как только он будет преодолен, вновь вернутся
дни процветания периода десятилетия 1920—1930 гг.

2. Другие считают, что города не справятся с постоянно растущими
трудностями и это приведет к их полному уничтожению, иначе говоря,
они должны будут исчезнуть.

3. Третьи верят в эффективность определенных крутых мер, примене­
ние которых изменит общую структуру городов, верят в то, что благода­
ря этим мерам наши города смогут и должны будут быть сохранены»24.

О взглядах, характерных для прогрессивных западных архитекторов того времени, свидетельствует не только Афинская хартия, но и ряд других публикаций, выходивших в связи с отдельными конгрессами CIAM. Уже сама постановка проблем свидетельствует о том, что эта организация занималась действительно актуальными проблемами архи­тектуры и градостроительства. Конгресс, проходивший в ноябре 1930 г. в Брюсселе, был посвящен теме «рациональные системы застройки», В материалах конгресса содержится верная и по сегодняшний день оценка новых идей, которые современная архитектура выработала в борьбе против антисанитарных замкнутых кварталов капиталистичес-



ких городов XIX и XX вв. Среди докладчиков на этом конгрессе были Гропиус, Ле Корбюзье, Нейтра, а также чех Карел Тайге*. Общая точка зрения конгресса, на котором говорилось очень много о преиму­ществах и недостатках многоквартирных и индивидуальных домов, луч­ше всего выражена в заключении, где сказано о том. что конгресс «не считает многоэтажный жилой дом единственно возможной формой жилья, но констатирует, что эта форма может привести к решению проблемы минимальной квартиры»25. В предисловии к материалам кон­гресса Гидион ссылается, например, на фаланстеры Фурье, считая, что они нашли воплощение в многоэтажных домах нашего века. На выстав ке конгресса, насыщенной большим количеством документов, были представлены главным образом сблокированные системы застройки, тн пичные для довоенных проектов населенных мест, и первые проекты ба­шенных домов.

Новые идеи архитектуры и градостроительства того времени иногда демонстрировались на примере поселков-выставок, проводившихся, в частности, в Германии. В этих поселениях использовались новые систе­мы застройки и функциоыалистские решения отдельных домов. Из це­лого ряда таких поселков-выставок наиболее известна выставка в Штут­гарте, 1927 г., где по плану, разработанному Мис ван дер Роэ, были построены одно- и многоквартирные жилые дома, спроектированные рядом наиболее известных западноевропейских авангардистских архи­текторов. Наиболее обширное жилищное строительство в соответствии с новыми рационалистическими принципами в 1929—1930 гг. проводил магистрат города Франкфурта-на-Майне, где в то время над осуществ­лением новых принципов решения жилых кварталов работал Эрнст Май**. В других городах новые районы строились по проектам Вальте­ра Гропиуса, Марта Штама и других архитекторов.

В Чехословакии ту же роль выполнила Выставка современной куль­туры, проводившаяся в 1928 г. в Брно. Ее составной частью была пост­ройка группы индивидуальных домов под общим названием «Новый дом». Несколько позже, в 1932 г., в Праге была построена колония вилл на Бабе, градостроительное решение которой разработал Павел Янак.

Однако славное «десятилетие архитектуры» (1920—1930 гг). ушло безвозвратно, а вторая половина 30-х годов уже не принесла никаких новых идей. В Европе нарастает угроза фашизма. Известные западно­европейские и прежде всего немецкие архитекторы эмигрируют в США и там пропагандируют новейшие архитектурные и градостроительные концепции. Создается ситуация, которую цинично прокомментировал декан ныойоркского университета: «Я очень благодарен Гитлеру, он по тряс дерево, а я подобрал яблоки»26.

Развитие теорети­ческих концепций после второй миро­вой войны

Во время войны развитие градостроительных теорий почти остано­вилось. Лишь в Соединенных Штатах вышло несколько теоретических работ. Все они были изданы роскошно, с великолепными иллюстрация­ми, но по существу черпали свой материал из довоенных идей и из кон­цепций, в большинстве случаев рожденных в Европе. В первые годы после войны занимались главным образом восстановлением разрушен­ных городов и сел. причем чаще всего пользовались первоначальными планами городов. Лишь в отдельных случаях удалось осуществить но­вые концепции и создать более выразительные структуры городов, на­пример при восстановлении центров Гавра, Роттердама, Ковентри, Мо-бежа, Волгограда и некоторых других городов.

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru * Карел Тайге (1900—1951 гг.)—видный чехословацкий теоретик современной ап хптоктуры и искусства. В конце 20-х — начале 30-х годов преподает в Баухаузе. В го­ды межвоенного 20-летия активно пропагандировал советскую культуру. (Прим. ри".'

** Эрнст Май (1889—1970 гг.)—видный немецкий архитектор-градостроитсл-В 30-х годах работал в СССР. Известен свое:'; пропагандой системы строчной застгс1: кн. (Прим. ред.)

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru При этом большие города росли и изменялись дальше. Если в нача­ле века в большинстве из них численность населения колебалась в пре­делах 1 млн. жителей, то сегодня в ряде городов мира число жителей достигает 5 и даже 10 млн. человек. Если после первой мировой войны только предполагали возможное влияние на планировку городов авто­мобильного транспорта, то в настоящее время этот автомобиль, особен­но в капиталистических странах, активно воздействует на структуру расселения и парализует всю жизнь большого города.

Создаются целые городские цепи, наиболее ярким примером которых является выросший на западном побережье США пояс (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон), достигающий в длину око­ло 1000 км и в ширину 100 км. В каждом из шести городов-гигантов, входящих в этот пояс, живет от 2 до 10 млн. жителей. Во всем этом по­ясе — «городской туманности» — в 1950 г. жило немногим более 31 млн. жителей, а сегодня их число приближается к 40 млн. В Англии, наряду с 10-миллионным Лондоном, из городов Бирмингем, Манчестер, Ливер­пуль, Шеффилд, Лидс и Брэдфорд, образовался 8-миллионный гигант, В Японии 10-миллионный Токио вместе с Иокогамой и еще 20 другими городами образует почти 15-миллионный гигант, а город Осака является центром группы городов с общим населением 8 млн. человек. Подобные же группы городов, в которых неизменно ухудшаются условия жизни, растут и в других странах. Население в своей повседневной жизни ис­пытывает на себе все проблемы и трудности, которые сопровождают жизнь больших городов. Градостроительством все больше заинтересо­вываются представители других наук.

Авторы большинства градостроительных теорий современности счита­ют необходимым не допустить дальнейшего разрастания больших горо­дов как компактных образований. Все более активно проводятся разра­ботки целых систем расселения и других новых концепций (мы рассмот­рим их в следующих главах этой работы). Все более неотложной становится задача рассредоточения крупнейших населенных мест. В свя­зи с этим исследуются оптимальные размеры городов, а в их окрестно­стях все чаще осуществляется строительство городов-спутников.

Вместе с тем дальнейшее развитие получают теории, по которым концентрация жителей в городах-гигантах считается естественным явле­нием, которому нельзя и не нужно препятствовать. На основе современ­ных тенденций развития делаются выводы о том, какие технические нов­шества потребуются городам, население которых может вырасти до 20 или даже 50 млн. человек. Так, в одной из американских работ, трезво оценивающих создавшееся положение, делается предположение о том, что в 2000 г. в США будет 10 суперметрополий, в которых станет прожи­вать до 72 млн. человек, из них 23 млн. — в Нью-Йорке, 20 — в Лос-Анд­желесе, 11 — в Чикаго и т. д.27. Думают о новых возможностях тран­спорта, о снабжении городов-гигантов водой и о способе устранения му­сора, что, очевидно, представит одну из серьезнейших проблем.

Однако во всех этих планах не найти уже и тени того восхищения от неограниченного роста городов, которое испытывал льюисовский Бэб-бит, преуспевающий американец, наживающийся на спекуляции участ­ками в своем родном городе Зенит. Сейчас рост городов-гигантов рас­сматривают скорее как необратимый ход неумолимой стихии, к которой люди должны приспособиться независимо от своих желаний. Считается, что они должны подумать о том, как сделать возможной жизнь в искус­ственной среде, переполненной людьми, зданиями и механизмами. Не случайно в статьях западных авторов при описании городов-гигантов употребляются такие выражения, как «гангрена», «раковая опухоль» и другие, им подобные определения, образно отождествляющие рост горо­дов с гибельными, пока неизлечимыми патологическими процессами.

Много специалистов изучает возможные последствия этого процес­са, и мы все чаще слышим предупреждения вроде того, какое сделал в

Концентрация башенных домов

прошлом венский, а ныне американский архитектор В. Грюэн*, проана­лизировавший пороки американских городов, насыщенных автострада­ми: «Я твердо верю в то, что Европа вовремя извлечет урок из наших трагических ошибок и предохранит от них свои города, пока еще не поздно» 2S.

Самым значительным в капиталистических странах центром теории больших городов в настоящее время можно считать Японию и особенно Токио, дальнейший рост которого многими считается неизбежным, Кендзо Танге** предполагает «возникновение ключевых городов, кото­рые будут иметь 10 и более миллионов жителей» и говорит, что речь «идет, на наш взгляд, не о ненормальном развитии, а о неизбежном следствии действительной потребности в таких метрополиях для вы­полнения определенных функций, жизненно важных для современного общества... метрополия является неустранимым явлением, которое бу­дет развиваться дальше»29.

Если Грюэн воспринимает рост городов-гигантов как неотвратимое зло, то Кендзо Танге пока еще не настроен столь пессимистически. Он верит в то, что проекты реконструкции Токио, разработанные его груп­пой, не только реальны, но действительно ликвидируют трудности этого большого города, входящего в число крупнейших населенных мест мира.

Интересно, что главным предметом заботы в большинстве современ­ных проектов, разрабатываемых для городов с населением в несколько миллионов человек, является не человек, а его машина и дороги, по ко­торым она движется. Неслучайно в США цена участков около автострад повысилась на 100—150%.

Существует бесчисленное множество проектов, авторы которых пред­лагают свое решение проблем современного крупного города. Почти в каждом годовом выпуске архитектурных журналов можно найти новую концепцию решения проблем большого города. Среди них, без сомнения, есть ряд проектов, которые спекулируют на оригинальности и главная цель которых — самореклама. В то же время есть интересные и дейст­вительно оригинальные идеи, в которых отражено стремление найти но­вый способ перестройки структуры больших населенных мест.

Главный признак новых концепций больших компактных городов — это очевидное стремление к максимальному использованию городской земли без дальнейшего разрастания города вширь. Такое стремление понятно, ибо земля в центрах городов дорога, а окраинные территории все больше становятся предметом спекуляции.

Кроме стремления владельца здания или участка к прибыли здесь можно, очевидно, усматривать и проявление определенной объективной тенденции. Техническое оснащение города становится все более слож­ным, а следовательно, и более дорогим. Это означает, что дорожает каж­дый гектар существующего города и что, следовательно, нерентабельно менять на сельскохозяйственную землю или какую-нибудь другую сво­бодную территорию участок города с его водопроводом и канализацией, теплопроводом, дорогами, линиями массовых средств транспорта, энер­гетическими и телекоммуникационными сетями, парками, зданиями и другими устройствами. При этом признание объективных мотивов такого процесса, очевидно, не означает, что мы абсолютно с ним смирились, ибо следование только вышеприведенным принципам в ряде случаев могло бы создать невыносимые условия жизни.

Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей - student2.ru * Виктор Грюэн (род. в 1903 г.)—австрийский архитектор, с 1938 г. работает в США. Специализируется на проектировании крупных торговых и общественных цент­ров. Автор ряда теоретических работ. (Прим. ред.)

** Кендзо Танге (род. в 1913 г.)—выдающийся современный японский архитек­тор, автор проектов крупных общественных зданийи градостроительныхпроектов. С 1964 г. примыкает к групне метаболистов. (Прим. ред.).

Использование пространства

Самым обычным и наиболее частым проявлением этой тенденции яв­ляется строительство башенных домов и организация движения тран­спорта в нескольких уровнях. С такой тенденцией мы встречались и раньше. Правда, теперь это уже не башенные дома Корбюзье. В совре­менных проектах практически исчез естественный рельеф. Весь он ока­зался сплошь покрытым несколькими ярусами дорог, автомобильными стоянками, складами и т. п. Дома возвышаются над этой искусственной поверхностью. Ранние признаки комбинированных зданий в 20-е годы содержались в проектах Л. Гильберсеймера. Одним из характерных сов­ременных примеров такого рода может служить район Marina City, соз­данный в Чикаго по проекту Б. Гольдберга. Район образуют 60-этажные круглые дома. В 19 нижних этажах располагаются гаражи на 896 ма­шин — по числу квартир, вытянувшихся на высоту следующих этажей. Два таких уже построенных дома с собственной системой общественно­го обслуживания, универсальным магазином, бассейном и 10-этажным административным зданием размещены на площади, равной 1,2 га. Сле­довательно, плотность здесь превышает 3400 жителей на 1 га, если учесть, наличие и других учреждений, находящихся на этой территории. Гольд-берг считает, что таким зданиям з городах принадлежит будущее, что сосредоточение в нижних этажах высотных объемов центров торговли, образования и отдыха будет содействовать ограничению горизонтально­го городского транспорта, разгрузке дорог и в то же время усилит роль вертикального транспорта. Далее он считает желательным использова­ние отдельных городских учреждений в несколько смен, благодаря чему скорее будут амортизироваться расходы на их строительство.

Приведенный пример — далеко не единственный. Напротив, такой процесс становится характерным для США. В ряде американских горо­дов и в центральных районах других капиталистических агломераций на месте ликвидированных трущоб сегодня строятся новые жилые дома с такой плотностью, что их вполне справедливо называют «новыми тру­щобами». Некоторые критики считают даже, что новые сооружения в гигиеническом и социальном отношении хуже того, что было снесено. Помимо жилых домов на таких участках размещаются еще администра­тивные здания, магазины, общие гаражи и другие учреждения, способ­ные давать прибыль. Это означает, что вместо разгрузки старых цент­ров, наполнения их воздухом и зеленью получает

Наши рекомендации