Здания и сооружения на территории порта
Крановые и железнодорожные пути
Крановые рельсовые пути на ПК устраиваются на грузовых фронтах, а также на открытых складских площадках для различных перегрузочных машин на рельсовом ходу: портальных и козловых кранов, перегружателей и т.п.
Расположение колеи крановых путей на грузовых фронтах и открытых складских площадках принимают для ПК различного назначения в зависимости от используемого на них перегрузочного оборудования, а также технологии и организации перегрузки и складирования грузов.
Прикордонные крановые пути располагают в непосредственной близости от кордона. При этом расстояние от линии кордона до оси ближайшего рельса портального крана составляет по «Нормам проектирования…» 2,75 или 3,20 м, а для перегружателей 2,75 или 4,0 м в зависимости от расположения швартовных тумб и электроколонок.
На путях для портальных кранов минимальный радиус криволинейных участков 250 м, на путях для причальных перегружателей, козловых кранов криволинейные участки не допускаются.
Колея крановых путей контейнерных перегружателей: 15,3; 16,8; 20; 25 м, козловых кранов: 6,0; 10,5; 15,3 м, а перегружателей: 32,0; 43; 52,8; 63 м.
Выбор размеров зависит от характеристик используемого оборудования.
Рельсы крановых путей укладывают в зависимости от прочности грунта и грузоподъемности крана на шпалах, железобетонных балках или плитах, на свайном основании, либо непосредственно на конструкции причала.
Железнодорожные пути на ПК подразделяются на:
– прикордонные, предназначенные для обработки судов и вагонов по прямым вариантам работ и располагаемые в зоне действия судовых и прикордонных перегрузочных машин;
– тыловые, располагаемые вне зон действия прикордонных перегрузочных машин.
В состав ж/д грузовых фронтов входят: грузовые ж/д пути, на которых обрабатываются вагоны; маневровые ж/д пути, служащие для подачи (уборки) вагонов на грузовые пути, транзитные пути.
Количество ж/д путей в прикордонной зоне составляет от 2-х до 4-х в зависимости от специализации причала, грузоподъемности вагонов, количества механизированных технологических линий, длины и количества причалов и судов, обрабатываемых одновременно.
Количество железнодорожных путей, предназначенных для обработки вагонов у крытых складов, зависит от взаимного расположения складов:
- при размещении складов в одну линию со стороны рампы укладываются два пути;
- при двух линиях складов, обращенных прирельсовыми рампами друг к другу, укладываются три пути.
Минимальное расстояние от оси ближайшего ж/д пути расположеного вне портала до подкранового рельса 3,5м, а на ПК перерабатывающих смешанные генеральные грузы – не менее 5,30 м.
Безрельсовый транспорт
Автотранспорт так же, как и ж/д транспорт в основном выполняет перевозки, связанные с ввозом грузов на территорию порта или с вывозом в обратном направлении. Для внутрипортовых перевозок по подаче грузов на склад или между складами применяют специализированные машины, хотя иногда и обычные автомобили. При широком внедрении автомобильных перевозок в процессе работы портов изменяется компоновка некоторых элементов: расширяется прикордонная полоса для пропуска автомобильного транспорта; склады штучных грузов со стороны кордона делают безрамповыми; вблизи грузовых фронтов ПК предусматривает специальные площадки для стоянки автомобилей.
В портах стремятся обеспечить возможность движения автотранспорта по всей территории порта.
Автодороги порта разделяют на подъездные и внутрипортовые. Подъездные дороги характеризуются значительной интенсивностью и большими скоростями движения.
Внутрипортовые дороги, расположенные непосредственно на территории порта, как правило, прокладываются на одном уровне с территорией порта. На них предусматриваются малые скорости движения (~15-20 км/час). Внутрипортовые дороги обычно двух полосные.
Внутрипортовые дороги → 3 категории в зависимости от расчетной грузонапряженности .
Подъездные дороги → в обоих направлениях
1 кат. > 1,2 млн.т. брутто в год (80 авто в одном направлении в час)
2 кат. – 0,3-1,2 млн. т/год (15-80)
3 кат. < 0,3 млн.т/год (< 15).
Все дороги для хозяйственных перевозок и пожарные проезды → 3 категорий. Эти дороги могут быть однополосные.
Ширина проезжей части от 7 до 10 м в зависимости от ширины автомобиля.
Как правило, на территории порта прокладывается кольцевая магистральная автодорога, соединяющая все причалы, производственные и административно – хозяйственные здания и она должна иметь не менее 2-х въездов. Перед въездом в порт предусматриваются площадки для автостоянки автотранспорта, размеры которые зависят от интенсивности движения. Площадь для стоянки 1-го автомобиля ≈ 25 м2. Минимальное расстояние от края проезжей части автодороги до оси параллельного ж/д пути = 3,75 м., а при прокладке дороги у зданий, расстояние от наружных стен > 1,5÷м.
Покрытия территории
Все внутрипортовые складские площадки, проезды, дороги, подъезды должны иметь постоянные покрытия – монолитные, цементобетонные или асфальтобетонные, сборных железобетонных или монолитных цементобетонных плит.
Покрытия должны состоять из следующих конструктивных слоев:
- верхнего слоя (собственного покрытия), воспринимающего усилия от технологических транспортных средств либо от веса складируемых грузов;
- основания – морозозащитное, теплоизоляционное, дренажное.
Толщина постоянных покрытий должна более не менее 18 см для верхнего слоя цементобетонного монолитного, 14см для сборных ж/б плит, при насыпных грунтах высотой более 3-х метров. В монолит цементобетонного покрытия рекомендуется закладывать арматурную сетку на глубине 1/3 толщины.
Для обеспечения отвода дождевых вод поверхность территории причалов и поверхность складских площадок должны иметь уклоны: для контейнеров и навалочных грузов: 0,01-0,02; на площадках у механических мастерских, гаражей, на стоянках автомашин и погрузчиков: 0,015-0,02. Уклон (скат) в основном в сторону акватории.