Порт и его основные элементы
Притом, что в мире функционируют тысячи больших и малых портов различного назначения, имеются общие для всех портов основные элементы. К ним относятся акватория (водная часть) и территория порта (сухопутная часть), водные и сухопутные подходы к порту. (см. схему).
Акватория порта
Делится на внешнюю и внутреннюю.
1). Внешняя акватория – морское пространство, примыкающие к порту, на котором расположены морские подходы, включая подходные каналы, создаваемые при недостаточности естественных глубин и внешний рейд. В торговых портах внешние рейды подразделяют на рейды отстоя и перегрузочные.
Внешние рейды – участки внешней акватории, укрытые от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании постановки к причалу и входа во внутреннюю акваторию, или для выполнения различных операций, в т.ч. и грузовых, с помощью вспомогательного и технического флота. Иногда, внешние рейды оборудуются специальными причальными устройствами: бочками, установленными на «мертвых» якорях или палами, представляющие собой отдельностоящие свайные или гравитационные сооружения, предназначенные для причаливания и швартовки судов.
Внешний рейд располагается за пределами огражденной акватории. Суда, стоящие на внешнем рейде не должны затруднять движение или маневрирование судов, входящих в порт или выходящих из него. Внешние рейды должны быть безопасны и удобны для судоходства в течение всего навигационного периода.
2). Внутренняя акватория располагается в пределах внешних оградительных сооружений и, состоит из внутреннего рейда, по которому перемещаются суда или отстаиваются во время шторма и на котором, в случае необходимости, создают рейдовые причалы для перегрузочных работ, а также отдельные бассейны, (гавани, ковши), примыкающие к внутреннему рейду.
Глубина акватории (внутренней) и ее размеры должны обеспечивать свободное и безопасное движение судов, посещающих данный порт. Акваторию оснащают необходимым навигационным оборудованием (судоходной обстановкой) для обеспечения безопасности движения судов.
Там, где это необходимо по природным условиям, акватории защищают от воздействия волнения, течений, наплыва льда – оградительными сооружениями – молами и волноломами.
Мол – это гидротехническое сооружение, примыкающее к берегу.
Волнолом – сооружение, не соединяющееся с берегом.
К причальным сооружениям относятся сооружения, служащие для обеспечения подхода, швартовки и стоянки судов, для передачи грузов и пассажиров с борта судов на берег и обратно и других операций. Причальные сооружения образуют причальный фронт. По конфигурации причальный фронт порта может располагаться вдоль береговой линии (фронтальное начертание), выдвигаться в акваторию нормально или под углом к линии берега (пирсовое начертание), врезаться в берег (ковшовое начертание). При пирсовом и ковшовом расположении причального фронта между причалами образуется операционная акватория – ковши (бассейны), которые могут быть узкими или широкими.
В безливных морях (портах), то есть где отсутствует значительные колебания уровня воды (приливы, отливы), ковши – бассейны, врезанные в берег, непосредственно соединяются с акваторией (открытые порты), а в ливных морях ковши отделяются от акватории шлюзом (закрытые порты).
Бассейны речных портов размещают под острым углом к направлению течения во избежание попадания в бассейны речных наносов и льда.
Территория порта
Это участок берега, на котором располагается береговое портовое хозяйство (инфраструктура) – сооружения, здания, дороги, устройства и оборудование, коммуникации, т.е. все то, что обеспечивает перегрузочные работы, обслуживание судов, нормальные условия работы портовых служащих и рабочих.
Портовую территорию условно разделяют на две части: прикордонную и тыловую.
Прикордонная часть территории примыкает к причальному фронту, а точнее к кордону (cord – шнур, веревка) линии пересечения верхней плоскости причального сооружения и его лицевой морской вертикальной грани. Эта территория используется для размещения перегрузочных машин и механизмов, прикордонных ж/д путей и автодорог, крытых и открытых складских площадок и т.д. Обычно эту часть территории не застраивают зданиями и сооружениями, то есть обеспечивают нормальную переработку груза, проходящего через причальный фронт.
В тыловой части территории размещают крытые склады и открытые складские площадки, склады материально – технического и продовольственного снабжения, подсобные предприятия порта, мастерские, гаражи, служебные и административные здания, все транспортные устройства – районные ж/д парки, станции, автомобильные дороги и площадки для стоянки автотранспорта, а также как и в прикордонной части перегрузочные машины.
Согласно нормам технологического проектирования, территория торгового порта состоит из 5 функциональных зон: операционной, производственной, общепортовых объектов – это режимные зоны (с пропускной системой), предпортовой и зоной пассажирских операций – не режимные зоны.
В операционной зоне: погрузо-разгрузочное оборудование, прикордонные склады, погрузочно-разгрузочные ж/д и автомобильные фронты.
Производственную зону располагают смежно с операционной зоной и предназначают для размещения районных мастерских, материальных и инвентарных складов, административных помещений, бытовых, столовых и др. объектов обслуживания портовых рабочих и служащих. Иногда здесь размещают часть тыловых крытых и открытых складов, ж/д, районные парки, автодороги.
В зоне общепортовых объектов размещают базу портфлота, центральные мастерские и др. объекты комплексного обслуживания судов.
В предпортовой зоне находится управление портом и др. организации, связанные с работой порта.
Зона пассажирских операций включает морской пассажирский вокзал, пассажирские причалы с примыкающей территорией, привокзальную площадь.
Водные подходы к порту: естественные, в виде участков моря или реки, отмеченных знаками судоходной обстановки, или искусственные - в виде устроенных путем углубления подходных каналов.
Сухопутные подходы к порту: ж/д и автомобильные пути и дороги, сортировочные станции.
Портовая сортировочная станция обычно размещается вне территории, но в непосредственной близости от него.
В крупных портах, имеющих несколько грузовых районов, где число «подач» вагонов велико, обычно устраивают районные станции и парки, размещая их в непосредственной близости от грузовых фронтов.
Участки порта по переработке нефтеналивных грузов, исходя из условий пожарной безопасности, выносят за пределы основного порта. В границах порта могут находиться вспомогательные элементы: бункеровочные и строительные базы, стоянки технического, служебного флота, судоремонтные предприятия с причалами и доками и т.п.