Глава 3 бионическая архитектура

XXI век ознаменовал новый виток в развитии органической архитектуры, которая получила своеобразное дополнение за счет использования современных материалов и технологий. Эта современная «нео-органическая» архитектура названа «бионической». В отличие от концепции Ф. Л. Райта, она признаёт при проектировании архитектурных форм возможность прямого заимствования форм органической природы.

Бионика (био-тек) – это направления в науке, которое занимается изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов. Свое название она получила от греческого слова, означающего «элемент жизни».

Бионическая архитектура создает не просто уникальные строения - бионика предполагает союз человека, природы и новейших технологий. Эта архитектура стремится к созданию экодомов - комфортных, энергоэффективных зданий, оснащенных комплексом инженерного оборудования для автономной системой самообеспечения. Бионический стиль обращен к человеку, прямо связан с экологией и равнозначен понятию экоархитектура. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции, а внутреннее пространство такого здания положительно влияет на настроение и самочувствие человека, помогает раскрыться его творческим способностям. В идеале, дом будущего - это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой.

Стиль бионической архитектуры все ещё находится в процессе активного становления, хотя исторические предпосылки её возникновения уходят корнями в конец XIX начало XX века. Идеи био-тека можно проследить в творчестве архитекторов Антонио Гауди, немецких и австрийских архитекторов Земпера, Фельдега, Бауэра, инженера П.Л. Нерви, в вантовых и палаточных сооружениях Отто Фрая и др.

Архитекторы бионики ХХ века

Первые примеры такой архитектуры можно встретить в конце ХХ века. Венгерский архитектор Антти Ловаг (род. 1920)(см. рис. 24) создал «Дворец пузырей» (Palais Bulles) - известный на весь мир дом Пьера Кардена в Каннах (см. рис. 25).

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 24 - Антти Ловаг (фото) [2]

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 25 - Дворец пузырей. А. Ловаг. 1975—1989 (Канны, Франция):

а – внешний вид; б - фрагмент интерьера [2]

Уникальное строение на Лазурном Берегу в местечке Теуль-сюр-Мер представляет собой причудливую конструкцию из сферических сооружений, напоминающую волнообразными формами нагромождение валунов или пригоршню пузырей. Причудливым также является интерьер, в котором преобладают кривые и круглые формы. Розовые стены построены из экспериментальных материалов - пены, полиэстера и пластика, а специально спроектированное освещение позволяет не включать электрический свет до позднего вечера.

Окна расположены так, что солнечный свет проникает в них под определённым углом, давая простор для фантазии, и, конечно же, из них открывается прекрасный вид на природу.

Среди выдающихся памятников современной архитектуры следует отметить работу талантливого архитектора Фариборза Сабхи(см. рис. 26) - храм Лотоса в Нью-Дели (Индия) (рис. 27). Строительство храма началось в 1978 году и было завершено в 1986-м.

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 26 - Фариборз Сабха (фото) [2]

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 27 - Храм Лотоса (вид сверху). Ф. Сабха.

1978—1986 (Нью-Дели) [2]

Центральный зал имеет диаметр 75 м, высоту 31 м, вместимость 1300 сидячих мест.

Архитектор включил в проект здания 27 «лепестков» лотоса, облицованных мрамором и объенённых по три, что придало храму девятиугольную округлую форму. Девять дверей храма Лотоса ведут в главный зал высотой около 40 м, вмещающий 2500 человек. Храм облицован белым мрамором, привезённым из Греции. Территория комплекса, включающая здание храма и сад, имеет площадь примерно 10,5 га.

Бионика XXI века

На современном этапе архитекторы используют не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма.

Среди ярких примеров био-тека также можно назвать работы испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы (род. 1951) (рис. 28) - Город искусств и наук (1996-2008, Валенсия, Испания) и Художественный музей в Милуоки (2001, США) (рис. 29).

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 28 - Сантьяго Калатрава (фото) [2]

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 29 - Художественный музей. С. Калатрава. 2001

(Милуоки, штат Висконсин, США) [2]

Ярчайшим примером био-тека XXI века считается построенный в 2001-2004 годах по проекту британского архитектора Нормана Фостера (род. 1935)(см. рис. 30) знаменитый лондонский «Огурец» - небоскрёб Мэри-Экс (см. рис. 31).

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 30 - Норман Фостер (фото 2012 г.) [2]

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 31 - Небоскрёб Мэри-Экс. Н. Фостер. 2001—2004 (Лондон) [2]

Башня Мэри-Экс - 40-этажное здание главного офиса швейцарской страховой компании «Swiss Re» в Лондоне. Конструкция выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Небоскрёб не имеет углов, что не позволяет ветровым потокам стекать вниз.

Диаметр у основания составляет 49 м, затем здание плавно расширяется, достигая максимального диаметра в 57 м на уровне 17-го этажа. Далее конструкция сужается, достигая минимального диаметра в 25 м. Здание практически полностью стеклянное, его верхушка закрыта прозрачным куполом.

Внутри предусмотрены площадки для зелёных насаждений. Фостер хотел использовать солнечное освещение и естественную вентиляцию. Здание высотой в 180 метров получилось экономичным (потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа). Из-за зеленоватого оттенка стекла и характерной формы его называют «огурцом» («корнишоном»).

Всё больше архитекторов создают свои творения в органическом (бионическом) стиле, воплощая смелые идеи в прекрасных формах.

Один из таких мастеров, использующих мотивы природы в своих работах,- мексиканский архитектор Хавьер Сеносиан (род. 1948)(рис. 32).

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 32 - Хавьер Сеносиан (фото 2012 г.) [2]

Среди его работ множество построек, которые наполовину зарыты в землю и заросли травой, сливаясь с ландшафтом. Уникальны не только конструкции его зданий, но и мебель, идеально гармонирующая с общей композицией.

Х. Сеносиан в 2006-2007 годах построил дом-ракушку «Наутилус», получивший всемирную известность (см. рис. 33).

Внешние террасы здания и его железобетонная оболочка толщиной 5 см выполнены в виде единой спирали. Так архитектор реализовал главную идею своего творения: проходя из одной комнаты в другую, человек ощущает себя улиткой, живущей в собственном домике.

И правда, уникальное строение напоминает «дом» улитки. Необычный дизайн здания отличается смелой фантазией. Дом помещён в единую железобетонную конструкцию, укреплённую сталью проволочной сетки со специальным соединением в два дюйма толщиной, что обеспечивает строению абсолютную сейсмостойкость. Особенность этой огромной раковины - поразительное сокращение входа и красочные витражи, бросающие разноцветные световые блики на стены.

глава 3 бионическая архитектура - student2.ru

Рисунок 33 - Дом-ракушка «Наутилус». Х. Сеносиан. 2006-2007 (Наукальпан-де-Хуарес, Мексика): а – внешний вид;

б, в - фрагменты интерьера [2]

Среди архитекторов, применяющих сегодня органический подход, использующих концепцию объекта как организма, звучат такие имена как Тойо Ито, Шухей Эндо, Эмилио Амбаз, Майкл Соркин, Массимилиано Фуксас, Питер Эйзенман, Заха Хадид и группы архитекторов: студия Декой, МВРДВ, ФОА, ШоП, NOX, ЮН Студия.


Наши рекомендации