Меморандум о градостроительной культуре общества
1. Градостроительная культура Евразии представляет собой уникальное явление в мировой цивилизации, отразившее многовековое развитие и взаимодействие культур населявших ее этносов и оставивших самобытную архитектурно-историческую среду, испытывающую в современных реалиях нарастающей глобализации серьезное давление.
2. Градостроительное наследие, которым обладают страны Евразийского союза, уникально в том смысле, что оно включает в себя исторические корни и культуры многих цивилизаций. Оно является неотъемлемой частью глобального культурного наследия и важным элементом в истории народов мира.
3. Исторические поселения – территории, обладающие уникальной градостроительной и природной целостностью, – являются примерами градостроительной культуры прошлых поколений.
4. Ярким образцом градостроительной культуры высочайшего уровня является облик исторического Санкт-Петербурга. Его неповторимый градостроительный генетический код, создававшийся на протяжении столетий, выделяет город из ряда всех остальных поселений России и мира.
5. Участники конференции обеспокоены тем, что в настоящее время преемственность евроазиатской градостроительной культуры на постсоветском пространстве во многом утрачена. Техническая политика в сфере архитектуры и градостроительства, проводимая Госстроем России, малоэффективна. Отказ от ранее действовавших стадий градостроительного и архитектурного проектирования способствует увеличению массы непродуманных и неграмотных решений, принимаемых исполнительными органами власти.
6. Настала пора отказаться от нацеленности проводимой градостроительной политики на максимальное содействие форсированию процесса приватизации недвижимости ценой минимизации требований к качеству среды, в которой она расположена. Поскольку слой собственников недвижимости практически сформировался, необходимо переориентироваться на политику, нацеленную на повышение качества пространственной организации обустройства территории градостроительной деятельностью, способствующее повышению ценности недвижимости, формированию человеческого капитала и эффективности экономического развития. Случайность и конъюнктурность реализуемых в основной массе градостроительных решений проявляется в потере эстетической целостности формируемой застройки и свидетельствует о крайне низкой градостроительной культуре преобразования территорий.
7. Государственные органы практически лишены ответственности и полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, обеспечивающих формирование благоприятной, безопасной и комфортной градостроительной среды, фактически не регулируют вопросы оптимизации системы расселения, природохозяйственной специализации регионов и территорий. Структура и квалификация специалистов органов местного самоуправления, на которые в основном возложено решение указанных вопросов, несопоставимы с масштабами и уровнем задач, необходима организация подготовки и переподготовки кадров.
8. Разорваны связи между государственными и муниципальными органами в сфере градостроительства и научно-исследовательскими центрами и проектными институтами общенационального уровня. Практически полностью разрушена система проектных организаций, которые занимались научной работой. Утрата градостроительных проектных институтов – это утрата школы градостроительного проектирования, градостроительного мышления в целом; началась она не с проектных институтов, а с вузов. Необходимо установление единой методологии оценки градостроительной среды и ее типологических единиц (градостроительный комплекс, квартал исторической застройки, планировочный каркас). Необходим возврат к комплексному анализу состояния градостроительной среды в научно-исследовательской практике, к разработкам профессионально обоснованной и приобретшей правовой статус системы определений, используемых в градостроительной деятельности. Следует широко использовать наработанные ранее методы предпроектных исследований, включая социологические опросы населения, позволяющие представить субъективную проекцию действительности, отраженную в массовом сознании населения.
9. Требуется выработка новых подходов к территориальному планированию на базе закономерностей формирования крупнейших устойчиво развивающихся градостроительных структур с учетом природных особенностей территорий, их культурного потенциала и особенностей системы расселения.
10. Действующая система регулирования градостроительной деятельности в силу своей низкой эффективности резко снизила платежеспособный спрос на квалифицированных специалистов. Сокращена подготовка специалистов градостроительного направления в архитектурных вузах, образовательная система в сфере градостроительства не отвечает общественным запросам на формирование качественной и комфортной среды жизнедеятельности.
11. Преобладает штучный подход к охране объектов культурного наследия и в должной мере не регулируются вопросы сохранения градостроительного наследия (образцов градостроительного искусства) и его интеграции в документах территориального планирования.
12. Участники конференции выражают озабоченность в связи с законодательно и нормативно закрепленным разрывом между территориальным планированием, градостроительным зонированием и архитектурным проектированием застройки территорий.
13. Вызывает обеспокоенность сложившийся характер распределения полномочий регулирования градостроительной деятельности, не способствующий формированию работоспособной системы вертикальных и горизонтальных связей. В связи с этим участники конференции обращают внимание институтов государственной власти на важность выделения в структуре органов исполнительной власти иерархии специальных ведомств, уполномоченных в сфере градостроительства: государственных, региональных органов архитектуры и градостроительства, а также служб главных архитекторов и местных административно-территориальных образований.
14. Данный меморандум является открытым для обсуждения и присоединения всех заинтересованных лиц и организаций.