Специфика работы экскурсовода с иностранными туристами
В данном параграфе будут рассмотрены характеристики экскурсовода, необходимые для общения с иностранными туристами, а так же анализ возможностей отеля «ТрансОтель», необходимый для дальнейшего развития данного спектра услуг.
Так, при проведении экскурсий для иностранных граждан необходимо очень тщательно подбирать слова, стремиться, как можно более точно произносить основные сведения об объекте показа, даже если группу сопровождает гид-переводчик. Известно, что при переводе затрачивается лишнее время; образные эпитеты, метафоры при переводе обычно утрачивают свою образность и красочность; не точный перевод может привести к изменению контекста рассказа, мешать усвоению темы, перегружать рассказ текстом, который не несет реальных сведений для экскурсанта. Особенно бережно необходимо относиться к поговоркам, пословицам, высказываниям и цитатам.
Если экскурсовод самостоятельно проводит экскурсию на языке экскурсантов необходимо сделать проверку и повторение отдельных терминов, понятий, высказываний и образных форм языка.
Тут перед экскурсоводом стоит задача не только регулярного обновления материала экскурсии, но и постоянного наблюдения за языковыми процессами в стране, из которой происходят иностранцы.
Достаточно часто для смешенных по национальному составу групп экскурсия проводится языком, не являющийся родным для каждого туриста. Соответственно редактируется лексический фонд, который используется в рассказе.
Следует сопоставлять содержательную нагрузку экскурсии, свое поведение и внешний вид с религиозными установлениями, поведенческими привычками экскурсантов-иностранцев. В общении с иностранцами существует множество вещей, над которыми приходится задумываться только после того, как попал в неприятное положение.
Например, в мире существуют многочисленные варианты приветствий. Если европейцы и северные американцы при встрече приподнимают головной убор и слегка кланяются, то японцы используют три вида поклонов - низкий, средний и легкий, в зависимости от того, кому поклон предназначается.
В старые времена при встрече подвали для приветствия правую руку, чтобы показать, что в ней нет оружия. Сегодня же, пожатие руки - символ уважения и доброжелательности. Современный оратор приветствуется с публикой пожимая руки самому себе, а в старину китайцы делали так, увидев знакомого. Приветственный жест египтян похож на отдачу чести: ладонь прикладывается ко лбу. Латиноамериканцы, встречаясь один с другим проводят чуть ли не целый обряд хлопок над правым плечом партнера, три похлопывания по спине, а потом голова над левым плечом партнера и еще три похлопывания по спине. В большинстве европейских стран на прощание помахивают рукой ладонью вперед. А жители Северной Америки воспринимают такое движение как приглашение.
Для экскурсовода важно знать, какого расстояния с экскурсантами следует придерживаться. Так, американцы соблюдают дистанцию с собеседником не меньше одного метра, японцы - еще больше. А греки, арабы и латиноамериканцы подходят очень близко. Нарушение таких неписанных норм экскурсанты могут расценить как холодность или как навязчивость.
При подготовке к общению с иностранными экскурсантами следует учитывать мельчайшие нюансы. Считается, что американские правила поведения не допускают никаких естественных запахов тела, для арабов - наоборот - запах и дыхание визави неотъемлемы от дружеских взаимоотношений.
Не рекомендуется отводить глаза от взгляда американца, поскольку он может заподозрить неискренность. Не любят зрительного контакта индусы, пакистанцы и некоторые другие народы Южной Азии. Не должно показаться странным, что турист-араб не моргает веками, а опускает их так медленно и лениво, что может показаться, что он спит на ходу.
Неверным является мнение, что когда не знаешь языка, то помощь оказывают жесты.
Существуют так называемые, универсальные жесты, которые воплощают подобные понятия у многих народов. Так, если человек потирает виски, барабанит по чем-то пальцами, он определенно чем-то озабочен, над чем-то думает; если стискивает пальцы - захвачен увиденным или услышанным»; «ломает» себе пальцы - проявляет гнев, неудовольствие, волнение. В то же время при использовании даже неопасных с внешней точки зрения жестов, следует учитывать отдельные особенности их понимания в другой культурной традиции.
Так, известно, что когда болгарин отрицательно качает головой, он согласен с собеседником. Испанцы и португальцы чтобы высказать отказ, - выбрасывают вперед обе руки, как бы отталкивают от себя нежелательное. Турки - поднимают подбородок и прищелкивают языком, арабы - отбрасывая голову назад цокают языком, а в случае крайнего отрицания - кусают ноготь большого пальца правой руки, после чего резко выбрасывают руку вперед.
Японец никогда, или почти никогда не говорит собеседнику - «нет». Его слова при явном отказе будут уклончивыми, а улыбка и интонация - чарующими. Тут нужно знание - азбука японских жестов. Отказ они высказывают покачивая кисти рук на себя, или покачивание вертикально поднятой ладони на уровне лица, или поднятием вверх указательного пальца.
Если собеседнику попало что-то в глаз и он коснулся нижнего века, то араб подумает, что его имеют за глупца. Наиболее обидный жест для грека - «муце», когда ладонь собеседника направлена на его лицо. Не воспринимает он и символа победы - поднятого вверх большого пальца. Следует помнить, что англичанам, демонстрируя знак «виктория», ладонь обязательно необходимо повернуть к публике, поскольку, в противном случае, это воспримется как непристойный жест. Это касается и распространенного американского жеста «о'кей», - для бразильцев и колумбийцев этот жест имеет непристойное содержание, японец может подумать, что речь идет о деньгах, выходцы из южной Франции будут считать, что это «ноль», «нестоящая вещь».
Таким образом, соблюдение атмосферы гостеприимства, уважения к культуре приезжих из других стран гостей и сохранение собственного достоинства экскурсовода, пропаганда культуры и традиций своего народа, - дело профессионального опыта и мастерства экскурсовода.
Иностранцы не любят суеты. Не нужно создавать вокруг них ажиотаж. Экскурсовод должен показать, что работа с иностранным клиентом - это обычное для него дело, рутина. Если же вокруг иностранца начинается суета, он скорее всего заподозрит неладное. в этот момент легко потерять его доверие.
Анализ экскурсионных программ, предлагаемых иностранным туристам на примере в г. Екатеринбург
Рассмотрим спектр экскурсионной деятельности г. Екатеринбурга и широту возможностей их предоставления в «Транс Отеле».
Иностранцы стали более часто посещать Россию. Больше всего привлекает так называемый «красный туризм»10, означающий посещение достопримечательностей и мест, связанных с советским периодом истории нашей страны.
Ну а что до наших родных туристов, то они по-прежнему предпочитают отдыхать за границей. Обо всем этом сообщает Ростуризм (Федеральное агентство по туризму Российской Федерации). По статистике ведомства, по итогам прошлого года число иностранных путешественников, побывавших в России, достигло 2.5 млн. человек, что на 10 процентов превышает аналогичный показатель в предшествующем периоде.
По мнению аналитиков рынка, заметно возросший интерес к нашей стране со стороны иностранных туристов, не в последнюю очередь объясняется активной работой на этом направлении и успехами, достигнутыми в создании привлекательного имиджа России в мире, за что следует поблагодарить власть и целый ряд общественных организаций. Не секрет, что в Европе и в США неискореним миф о том, что Россия – это одна сплошная деревня с медведями на улицах.11
Говорит пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголкова: «Пальма первенства по-прежнему у немцев. В прошлом году к нам приехали около 400 тысяч граждан Германии. По сложившейся традиции, каждый год мы принимаем у себя немало европейцев, особенно из Германии. Хорошо еще вспомнить, что 2012 год был объявлен годом российско-китайского туризма. Поднебесная ознаменовала его широкомасштабной рекламной акцией. В итоге в прошлом году в России побывало около 1 млн. китайцев. Ежегодно к нам приезжает немало британцев, жителей Израиля и Италии».
Поставив перед собой задачу увеличить въездной турпоток в Россию, Министерство культуры нашей страны вышло с предложением снять на 10 лет визовые ограничения для иностранцев, приезжающих к нам для участия в официальных мероприятиях. Таким образом, если иностранец соберется приехать в Россию, предположим, на музыкальный фестиваль, он сможет сделать это, предъявив только приглашение. Футбольным болельщикам достаточно показать билеты и – «добро пожаловать!».
Не забыли и туристов со скромным доходом. Этой популяции адресован проект, предполагающий реформу в отельном сегменте и строительство мини-отелей. Работа в этом направлении уже ведется. Так что к 2020 году у нас должно появиться около 4 тысяч мини-отелей и постоялых домов.12
Что же до иностранцев, то сегодня они демонстрируют огромный интерес к направлениям, о которых в мире наслышаны мало или вообще ничего не знают. Цитируя Ирину Щеголкову, автор отмечает, что «китайцы отдают предпочтение знакомству с приграничными регионами». Они, впрочем, не единственные, где наблюдается всплеск иностранного туризма. Среди популярных маршрутов и Ульяновская область, на Волге, куда китайцы обожают ездить ради знаменитого мемориала, посвященного В.И.Ленину. Возник и закрепился даже специальный термин «красный туризм». А сегодня и одноименный тренд демонстрирует резкий всплеск. Чтобы подхлестнуть в иностранных туристах интерес к нашей стране, Министерство культуры России решило разработать для туристов проект «Ленинским путем», посвященный, как вы уже поняли, местам, где Ильич родился, учился, жил и работал. По мнению специалистов, среднестатистический турист отдает около полутора тысяч евро за поездку в Россию. За эти деньги он имеет все шансы познакомиться с российской культурой, увидеть шедевры мировой живописи и архитектуры, ну и, конечно, глубже вникнуть в суть загадочной русской души.
Интерес к России всегда присутствовал у иностранцев, считает Елена Демидова, начальник отдела обслуживания корпоративных клиентов НТК «Интурист». «Москва, Сергиев Посад, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» - это то, что пользуется спросом у иностранцев всегда. Вероятно, из-за достаточно высокого сервиса и обилия достопримечательностей», - утверждает г-жа Демидова. 36% иностранных туристов выбирают страну, ориентируясь на отель. Для таких клиентов важно жить в роскошной или необычной гостинице.
Небольшое число любителей дикой природы посещают озеро Байкал. А те, кто готов в течение двух недель познавать чудеса России из окна поезда, отправляются в путешествие по Транссибирской магистрали. Оксана Трифонова, начальник департамента группового въездного туризма, компании «КМП групп» рассказала: «Поезд идет из Москвы до Владивостока с остановками в пяти городах. Во время остановок, у туристов есть возможность познакомиться с местным колоритом и национальной кухней».
Согласно данным, полученным в результате опроса тысячи пользователей поисковой системой Momondo.ru, можно говорить о том, что представления о России мало изменились со времен Советского Союза. Большинство участников опроса, среди которых преобладали те, кто еще не посещал Россию, указали холодный климат (34,3%), 28,6% вспомнили про русскую водку, 17% отметили красоту русских женщин. По 11% набрали русский снег и знаменитый балет, 8,5% достались куполам православных церквей, а 4% респондентов проголосовали за спортсменов.
«Я ассоциирую Россию с теплыми меховыми шапками, которые закрывают уши», - написал в опроснике респондент из Великобритании. Среди посетителей портала нашлись такие, которые при слове Россия вспомнили автомат Калашникова и КГБ.
«Я до сих пор мечтаю проехаться на Транссибирском экспрессе с востока на запад страны», – приводит ответ респондента из Франции Euromag.
Примерно 23% опрошенных уже побывали в России, поэтому в их ответах присутствуют более реальные понятия, такие как «бабушки», «борщ», «икра», «очень дорогие отели» и «радушие россиян», пишет РИА Новости.
«Маленькие деревни и огромные города, Красная площадь, валенки, кириллический алфавит, невероятно большое расстояние от Калининграда до Японского моря. Очень много загадок», - написал Нуно Мануэль из Дании.
Интересно, что порядка 77% респондентов никогда не посещали Россию, но большинство указывали на то, что хотели бы это сделать. Основная причина их «нерасторопности» состоит в трудностях с оформлением визы РФ в короткие сроки, что мешает спонтанно организовать поездку.
Проведя анализ экскурсионной деятельности в г. Екатеринбурга стоит отметить, что достаточно обширное количество туристских фирм предоставляют услуги как горожанам, так и иностранным туристам.
Средняя стоимость предлагаемых экскурсионных программ отмечена в Таблице
Название экскурсии | Стоимость |
Обзорные экскурсии по Екатеринбургу | |
"Уже не Москва, но ещё не Сибирь" (3 часа) | 1800 руб. |
"Екатеринбург и последний русский царь" (4 часа) | от 2400 руб. |
"Одной ногой в Европе, другой в Азии"(4 часа) | от 2400 руб. |
Пешеходные экскурсии по Екатеринбургу | |
Прогулка по Плотинке | 1500 руб. |
Вдоль бывшего Верхотурского тракта к Вознесенской горке (с посещением храма на Крови во имя всех Святых в Земле Российской просиявших) | 1500 руб. |
Уральский Арбат | 1500 руб. |
Прогулка от Городского пруда к Главному проспекту и к Московской горке | 1500 руб. |
Втузгородок | 1500 руб |
От городка чекистов к Литературному кварталу | 1500 руб |
Ниже представлены основные достопримечательности, пользующиеся популярностью.
Памятники Екатеринбурга начинают свою историю со второй половины XIX века. До этого времени было не принято устанавливать памятные монументы конкретным лицам. В память о знаменательных событиях или выдающихся деятелях прошлого строили храмы, или воздвигали кресты. Слово «памятник» - это русский вариант латинского «monumentum» («moneo» означает «напоминать»). Но в русских традициях используется и слово «монумент», которое чаще применяют для обозначения крупного памятника, установленного в честь какого-либо значительного события. В 1886 г. в центре города на заводской плотине были установлены два бронзовых бюста на постаментах из мрамора с надписями: «Основателю горнозаводского дела на Урале» — Петру I и «Основательнице города Екатеринбурга» — Екатерине I. В годы революции памятники были утеряны. На сегодняшний день в городе насчитывается более 170 различных памятников.
Памятник основателям города
Одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга является памятник основателям города – В.Н. Татищеву и В. де Геннину. По инициативе героя Северной войны Василия Никитича Татищева на Урале на реке Исети начинается строительство мощного железоделательного завода-крепости. После В.Н. Татищева строительство продолжил Вильям де Геннин – военный, инженер, специалист в области горного и металлургического производства, друг и сподвижник императора Петра I. В 1998 году в честь 275-летия города по проекту скульптора П.П. Чусовитина был установлен памятник основателям Екатеринбурга.
Как добраться: памятник располагается на пл. Труда (пересечение пр. Ленина, ул. Горького, ст. метро "Пл. 1905 г.").
Памятник Г.К. Жукову
Перед зданием штаба Центрального военного округа установлен в 1995 г. к 50-летию Победы памятник маршалу Г.К.Жукову (скульптор К.В.Грюнберг). Тогда же был открыт памятник Жукову на Манежной площади в Москве. По мнению многих, уральский памятник удачнее московского собрата: и сам маршал коренастый, плотный, как в жизни, не в пример элегантному московскому всаднику, похожему, скорее, на Рокоссовского; и конь под маршалом — мощный битюг, а не изящный московский рысак (такой под Жуковым попросту проломился бы).
Памятник стоит здесь не случайно: в конце 1940-х — начале 1950-х годов Жуков командовал Уральским военным округом. Конечно, для маршала, выигравшего войну с Гитлером (а народная молва всегда это утверждала), это была почётная ссылка, но на Урале Жукова вспоминают добрым словом.
Адрес: пр. Ленина, 71. Как добраться: автобусы 27, 28, 31, 45, 50, 54, 61, маршрутные такси 014, 021, 030, 031, 040, 050, 054, 64, трамваи 4, 8, 13, 15, 18, 22, 26. Остановка "Восточная".