Архитектурный ансамбль Рыбинска
Е П Балагуров
Архитектурный
Ансамбль
Рыбинска
Рыбинск, 2014 г
Содержание
Предисловие………………………………………………… … 4
Архитектурный ансамбль Рыбинска…………. ……….. …5
Организация волжских берегов…………………… ……….10
Заключение………………………………….………………… 12
Иллюстрации……………………………………………….. ...13
-3-
Малые города – главные города России.
Даниил Гранин
Предисловие
В 1986 году в истории Рыбинска произошло важное событие – приказом Министерства культуры СССР он был включён в число исторических городов союзного значения*. Запоздалое, но заслуженное признание Рыбинска обусловлено двумя основными причинами: во-первых, он является одним из «классических» российских купеческих городов со своей соответствующей им инфраструктурой. Облик Рыбинска определяла архитектура ХIХ – начала ХХ веков (периода капитализма), к которой относительно недавно кардинально изменилось отношение исследователей. Во-вторых, дореволюционный Рыбинск представлял уникальную градостроительную структуру, создававшуюся поколениями известных и безымянных архитекторов и градостроителей. Не многие губернские российские города могут похвастаться количеством известных архитекторов, которые проектировали для провинциального Рыбинска. Кстати, о провинциальности. В истории российской архитектуры принято считать (делать поправки) на 20-30-летнюю запоздалость провинциальной архитектуры по отношению к столичной.
Что касается Рыбинска то это справедливо от части: на рыбинской земле (имеются в виду окрестности города) часто возводились постройки во - многом новаторские для России. Здесь уместно вспомнить редчайший памятник петровской эпохи в провинции Введенскую церковь села Красное на Волге, усадьбу «Тихвинское» - первенца классицизма в России, театральное здание В.А. Шретера, железобетонную вышку пожарной каланчи… Это касается и архитектурного ансамбля города, который состоит не из отдельных фрагментов его застройки, а включает в себя всю территорию дореволюционного города в целом (илл.1).
В 1986 году- в год включения Рыбинска в число исторических городов, автор данной работы успешно защитил дипломную работу по архитектуре Рыбинска в Ленинградском Институте живописи , скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который не потерял актуальность до нашего времени.
Данная работа – наиболее важная и интересная часть моей дипломной работы, которая будет полезной современному читателю, который познакомится с городским архитектурным ансамблем и теми многочисленными невосполнимыми утратами.
……………………………………………….
*Достаточно напомнить, что в списке исторических городов союзного значения их было всего 127, а Российскую Федерацию представляли 40 городов.
- 4 –
Колокольня Спасо-Преображенского прихода
Уникальным архитектурным произведением предстаёт колокольня Спасо-Преображенского прихода – главная высотная доминанта города, начало строительства, которой положено в 1792 году. Выбор места под строительство в то время отдельно стоящей от храмов колокольни был обусловлен градостроительными задачами: её вертикаль «работала» сразу на две главные улицы: от неё начинались и ею завершались Крестовая и Большая Казанская улицы (илл.5,6). Колокольня была не только самой высокой, но и самой пластичной, чтобы её силуэт читался с самых отдаленных уголков города. Архитектор – автор проекта, осознавал градостроительную роль колокольни,
-7-
поэтому пошёл на смелый шаг: в классицистическую основу колокольни умело ввёл барочные элементы: раскрепованные антамблементы в завершении каждого яруса, сдвоенные пилястры, полуколонны и колонны, волюты и верхний завершающий ярус, являющийся основанием шпиля. (илл.4).
Колокольня Казанского прихода
Градостроительные задачи в 1810-е годы решали и строители колокольни Казанского прихода. Образцом для рыбинской колокольни послужила колокольня села Курба. Однако, возводимой колокольне отводилось подчинённое место в формировании высотных доминант волжской панорамы, отсюда она поострена четырёхъярусной, в отличие от курбского образца. Она фиксировала нижнюю часть панорамы Рыбинска, богатое декоративное решение фасадов и высокий шпиль – расчёт на восприятие с волжских просторов и других частей города (илл.9,10).
«Образцовые» типовые проекты гражданских зданий.
Деятельность К. Росси.
Характерной чертой русского градостроительства второй половины ХVIII- начала ХIХ вв. стало распространение принципов типового и повторного строительства на всей территории страны. В 1821 году городская дума приобрела пять гравировальных альбомов, объединённых под общим названием «Собрание фасадов е.и.в. высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». (илл.8). Все без исключения застройщики должны являться в думу для выбора и утверждения образца фасада. Особой гордостью рыбинцев является деятельность для города великого русского архитектора и градостроителя К.И. Росси, который посетил город в 1811году. Преемственно сохраняя типичные особенности проектов «образцовых» домов проекты Росси уже несли в себе новые черты: архитектор стремиться достигнуть наибольшей архитектурной выразительности простыми средствами (илл.7). Основой композиции зданий является ордер, а там, где нет колонн и пилястр, сохраняются классицистические пропорции зданий. Использование типовых проектов вело к быстрой и едино сильной застройке улиц, являлось важным средством борьбы с многочисленными пожарами. Интересным явлением в градостроительной культуре города являются деревянные здания, стилизованные под каменные («деревянный классицизм»). Следует отметить, что последующие за классицизмом архитектурные стили (эклектика, модерн) не разрушали масштаб и общий характер фоновой застройки, наоборот, они обогатили её. Таким образом, застройку рыбинских улиц составляли разновременные и разностилевые каменные и деревянные здания. Архитекторам того времени хватало мастерства и профессионального такта при новом строительстве, чего не хватает «архитекторам» сегодняшнего времени.
-8-
Покровская церковь
В Зачерёмушной части города в центре большой площади , намеченной регулярным планом 1784 года, архитектором В.И. Озерецковским в 1859 году будет построена Покровская церковь (илл.13,14).
Чуть позже в 1868 году на пересечении улиц Ивановской и Пушкина будет возведена Спасская церковь. Строители обоих храмов пошли по другому, более рациональному для данного времени пути, разместив в двухэтажных церковных объёмах поэтажно тёплую и холодную церкви. Архитектура обоих храмов показывает полный отход от классицизма. Покровский храм завершается традиционным русским пятиглавием, на западе ярусная колокольня со шпилем, главный вход оформлен в виде высокого крыльца под шатром.
Спасская церковь
Дальше пошли строители Спасского храма – в его завершении пять больших гранёных шатров и шатровая ярусная колокольня (илл.15,16).
-9-
Описания и фотографии храма выдают почерк К.А Тона, возводившие подобные храмы.
Покровская и Спасская церкви завершили формирование системы высотных доминант городского значения, стали не только организующей вертикалью своей отстроенной городской территории, но создали необходимый пространственный (перспективный) фон для главной волжской панорамы города.
Здесь уместно вспомнить и о пожарной каланче, она просматривается с просторов Волги, но играет более важную роль при организации панорамы Черемховской набережной (илл.17).
Заключение
Познакомившись с градостроительной структурой исторического центра Рыбинска, можно прийти к выводу - это был уникальный градостроительный организм, основанный на выверенной системе высотных доминант и фоновой рядовой застройки. Сегодня город, по существу обезглавлен: из высотных доминант остались лишь две – колокольня Спасо-Преображенского собора и вышка пожарного депо.
Более того, Рыбинск теряет и фоновую, масштабно и стилистически, организованную застройку, ту питательную среду, без которой не могут существовать отдельные значительные памятники.
Приходится сожалеть, что от былой уникальной градостроительной системы дореволюционного Рыбинска остаются лишь воспоминания и замечательные виды города на старых фотографиях. Можно согласиться с мнением одного туриста, посетившего Рыбинск, что от уникального города на Волге, со своим неповторимым видом останется лишь город, состоящий из заводских микрорайонов.
-12-
иллюстрации
1. Схема расположеня церковных приходских приходов в исторической части Рыбинска
2. План Рыбинска 1784 г.
З. И. Белоногов. Панорама Рыбинска 1850 г. ГРМ
4. Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского
Прихода.
5. Улица Крестовая. Старое фото.
6. Перспектива Крестовой улицы. Вид с колокольни
Кресто-Воздвиженского прихода
7. Проекты К. И. Росси для Рыбинска
8. «Собране фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробированных для частных строений в городах российской империи» Фасады первого альбома. 1809 г.
9. Колокольня Казанского прихода. Старое фото.
10. Перспектива Большой Казанской улицы. Старое фото.
11. Крестовая улица. В перспективе колокольня
Кресто-Воздвиженского прихода. Старое фото.
12. Кресто-Воздвиженская церковь и колокольня.
1840-1850-е годы. Старое фото.
13. Церковь Покрова. Арх. В.И. Озерецковский 1859 г.
Не сохр. Старое фото.
14 Вид на Зачерёмушную часть города. В центре-
Покровская церковь. Старое фото.
15. Спасская церковь. Арх. К.А. Тон(?)
Не сохр. Старое фото.
16. Улица Ивановская. Вид на Спасскую церковь.
Старое фото.
17. Пожарная каланча. 1911 г. Старое фото.
18. Водонапорная башня.
Е П Балагуров
Архитектурный
Ансамбль
Рыбинска
Рыбинск, 2014 г
Содержание
Предисловие………………………………………………… … 4
Архитектурный ансамбль Рыбинска…………. ……….. …5
Организация волжских берегов…………………… ……….10
Заключение………………………………….………………… 12
Иллюстрации……………………………………………….. ...13
-3-
Малые города – главные города России.
Даниил Гранин
Предисловие
В 1986 году в истории Рыбинска произошло важное событие – приказом Министерства культуры СССР он был включён в число исторических городов союзного значения*. Запоздалое, но заслуженное признание Рыбинска обусловлено двумя основными причинами: во-первых, он является одним из «классических» российских купеческих городов со своей соответствующей им инфраструктурой. Облик Рыбинска определяла архитектура ХIХ – начала ХХ веков (периода капитализма), к которой относительно недавно кардинально изменилось отношение исследователей. Во-вторых, дореволюционный Рыбинск представлял уникальную градостроительную структуру, создававшуюся поколениями известных и безымянных архитекторов и градостроителей. Не многие губернские российские города могут похвастаться количеством известных архитекторов, которые проектировали для провинциального Рыбинска. Кстати, о провинциальности. В истории российской архитектуры принято считать (делать поправки) на 20-30-летнюю запоздалость провинциальной архитектуры по отношению к столичной.
Что касается Рыбинска то это справедливо от части: на рыбинской земле (имеются в виду окрестности города) часто возводились постройки во - многом новаторские для России. Здесь уместно вспомнить редчайший памятник петровской эпохи в провинции Введенскую церковь села Красное на Волге, усадьбу «Тихвинское» - первенца классицизма в России, театральное здание В.А. Шретера, железобетонную вышку пожарной каланчи… Это касается и архитектурного ансамбля города, который состоит не из отдельных фрагментов его застройки, а включает в себя всю территорию дореволюционного города в целом (илл.1).
В 1986 году- в год включения Рыбинска в число исторических городов, автор данной работы успешно защитил дипломную работу по архитектуре Рыбинска в Ленинградском Институте живописи , скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который не потерял актуальность до нашего времени.
Данная работа – наиболее важная и интересная часть моей дипломной работы, которая будет полезной современному читателю, который познакомится с городским архитектурным ансамблем и теми многочисленными невосполнимыми утратами.
……………………………………………….
*Достаточно напомнить, что в списке исторических городов союзного значения их было всего 127, а Российскую Федерацию представляли 40 городов.
- 4 –
Архитектурный ансамбль Рыбинска
Прежде чем приступить к анализу архитектурного ансамбля и этапам его формирования необходимо отступление и рассмотреть ряд ключевых понятий, связанных с архитектурой и градостроительством.
Архитектура – это искусство строить, создавать удобную для проживания среду. Теоретиками архитектуры сформулированы основные требования к ней – это польза, прочность и красота. Когда эти требования воплощаются в возводимых зданиях и постройках, то создаётся подлинное произведение зодчества.
Под архитектурным ансамблем чаще всего подразумевают городские комплексы. Но архитектурные ансамбли могут создаваться и в сельской местности (сёла, деревни, слободы) требования те же – польза, прочность, красота. Здесь уместно ещё одно условие – гармоничное взаимоотношение с природой. Русскими мастерами это часто достигалось, и их творения становились как бы частью самой природы. Например, при строительстве своего дома, крестьянин максимально использовал природные условия, но соблюдал и другое правило – не навредить соседу.
Важной составной частью архитектурного ансамбля является вертикаль, как правило, это были храмы, точнее их ярусные колокольни. Вертикаль для российской равнины – символ утверждения на данной территории. В своё время Пётр I торопил строительство колокольни Петропавловского собора, которая была символом утверждения новой столицы России на отвоёванных у врага невских берегах. Архитектурный ансамбль подразумевает функциональное, стилистическое, масштабное и иное единство входящих в него построек.
Рыбинск. Город стал преемником Рыбной ловецкой слободы, которых было множество на необъятных просторах Волги. Подчас принято ошибочно считать, что регулярность русских городов и поселений начинается с XVIII века. Планировка многих исторических городов формировалась на протяжении веков. Средневековые сельские поселения имели также элементы регулирования, на её формирование влиял рельеф местности, расположение грунтовых и водных дорог, профессиональная направленность поселения. Расположение поселения у реки, определяло профессиональную ориентацию населения – рыболовство.
Рыбные слободы – наиболее распространённый тип русских промысловых поселений. Потребность выхода к воде, обязательное владение каждым рыбаком частью берега для развески и сушки сетей, приводила к линейной структуре расселения. Одна или две улицы, пересечённые мелкими переулками – выходами к воде, составляли основу планировки слободы. Застройка слободы делилась на центр и периферию. Центральное место занимала площадь с храмами, от неё вдоль берега вверх и вниз расходились на две основные улицы (ныне Крестовая и Большая Казанская). В середине и конце XVII в. в Рыбной слободе будут возведены в традициях ярославского зодчества Спасо-Преображенская и Казанская церкви, которые архитектурно закрепят сложившуюся планировку. Более того, в этих приходах через некоторое время будут возведены тёплые храмы – Никольский и Введенский.
-5-
Краткий экскурс в 17 век необходим для того, чтобы показать, что архитектурный ансамбль города формировался не на пустом незастроенном месте, а преемственно продолжал структуру застройки слободы, но на новых принципах своего времени. Переулки и берег Волги потребуются вскоре новым хозяевам города – купцам и предпринимателям для обустройства многочисленных причалов и пристаней.
18 век – важнейшее время в истории Рыбинска. Именно в это время слобода получает заслуженно статус города, происходит переориентация слободы–города с рыболовства на посредническую торговлю. В области градостроительства Рыбинск приобретает первый регулярный план застройки, который учитывал имеющуюся застройку, но преобразовывал ее на современных прогрессивных для данного времени принципах, оказавший определяющее значение на развитие города на многие годы.
В России в 18 веке произошло множество важных событий в различных областях государственной, экономической и культурной жизни. Не менее масштабны преобразования в области архитектуры и градостроительства. В начале века С-Петербург стал грандиозной строительной площадкой, на которой разрабатывались и внедрялись новые, неведомые для прежней России градостроительные правила и приемы. Создавались государственные ведомства и учреждения отвечавшие за подготовку архитектурных кадров для столиц и провинции, разрабатывались и внедрялись теоретические основы новой архитектуры и градостроительства выработанные на основе отечественного и зарубежного опыта. Важным событием стало учреждение и дальнейшая деятельность академии Художеств.
К концу века в столицах и провинции была огромная потребность в архитектурно строительных кадрах, ибо уже вся страна напоминала огромную строительную площадку: благодаря Реформе местного самоуправления(1775)появилось множество новых городов, которые необходимо было отстраивать или перестраивать на новых градостроительных принципах. В основе всей строительной деятельности была теория градостроительства. Основанная на эстетике классицизма. В руках архитекторов появился универсальный инструмент – ордер*. В архитектуре классицизма ордерные композиции становятся средством масштабной организации пространства здания, ансамбля и даже города.
Пространственная концепция классицистического города, в своей основе, воспринималась как материал, которому надлежало приобрести структуру, подчиненную законам ясных и стабильных геометрических форм.Уличное пространство заключалось в вытянутую по прямой линии форму параллелепипеда, длинные стороны которого должны ограничиваться плоскостями застройки. Фасады зданий должны не просто фиксировать границы
*Ордер (фр., нем, от лат. – чин, порядок, строй, ряд, разряд) – определенная художественная система стоечно–балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран и периодов в своеобразной трактовке (Рим, Ренессанс, классицизм).
-6-
улицы, но и активно взаимодействовать с ней, создавать в целом выразительную композицию. Отсюда вынос на красную линию главного дома усадьбы и особое внимание разработке уличного фасада как части ансамбля, организуемого регулярным ансамблем улицы. Как правило, начало, и конец улицы фиксировали вертикали в виде храмов и их колоколен. В фасадах зданий преобладали горизонтальные элементы (тяги, профилированные карнизы и пр.), которые в перспективном удалении визуально создавали единый карниз (своеобразные кулисы), которые завершались вертикалью (илл.5, 6. 10, 11)
Регулярный план 1784 г. ( илл.2 )
В это время Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, общегосударственном органе, созданном для руководства всей градостроительной деятельностью в России, руководил архитектор Иван Лем. Впрочем, архивы сохранили план города за подписью ярославского губернского архитектора И. Левенгагена с соответствующими разъяснениями. Привязка плана к местности и контроль над его правильной реализацией требовала от архитектора мастерства, поэтому если И. Левенгаген не являлся автором первого регулярного плана Рыбинска, то его по справедливости можно отнести к его соавторам.
На плане фортификационных целях удачно используется излучина, впадающей в Волгу реки Черёмухи, а открытые ( незащищённые ) участки обносились земляным валом и рвом с водой. Планировка улиц, переулков и площадей предусматривала органичную связь города с Волгой. Высочайший указ от 14 марта 1785 года повелел устроить «… единожды и навсегда в городе Рыбинске через реку Черёмуху каменный мост в таком возвышении, чтобы весенняя вода не затопляла его».
Строительство моста затянулось надолго и застройка запланированного моста за р. Черёмухой происходила медленно. Более того, горожане просили не принуждать их там строиться из-за весеннего разлива реки. Прошение было уважено и в 1797 году последовало Высочайшее повеление, дозволявшее им строиться на выгодном месте по Волге. В прямоугольной сетке кварталов Зачерёмушной части города нашлось место для площади с церковью, т.е. получала необходимую вертикаль, которая станет частью системы общегородских высотных доминант.