Результат 3 Классифицировать общественные здания, определять
планировочные решения, технико-экономические показатели
Входной тест:
- Сформулировать понятие «здание».
- Классифицировать здания по назначению.
- Указать назначение общественных зданий.
- Назвать примеры общественных зданий.
- Определить различия между жилыми и общественными зданиями.
Изучение данного результата позволит обучающемуся:
- Знать назначение общественных зданий;
- Классифицировать общественные здания по определённым признакам;
- Определять планировочные решения;
- Определять технико-экономические показатели.
Прочитать учебный материал, составить конспект, подготовиться к закреплению.
Тема 1 Общественные здания, их классификация
В основе проектирования общественных зданий лежит СНиП 2.08.02-85 «Общественные здания. Нормы проектирования».
Согласно СНиП общественные здания по функциональному назначению и особенностям эксплуатации делятся на:
1- специализированные;
2- универсальные.
Специализированные общественные здания не изменяют в течение всего периода эксплуатации не планировочного решения, не своего назначения.
К таким зданиям относятся школы, больницы, детские сады, вокзалы, театры и т.д.
Специализированные общественные здания подразделяются на группы,виды и подвиды.
Группа объединяет общественные здания, совпадающие по назначению.
Видобщественного здания определяет его основное функциональное назначение.
Подвид определяет функциональные особенности общественного здания.
Смотри таблицу классификации пособия, запиши в конспект один из примеров классификации общественного здания.
Универсальные общественные здания – это здания, в которых помещения в течение нескольких часов могут быть трансформированы для использования по другому назначению. К таким зданиям относятся здания спортивно-концертных комплексов, киноконцертные комплексы, дома культуры большой вместимости.
Тема 2 Планировочные решения общественных зданий. Состав
Входных узлов
Основными планировочными схемами общественных зданий являются:
1) Коридорная, наиболее распространённая, применяется в зданиях с многократно повторяющимися помещениями, равнозначными по назначению. Пример таких зданий: учебные заведения, больницы, административные здания, гостинцы и т.д.
Помещения в коридорной схеме могут располагаться по одной стороне коридора или по обе стороны.
Односторонний коридор характерен хорошей освещённостью, применяется в зданиях, когда используется для других целей. Например: в школах – для игр детей младшего возраста на перерыве, как рекреация для ожидания в учебных заведениях, поликлиниках.
Двусторонние коридоры экономичнее, устраиваются в административных зданиях, больницах. Освещённость таких коридоров обеспечивается устройством окон в торцах коридора и световых разрывов – рекреаций, через остеклённые двери помещений. Примером служит коридор нашего здания техникума.
Ширина коридора зависит от количества людей, условий эксплуатации здания. При двустороннем расположении помещений ширина коридора назначается от 1,4 до 2,8 метров; при одностороннем – от 3 до 4 метров.
2) Анфиладная схема – при непосредственном сообщении помещений между собой.
Анфилада – это ряд помещений расположенных одно за другим с проёмами по одной оси. Такая схема применяется для зданий музеев, картинных галерей, выставочных павильонов, часто эта схема применяется и в театрах.
3) Концентрическая схема - когда вокруг одного или нескольких крупных помещений группируются все остальные помещения здания. Примером таких зданий являются спортивные залы, крытые рынки, торговые центры, цирки.
4) Смешанная схема, сочетает в себе три названные схемы. Это здания театров. Где – зрительный зал (концентрическая схема), остальные помещения – фойе, буфеты и другие помещения располагаются вокруг зала по анфиладной схеме, а за зрительным залом по коридорной схеме располагаются артистические комнаты, костюмерные, режиссёрские комнаты и т.д.
Смотри рисунки 9, 10,11 пособия.
Для организации входа и выхода в общественном здании служит комплекс помещений, называемых входным узлом.
Входной узел состоит из тамбура, вестибюля, гардеробной, обслуживающих помещений, главной лестницы, примыкающей к вестибюлю.
Пример - входной узел здания техникума. Смотри рисунок 12 пособия.
Входной тамбур – небольшое проходное помещение, защищающее вестибюль от холодного воздуха при открывании наружных входных дверей.
Вестибюль – проходное помещение, куда попадает посетитель, входящий в здание. Его назначение – распределение людского потока по разным направлениям, в нём находится гардеробная.
Состав обслуживающих помещений зависит от назначения здания, это могут быть билетные кассы, регистрационные в больницах, комнаты администраторов в театрах, справочные, бюро пропусков и т.д.
Главные лестницы – это открытые широкие лестницы, красивые, иногда лестницы заменяются пандусами.
Материал для закрепления:
1 - Объяснить назначение общественных зданий.
2 - Указать виды общественных зданий по функциональному назначению.
3 - Назвать примеры специализированных общественных зданий.
4 - Назвать примеры универсальных общественных зданий.
5 - Объяснить назначение входного узла общественного здания.
Проверка степени усвоения материала:
1 - Указать различие общественных зданий специализированных и универсальных.
2 - Указать роль тамбура в составе входного узла.
3 - Указать назначение вестибюля.