Подъёмно-транспортное оборудование периодического действия
К такому оборудованию относят подвесной транспорт (тали, кошки, тележки, подвесные краны и т. п.). мостовые краны и напольный транспорт.
Подвесные краны, транспортирующие грузы массой от 0,25 до 5 т (встречаются краны грузоподъемностью до 20 т), состоят из легкого моста или несущей балки, двух- или четырех-катковых механизмов передвижения по подвесным путям и электротали, перемещающейся по нижней полке мостовой балки.
В зависимости от ширины пролета, шага несущих конструкций покрытия, грузоподъемности и требуемого числа транспортных операций по ширине пролета (или на одних и тех же путях) устанавливают один или несколько кранов. По количеству путей подвесные краны могут быть одно-, двух- и многопролетными. Управляют кранами с пола цеха (ручные краны) или из кабины, подвешенной к мосту.
Мостовые краны имеют грузоподъемность от 3 до 500 т. Чаще других применяют краны грузоподъемностью 5—30 т. В тех цехах, где краны эксплуатируются в широком диапазоне грузоподъемностей и скоростей подъема, предусматривают краны с двумя механизмами подъема. Их грузоподъемность обозначают дробным числом, например Q = 50/5 т. Числитель показывает грузоподъемность главного крюка, знаменатель — грузоподъемность вспомогательного крюка, используемого для подъема легких грузов. Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего рабочий пролет помещения, механизмов передвижения вдоль подкранового пути и передвигающейся вдоль моста тележки с механизмом подъема.
Несущий мост выполняют в виде пространственных четырехплоскостных балочных коробчатых или ферменных конструкций. Краны передвигаются по подкрановым путям, уложенным на консоли колонн; управляют ими из подвешенной к мосту кабины или с пола цеха (ручные краны). Все механизмы мостового крана приводятся в действие электромоторами, питание которых осуществляется при помощи троллейных проводов, укрепленных сбоку одной из подкрановых балок или подвешенных к нижнему поясу несущих конструкций покрытия. В первом случае расстояние между верхом крановой тележки с механизмом подъема и низом несущих конструкций покрытия предусматривают не менее 100 мм, во втором — не менее 400 мм. Грузоподъемность, габариты и основные параметры мостовых кранов, как и подвесных, определены ГОСТами.
В зависимости от продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны подразделяют на краны тяжелого режима работы (коэффициент использования 0,4 и выше), среднего (0,25—0,40) и легкого (0,15—0,25). В цехах с интенсивным технологическим процессом в одном пролете можно устанавливать два или несколько кранов, располагаемых как в одном, так и двух уровнях цеха.
В промышленных зданиях встречаются также различного рода специальные мостовые краны: консольно-поворотные, консольно-передвижные, с поворотной, тележкой, и др.
Мостовые краны и подвесное подъемно-транспортное оборудование по существу определяют объемно-планировочное и конструктивное решение промышленных зданий. Проектировщики стремятся по возможности уменьшить грузоподъемность мостовых или подвесных кранов или вообще освободить каркас здания от крановых нагрузок. В этих случаях уменьшаются сечения колонн и размеры фундаментов, отпадает необходимость в подкрановых путях, появляется возможность применить более укрупненную сетку колонн.
ПТО непрерывного действия
Технологические процессы в зданиях без кранов обслуживают напольными средствами транспорта. К ним относятся вагонетки, электрокары, конвейеры и рольганги, автомобильные краны, погрузчики с вилообразными и штыревыми захватами.