Подъемно-транспортное оборудование

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Группы можно составить из отдельных видов ТО по признаку использования в тех или иных видах производств предприятий мясной промышленности, а именно: убоя скота и разделки туш; переработки крови; переработки эндокринно-ферментного сырья; обработки кишок и кератинсодержащего сырья; производства колбасных изделий и копченостей; производства консервов; производства жиров; производства кормовых и технических продуктов.

Данная классификация способствует лучшему представлению о связи конструкции специализированного ТО с технологическим процессом производства.

Можно также классифицировать ТО по принципам воздействия, оказываемым на обрабатываемое сырье: для механического разделения сырья и мясопродуктов (отстаивания, фильтрования, сепарирования, отжима, прессования); для тепловой обработки мясопродуктов (шпарки, варки, опалки, охлаждения, копчения, пастеризации, стерилизации, деаэрации, сушки, выпаривания) и т.п.

Возможна классификация ТО по видам выполняемых технологических операций, используемых в разных видах производств: для измельчения; для перемешивания; для формования; для фасования, упаковывания и закатывания.

Работа ТО выражается техническими и технологическими параметрами, составляющими его техническую характеристику. К ним обычно относят:

- производительность, т. е. количество перерабатываемого сырья или вырабатываемой продукции в единицу времени; - потребляемую энергетическую мощность, выражаемую количеством пара, хладоносителя, электричества в единицу времени; - параметры электрической энергии (напряжение, частота, количество фаз), пара (температура, давление) и хладоносителя (вид, температура); - параметры сырья и вырабатываемой продукции; - параметры режима работы ТО и его отдельных элементов — давление, температуру, частоту вращения и др.; - габаритные размеры и массу ТО; - условия эксплуатации (характеристика производственного помещения, температура и относительная влажность воздуха).

Техническая характеристика ТО определяет его пригодность для выполнения технологической операции на конкретном предприятии.

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Подъемно-транспортное оборудование занимает важное место в работе мясокомбината и объединяет три большие группы: подвесное транспортное оборудование (подвесные пути), оборудование для напольного транспортирования и оборудование для напорного транспортирования продуктов.

2.1. ПОДВЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Подвесное транспортное оборудование предназначено для транспортирования продуктов переработки скота во время технологического процесса внутри одного цеха, передачи мясопродукции в другие цехи и на склады. Для обслуживания подвесного транспортного оборудования применяют различное подъемное оборудование.

Подвесные пути и подвесные конвейеры. Подвесное транспортное оборудование делят на два типа: подвесные пути и подвесные конвейеры. Основные конструктивные элементы подвесных путей — каркас, подвески, рельс, грузонесущий орган и стрелки. Подвесные конвейеры кроме этого имеют тяговый орган, приводную, натяжную и оборотную станции. Перемещение груза на подвесных путях может осуществляться вручную, под действием силы тяжести (наклонные пути) и при помощи других транспортных средств (электропогрузчиков, штабелеров и т. п.). На подвесных конвейерах груз перемещается тяговым органом, который получает движение от приводной станции.

Рассмотрим конструкцию элементов подвесных путей и конвейеров (рис. 2.1).

Каркас предназначен для крепления подвесок, приводной и натяжной станций и направляющих устройств. Он состоит из путевых балок, к которым крепятся подвески, и главных балок. Последние крепятся или опираются на детали строительной конструкции здания. При отсутствии каркаса подвески крепятся непосредственно к перекрытию здания — бескаркасные конвейеры.

Подвески служат для крепления рельса и передачи нагрузки от рельса к каркасу, а в бескаркасных конвейерах — к строительным конструкциям. Размеры и профиль подвесок зависят от места их установки, профиля рельса, наличия тяги и каркаса. Расстояние между подвесками принимают 0,6—0,8 м на рабочей и до 2,0 м на холостой ветви конвейеров в цехе убоя скота и разделки туш.

Рельсы служат опорой грузонесущему органу при движении груза по заданной траектории. Их изготавливают из труб (0 51 мм), полосовой стали (12x60 и 12x65 мм), уголков, двутавра, швеллера и др. Размеры сечения рельса зависят от массы груза, расстояния между подвесками, конструкции грузонесущего органа и назначения пути. Наибольшее распространение получили пути с рельсами из полосовой стали и трубчатые.

Грузонесущие органы могут быть съемными и свободно сидящими на рельсе или со встроенными в цепь роликами с грузонесущим звеном. При перемещении таких роликов не происходит перекоса цепи. Транспортирование свободно сидящих ходовых роликов цепи с толкающими пальцами ведет к перекосу ее звеньев. Это связано с эксцентричностью приложения сопротивления по отношению к тянущей цепи. Увеличение сопротивления приводит к быстрому износу деталей. Роликовые грузонесущие органы могут быть с одним или двумя роликами. Уход за ходовыми роликами заключается в их очистке, мойке, смазке и ремонте. Стрелки предназначены для перевода грузонесущего органа с одного рельса на другой при разветвлении или слиянии рельсов. Их конструкция зависит от профиля сечения рельса, направления движения (одно- или двустороннее) и способа управления (ручной, дистанционный). Основные детали стрелки — корпус, верхняя откидная плита и нижняя выдвижная плита. У откидной плиты имеется горизонтальная ось поворота и два выступающих пальца: внутренний и хвостовой. Первый выдвигает нижнюю плиту, а второй отводит ее под откидную плиту. В зависимости от направления разветвления стрелки бывают правые и левые, а в зависимости от расположения прямого участка на переводной плите стрелке присваивают номер: 1 — если прямой участок рельса несет выдвижная (нижняя) плита; 2 — если участок несет откидная (верхняя) плита; 3 — на разветвлении пути.

Тяговые органы в подвесных конвейерах — пластинчатые и сварные цепи и канаты (тросы). Пластинчатые цепи в подвесных конвейерах бывают безвтулочными (штыревыми), втулочными и втулочно-роликовыми. Пластинчатые безвтулочные цепи (сборные, двухзвеньевые) имеют накладки (верхнюю и нижнюю) для скольжения по направляющим устройствам. На нижней накладке закреплены шарнирные пальцы, которые толкают грузонесущий орган. Палец может быть закреплен наглухо и выходить или сбоку, или снизу. Расстояние между шарнирными пальцами должно быть кратно шагу цепи. Втулочные и втулочно-роликовые цепи более устойчивы и долговечны по сравнению с безвтулочными. Однако они дороже их.

Направление движения тягового органа в плоскости расположения конвейера изменяют направляющие устройства. Они состоят из звездочки (или блока) на неподвижной оси, закрепленной в корпусе. При пульсирующем движении в качестве тягового

органа используют штанги и замкнутые или разомкнутые цепи. Конструкция штанговых конвейеров не требует применения специальных подвесок для крепления подвесного пути. При горизонтальном или наклонном перемещении, а также на участках пути, пролегающих через зоны с повышенной температурой, применяют шнековые тяговые органы.

Приводная станция конвейера передает энергию от двигателя к тяговому органу с одновременным уменьшением частоты ращения двигателя и уравниванием ее с частотами вращения ведущей звездочки, блока, шнека или шатуна. Станцию устанавливают в месте наибольшего натяжения цепи или каната таким образом, чтобы ведущая звездочка тянула, а не толкала наиболее нагруженную ветвь конвейера и чтобы угол захвата звездочки цепью или канатом был не менее 130°.

Натяжная станция предназначена для натяжения тягового органа (цепи, каната и др.). Ее располагают в мест с наименьшего натяжения цепи или каната — при регулировании натяжения звездочка не должна выходить за пределы рельса, по которому перемещается цепь или канат. Она должна смещаться параллельно рабочему рельсу и направляющим цепи или каната; угол обхвата звездочки цепью или канатом должен быть равен 180°.

Оборотная станция предназначена для изменения направления движения тягового органа конвейера.

подъемно-транспортное оборудование - student2.ru

' Основные конструктивные элементы подвесных путей: а)
подвески: а — бесконвейерная для рельса из полосовой стали; б— бесконнейерная для труб-
чатого подвесного пути; в — конвейерная рабочая: 1 — балка; 2 — подвеска; 3 — рельс; г —
конвейерная холостая; д и е — подвески для специальных конвейеров по переработке мелко-
го рогатого скота и свиней; стрелки: ж — для однорельсовых путей из полосовой стали: / —
корпус; 2 — верхняя откидная плита; 3 — нижняя выдвижная плита; 4 — рельсовый путь; з —
для трубчатых путей; ходовые грузонесущие органы: » — крюк с путовой цепью для свиней и
мелкого рогатого скота; к — ролик с путовой цепью для крупного рогатого скота; л— ролик
(троллей) с крюком; м — роликовая тележка для транспортирования ковшей

2.2. НАПОЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Напольный транспорт применяют на мясокомбинатах для перевозки различной продукции в цехах предприятия и по территории. приведена классификация напольного транспорта.

Напольный транспорт:

1.стационарный

а) наличие тяги (лифты, нории ленточные, конвейеры, элеваторы, подъемники)

б) отсутствие тяги (спуски)

2. передвижной

а) наличие тяги (электротележки, электрокары, электропогрузчики, электротягачи, электроштабелеры, автопогрузчики)

б) отсутствие тяги (грузовые тележки, штабелеукладчики, рамы, вагонетки)

Конструкция транспортного средства определяется характером продукции, расстоянием между пунктами передачи и их взаимным расположением, мощностью грузопотока. Напольный транспорт можно условно разделить на стационарный и передвижной.

Стационарный напольный транспорт. Это оборудование представляет транспортные устройства, стационарно установленные в цехах предприятия. Они могут быть с тягой (электро- и гидроприводы) и без нее. К стационарному напольному транспорту относят лифты, нории, конвейеры, подъемники и спуски.

На многоэтажных мясокомбинатах для подъема и опускания грузов и людей используют лифты. Лифт состоит из кабины (клети), перемещающейся по вертикальной шахте с направляющими, расположенными по краям шахты. Кабину подвешивают на тросах (канатах), наматываемых на барабан лебедки, которая приводится 13 движение от электродвигателя через редуктор. Кабину уравновешивают противовесом, который движется в направлении, обратном движению кабины, по направляющим, расположенным сбоку шахты. У грузовых лифтов в кабинах имеются отрезки подвесных путей, что дает возможность, не снимая груз с подвесных путей (мясные туши, рамы с колбасными изделиями), подавать его непосредственно в кабину. Грузоподъемность пассажирских лифтов, применяемых на мясокомбинатах, 250—1000 кг, скорость подъема кабины 0,5—3,5 м/с, грузоподъемность грузовых лифтов 500—2000 кг, скорость подъема кабины 0,1 — 1,5 м/с.

Сыпучие материалы (кормовую муку, альбумин, шквару, костную муку) на расстояние 30—50 м транспортируют норией (вертикальный подъемник непрерывного действия).

Нория представляет собой кожух из листовой стали, в котором движется лента с ковшами. Продукцию загружают в нижней части нории, где расположена натяжная станция винтового типа. Ковши, двигаясь через загрузочный бункер, захватывают продукцию и поднимают ее к разгрузочному отверстию, где устанавливают приводную станцию.

Нории различают по способам загрузки и разгрузки. У первых продукция зачерпывается из загрузочного бункера и засыпается в ковши, у вторых — выгрузка из ковшей осуществляется под действием центробежной силы (быстроходные для транспортирования дробленой кости, кормовой муки, сухой шквары) или по действием силы тяжести самого продукта (тихоходные для транспортирования влажных и слегка слипающихся материалов Ковши прикреплены к движущейся ленте или цепи, надетой на два шкива (барабана, звездочки).

Наибольшее применение на мясокомбинатах нашли ленточные нории ТНЖ-10 и ТНЖ-14 производительностью 10—14 т высотой подъема груза 35 м, шириной ленты 150—180 мм, вместимостью одного ковша 0,85—1,5 кг.

Подъемники (пластинчатые, скребковые, винтовые, плоско чашечные, цепные и др.) предназначены для выполнения загрузочных или перегрузочных работ. Кроме подъемников применяю также специальные приспособления для опрокидывания транс портной тары, тележек, бочек и пр. Для подачи кости в дробилки используют пластинчатые погружатели; для подъема жирового сырья — скребковые или грабельные подъемники; для подъем; кусковой или измельченной продукции на небольшую высот; применяют пневмо- и гидроподъемники с опрокидывающими платформами или захватами, а также скиповые (плоско чашечные) подъемники.

Наши рекомендации