Дизайн – проект (по отраслям)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Садово-парковая беседка»

Дизайн – проект (по отраслям)

РазработалСтудентка группы СДС-314/14

Конькина Анастасия

ПринялШикалова Марина Николаевна

Преподаватель КСТ №12

Москва 2017 г.

Аннотация

Тема: «Дизайн-проект садово-парковая беседка»

Цель: Разработать дизайн-проект садово-парковых беседок.

Задачи:

• Изучить основные функции садово-парковой беседки, ознакомиться с примерами садово-парковой беседки как массового производства, так и эксклюзивными для большего понимания задачи ;

• Выполнить зарисовки аналогов арт-объектов и садово-парковых беседок;

• Изучить современный рынок строительных и отделочных материалов;

• Выполнить проект художественного оформления садово-парковой беседки;

• Подобрать материал для создания садово-парковой беседки;

• Выполнить расчет стоимости проекта;

• Выполнить графическую часть на планшете 100х100см

Актуальность

Беседки на ровне с парками и садами, являются очень важными местами культурного отдыха для города, и должно быть общедоступны для людей. Так же не мало важным фактором является чистота и состояние садово-парковых беседок.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

• I. Научно-исследовательский раздел…………………………………………

1.1 История развития ландшафтного дизайна…………………………………

1.2 Понятие стиля садово-парковой беседки………………………………………..

1.3 Развитие стиля садово-парковой беседки…………………………………………………………………………

• II. Проектно-композиционный раздел……………………………………

2.1 Объект проектирования……………………………………………………

2.2 Художественно-копозиционное решение………………………………….

2.3 Проектно-конструкторское решение………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта:

«Садово-парковая беседка» состоит из текстового материала, включающего в себя введение, три раздела: Научно-исследовательский, проектно- композиционный и, а так - же заключение и приложение.

Беседка - это декоративная по­стройка с застекленными окнами и дверью, имеющая привлекатель­ный внешний вид. Беседки служат украшением сада, тихим местом уединенного отдыха и любования природой. Для беседки одинаково важны удобное расположение, кра­сивая конструкция и отделка. Бельведеры по назначению подобны бе­седкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет.

Для строительства беседок из де­рева используют сосну, ель или древесину. Форма и размер беседки зависят от вкусов и пристрастий, со­става семьи и целей, для которых данное сооружение предназначено. Существует два основных типа бе­седок — беседка для отдыха и бе­седка-комната. Последняя отличает­ся меньшим количеством окон и от­крытой верандой. Такие «комнаты в саду» используют как летнюю чи­тальню или как местообиталище не­людимого или слишком занятого члена семьи, которому необходимо сосредоточиться и поработать в одиночестве. Беседка для отдыха меньше по размерам и. почти полностью застеклена. Беседки для отдыха можно сделать в виде сель­ского домика, шале, китайской бе­седки, и, если позволяет площадь участка, сделать перед входом не­большое патио. Самый популярный и практичный вид беседки — с дву­скатной крышей и застекленными окнами, ее действительно хочется заставить мебелью.

I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

Краткий обзор истории возникновения и развития ландшафтного дизайна (начало)

Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).

Ассиро-Вавилония

Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н. э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имеюли вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.

В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты . Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Египет

В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:

• Регулярный план с использованием симметрии;

• Использование замкнутых композиций;

• Главная часть сада – водоемы;

• Использование ритма;

• Аллеи и рядовые посадки.

• В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.

Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Эллада

В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.

Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.

Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Древний Рим

Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.

Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной – малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада – пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения – беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.

Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов – это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада – японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Средневековая Европа

Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.

В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени – это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:

• Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;

• Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;

• Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием – боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений

• Большое значение придается колористике сада, игра цветами;

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Франция, 17 век

Появляются сады выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры – бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.

Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Англия, 18 век

В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.

Основа английского сада – это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки -криволинейные, пруды – с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои законы построения – обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Выбор стиля беседки.

Согласно классификации ландшафтного дизайна беседки причислены к формам малой архитектуры. В эту же категорию отнесены мостики, перголы, заборы, светильники, скамейки, дорожки и прочие неживые, но художественно осмысленные и гармонично вписанные элементы садового дизайна.

Перед началом проектирования беседки специалисты рекомендуют учитывать архитектуру дома, стилистику сада и функциональную нагрузку. Именно эти основные аспекты диктуют формы, стиль, принцип конструкции и материалы. При основательном подходе беседка становится великолепным, гармоничным, но примечательным дополнением для вашего сада.

Учет стиля ландшафта.

Парковые беседки отлично вливаются в любой садовый стиль: как в классический регулярный, так и в свободный пейзажный. На пространстве регулярного сада кованная ажурная беседка использовалась в качестве отличного способа замкнуть перспективу. Расположение беседки в фокальной точке позволяло не только достичь завершенности пейзажного образа со стороны, но и широкого угла обзора изнутри.

На пространствах больших парков в классическом стиле допустимо по парное расположение архитектурных сооружений. Повторяющиеся элементы подчеркивали регулярность ландшафта.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Известных английских парках пейзажного стиля мелкие архитектурные сооружения создавались как неотъемлемое дополнение, продолжение пейзажа. Так, запечатленные на полотнах художников, римские развалины превращались в загадочно-романтичные беседки-руины, на фоне густой зелени возвышались белоснежные колонны античных храмов, а в отдаленных живописных уголках были затеряны беседки-хижины.

В пейзажном ландшафте находят место вкрапления восточной экзотики (пагоды, беседки и мостики в китайском стиле). Особого таинства придают готические мотивы («капризы»). В укромном уголке всегда найдется место для романтичной беседки-перголы.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Перед ландшафтоустраителями всегда стоит непростая задача по разработке внешнего облика и конструкций беседок. Необходимо позаботиться не только об эстетической красоте сооружения при учете нагрузки на несущие элементы, но и о сочетаемости его образа с местным ландшафтом, грамотном выборе местоположения и др. Для сохранения единства архитектурного ансамбля требовалось использование таких же строительных материалов, что и для доминирующих построек. Строгое соответствие касалось и оформления: элементов декора, графических и цветовых решений.

Выдержка таких основных правил, применимых при проектировании исторических садово-парковых ансамблей, остается справедливой и для скромных по размерам современных загородных участков.

Учет архитектуры здания.

В процессе разработки плана участка необходимо достичь гармонии элементов садовой композиции. Они должны безукоризненно сочетаться в обобщенном художественном замысле. Большие и малые архитектурные сооружения должны объединяться в единый ансамбль. Для достижения этого необходимо строго выдерживать стилистику садового дизайна, продиктованную архитектурой дома.

Если дом возведен в классическом стиле, то достоверность образа подчеркнут ротонды в сочетании с иными малыми архитектурными формами (фонтанами, чашами на постаментах, скульптурами). Дом в стиле модерн гармонично дополняют кованые беседки, декорированные растительным орнаментом.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Под стать дому в стиле минимализма, у которого основными материалами выступают металл, стекло, а также бетон, будет кубическая стеклянная беседка. В сельской местности предпочтителен деревенский стиль, в котором основным строительным материалом является деревянный сруб.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Большинство наших простых деревянных либо кирпичных домов на садово-огородных участках не наделены определенным стилем. В данном случае его может диктовать беседка и другие малые формы архитектуры. Необходимо постараться скомпоновать их в едином стиле между собой. Для того чтобы образ сада перекликался с образом основного строения, требуется использование идентичных материалов в той же цветовой гамме.

Однако в большинстве случаев стилистическое решение доминирующего строения – дома – требует старательного подбора дизайнерских элементов и аксессуаров для сада. В противном случае воплощение целостной композиции маловероятно. Для удобства определения стилевого решения беседки ниже представлены описания наиболее популярных в современности архитектурных направлений. Этот перечень может быть значительно расширен с учетом индивидуальных требований, функциональной нагрузки и др. нюансов.

Стили беседок (начало)

Парковые беседки всегда мирно уживались с любыми садовыми стилями: и с геометрически правильным регулярным, и со свободным пейзажным. В регулярном саду ажурная кованая беседка была хорошим способом замкнуть перспективу, создать фокальную точку в таком месте, куда упираются оси сада. В свою очередь, сидя в беседке, эту ось можно было рассматривать в обратном направлении. Беседку также располагали в центральной точке лучевой композиции. Большой регулярный парк украшали несколькими симметрично расставленными беседками: парные или повторяющиеся архитектурные сооружения усиливали ощущение регулярности.

В отличие от регулярных парков, в лучших пейзажных парках в английском стиле детали и парковые строения продумывались и создавались как части нарисованного на картине пейзажа. Римские развалины с полотен художников превращались в романтические беседки-руины, среди густой зелени были видны белоснежные античные храмы или живописные беседки-хижины. С пейзажным парком сочетались и малые архитектурные формы в виде вкраплений восточной экзотики (беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском стиле) либо готические мотивы. Созданные мастерами английского парка пейзажи выглядели как бы сошедшими с живописного полотна.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Ландшафтоустроители подходили к разработке форм и конструкций беседок очень ответственно. Ведь в этом непростом деле нужно было не только думать о пропорциях и красоте построек, но и учитывать нагрузки на солидные инженерные сооружения. Стараясь сохранить единство всего архитектурного ансамбля, при постройке беседок их создатели выбирали материал, хорошо сочетающийся с другими архитектурными элементами. В оформлении использовали те же элементы декора, которые применяли при отделке дворцовых построек. Это касалось также цветовых и графических решений беседок.

Основные требования, применявшиеся к стилю беседок в больших садово-парковых комплексах, остаются верны и для более скромных по размерам загородных участков. При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в одном стиле, который обычно во многом определяется архитектурой дома.

Так, к дому в стиле модерн подходят кованые беседки с элементами растительного орнамента. Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают ротонды, которые отлично сочетаются с другими малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др. Дом из металла, стекла и бетона в стиле минимализма потребует размещения в саду простых форм, например, беседки в виде куба или параллелепипеда с плоской крышей. В сельской местности на участке с деревянным домом при строительстве беседки желательно придерживаться деревенского стиля.

Многие наши простые деревянные или кирпичные дома на участках не имеют определенного архитектурного стиля. В таких случаях исправить положение помогают малые архитектурные формы. Именно они, будучи подобраны в едином стиле и выполнены из материалов, которые применены при отделке дома, способны объединить все элементы садового дизайна. От того, насколько продумана стилистика малых архитектурных форм, в том числе и беседки, во многом зависит благоприятное впечатление от сада.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

В любом случае, стилистическое решение главной доминанты на участке – дома – требует тщательного подбора элементов садового дизайна и аксессуаров. Иначе целостной композиции в саду не получится. Ниже мы перечислили несколько наиболее популярных стилей, в которых может быть решена садовая беседка. Их можно перечислять еще и еще. Но прежде чем остановиться на чем-то конкретном, определитесь, как вы планируете использовать беседку. Русское чаепитие и японская чайная церемония – это совершенно разные вещи, а уж если любимое времяпрепровождение вашей семьи и гостей – шашлыки или барбекю, то надо не стесняться этого, а подобрать что-то подходящее именно для такой цели. В отличие от скупого минимализма беседки в японском стиле для этого гораздо более уместна летняя кухня-столовая в деревенском русском стиле.

Стили беседок (продолжение)

Стиль «Дворянская усадьба»

Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают беседки-ротонды.

Ротонда (от итал. rotonda – круглая) – круглое в плане сооружение с каменными или деревянными колоннами, увенчанное куполом. В древности такой тип построек имел религиозное назначение (храм, мавзолей). Парковые павильоны и беседки с куполообразной крышей появляются с XVIII в.

Часто в пейзажных парках ротонду располагали на возвышенном месте. Но немало случаев, когда постройку возводили и на плоских участках в дальних уголках парка. Колонны, цоколь, лестницу и основание для купола обычно отделывали белым материалом, полусферическую кровлю окрашивали в такой же цвет, что и крыши основных дворцовых построек. Чаще всего парковые ротонды строили с шестью колоннами.

В русской усадьбе ротонда подчеркивает стилевое единство с другими постройками, отлично сочетаясь с малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др.

Деревенский стиль

Деревенский, или сельский, стиль – один из самых распространенных стилей, символ загородной жизни. Понятие «деревня» в каждой стране свое, но это всегда натуральные материалы, простые формы, функциональность, лиричность, некоторое простодушие. Деревенский стиль предполагает дощатые полы, простую кирпичную печь, самодельную мебель и старинные предметы крестьянского быта. Любимый многими стиль кантри очень хорош на природе, он помогает создать неповторимый уют и по-настоящему домашнюю атмосферу.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Бревенчатый сруб, неотесанные стволы вместо опор, горбыль и куски коры в оформлении стен и крыши – прекрасный вариант для открытой беседки в природном или сельском саду. Не менее оригинально и неожиданно будет смотреться беседка с плетеными из ивовых прутьев стенами и соломенной крышей. Для деревенского стиля сада идеально подойдут крыши из порой самых неожиданных материалов: старой коры деревьев, камышового тростника, соломы, хвороста. А чтобы такая крыша была надежной во время дождя, первоначально ее покрывают рубероидом.

Беседка в русском стиле всегда деревянная (лучше всего из оцилиндрованного бруса) со стилизованной русской печью с ухватами, глиняными кувшинами и чугунками, полами из дерева или иногда из натурального камня. Поддержат атмосферу русской деревни вышитые белые скатерти и занавески, полосатые тканые половики на полу. К месту будут деревянные лавки вдоль стен, старый самовар, утюг с углями, ушат. Основное правило подбора аксессуаров – «лучше меньше, да лучше». Украшения для беседки должны делать ее более интересной и стильной, а не создавать ощущение склада ненужных вещей. Иногда достаточно одной небольшой детали, чтобы усилить выбранную стилистику.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Другим вариантом беседки в деревенском стиле может стать «хижина отшельника». Она идеально впишется в заросший уголок природного сада. Такая беседка может иметь вполне цивилизованный вид, а ее главным украшением станет стильная соломенная крыша. А можно возвести настоящее «бунгало» или «хижину Робинзона». Для ее возведения лучше использовать не очень ровные стволы молодых деревьев, украшенные сучками. Единственное, что нужно предварительно сделать, – это снять с них кору и обработать стволы составом, защищающим от гниения. Связывать детали постройки можно с помощью веревок (для подстраховки используя еще и шурупы). Основу крыши сделайте дощатой, а сверху покройте пучками тростника или камыша. Тростник делят на небольшие охапки, связывают в пучки, прочно перевязав у основания, и укладывают наподобие черепицы, начиная с нижнего ряда.

Модерн

К дому в стиле модерн подходят изысканные кованые беседки с элементами растительного орнамента. К сожалению постройки в стиле модерн в российских садах встречаются крайне редко.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Период модерна длился чуть более двадцати лет, но был так ярок, что интерес к нему не утрачен до сих пор. Стиль модерн, естественный и утонченный одновременно, отличает отказ от прямых линий в пользу более естественных природных очертаний и текучих форм, активное использование стилизованных цветков и листьев, силуэтов животных и птиц, стрекоз и бабочек, моллюсков, медуз, морских звезд. Цвета модерна чистые и выразительные, яркие, но естественных умеренных тонов. Особое внимание уделяется контрасту фактур.

Модерн создает одновременно эстетически красивые и функциональные сооружения, самую прозаическую вещь он превращает в предмет искусства. Не удивительно, что художественно оформляются все конструктивные элементы беседки в таком стиле: ступени, столбы, крыша. Внимание уделяется не только внешнему виду беседки, но и ее интерьеру, в котором преобладает стилизованный растительный орнамент, активно используются стекло и художественная ковка.

Стили беседок (продолжение)

Китайский стиль

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Китайские садовые беседки воздушны, легки и изящны, у них нет стен. Традиционные конструкции китайских беседок – шести- или восьмигранные. Восемь граней означают стороны света, а шесть соответствуют особым символам из знаменитой «Книги перемен». Причудливые крыши китайских беседок имеют красиво изогнутые края, создающие впечатление, что конструкция как бы подвешена за края к небу.

Китайские беседки всегда были яркие, обильно расписанные изображениями людей и животных. В ювелирной обработке архитектурных деталей обычно в полной мере проявлялись ремесленные навыки мастеров. Колонны, на которых лежит крыша, обычно окрашены красным или черным лаком, предохраняющим дерево от порчи. Высокие и большие, изогнутые крыши покрыты желтой, зеленой или синей черепицей. Потолка в собственном смысле слова нет, потолочные перекрытия украшены многоцветным орнаментом.

Уникальность беседки в китайском стиле состоит в том, что ее экзотические формы, как это ни парадоксально, «разрешается» вписывать практически в любой ландшафтный дизайн сада. Другими словами, она не является исключительным атрибутом сада в китайском стиле, а выступает, как правило, в качестве «каприза», т.е. забавного, экстравагантного сооружения, воздвигаемого владельцем как способ эстетического самовыражения или чтобы поразить своих гостей.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Такая необычная трактовка малых архитектурных форм в китайском стиле, рассматривающая их как некие самодостаточные экзотические «вкрапления», которые можно использовать в отрыве от китайского садово-паркового искусства, уходит корнями в прошлое и заслуживает чуть более подробного рассмотрения. Она связана с популярным в XVIII веке направлением в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, в оформлении садово-парковых ансамблей, получившем название шинуазри́ или шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно «китайщина». Шинуазри заключалось в широком использовании мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства, ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

Из далеких поездок европейские купцы привозили новые впечатления об экзотических странах. Привезенные из далекого Китая рассказы путешественников о чудесных садах императоров, где были воссозданы в объеме написанные на свитках виды гор и лесов, в свою очередь оказали действие на воображение архитекторов ландшафтов. Но привезенная на европейскую почву идея китайского сада утрачивала свой восточный смысл и становилась театральной декорацией, иллюстрацией к восточной сказке.

На фоне этого увлечения Востоком «китайская тема» стала востребована во многих областях искусства и быта (например, мода на фарфор). В Европе возникает культура чаепития, а с ней в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхольмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы. В 1759 г. по приказу английской принцессы Августы близ Лондона был разбит Королевский ботанический сад Кью площадью 3,5 га. В его парке Ланселот Браун создал экзотический жасминовый сад, сад бамбуков и долину рододендронов. В 1762 г. архитектор Уильям Чамберс построил в Кью бутафорскую 50-метровую китайскую пагоду. В «английских парках», вдохновителями которых были сады китайских императоров, часто создавались участки в «восточном» стиле. В конечном итоге в классическом «английском саду» «восточный» участок стал такой же обязательной частью, как боскет или узорный партер во «французском парке». А так как ни один китайский сад не обходился без архитектурных сооружений, зодчие стали копировать в основном беседки и мосты.

Увлечение «китайщиной» сыграло важную роль при становлении садово-паркового искусства в России. Особенно ярко оно проявилось при создании парков в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Умани и других местах. Под руководством архитектора Антонио Ринальди в Ораниенбауме в 1762–1768 годах был создан великолепный Китайский дворец, уникальность которого состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры.

Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню. Комплекс «китайских» сооружений Царского Села включал: Китайский театр, Крестовый мост, павильон Большой каприз, Скрипучую беседку, два железных моста через канал и Китайскую деревню, которая была главным звеном «китайского» ансамбля.

Японский стиль

В отличие от китайской беседки, встречающейся в садах, которые могут не иметь других черт китайского садово-паркового искусства, японский домик для чайных церемоний невозможно представить вне ландшафтного контекста сада в японском стиле. Устройство «тясицу» (чайного домика) и процедура чайной церемонии отражают основные идеи дзэн-буддизма, на которых покоятся и основные приципы японского ландшафтного искусства.

Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» – естественности и простоты. В отличие от китайских беседок, японские чайные домики обычно лаконичны и без ярких деталей. Чайному домику специально придавали вид простого крестьянского дома под соломенной крышей или бедной хижины восточного мудреца, где, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводили чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности.

Дизайн – проект (по отраслям) - student2.ru

Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась ещё на подступах к тясицу. С давних времен тясицу окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент вс

Наши рекомендации