Дизайн – проект (по отраслям)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Садово-парковая беседка»
Дизайн – проект (по отраслям)
РазработалСтудентка группы СДС-314/14
Конькина Анастасия
ПринялШикалова Марина Николаевна
Преподаватель КСТ №12
Москва 2017 г.
Аннотация
Тема: «Дизайн-проект садово-парковая беседка»
Цель: Разработать дизайн-проект садово-парковых беседок.
Задачи:
• Изучить основные функции садово-парковой беседки, ознакомиться с примерами садово-парковой беседки как массового производства, так и эксклюзивными для большего понимания задачи ;
• Выполнить зарисовки аналогов арт-объектов и садово-парковых беседок;
• Изучить современный рынок строительных и отделочных материалов;
• Выполнить проект художественного оформления садово-парковой беседки;
• Подобрать материал для создания садово-парковой беседки;
• Выполнить расчет стоимости проекта;
• Выполнить графическую часть на планшете 100х100см
Актуальность
Беседки на ровне с парками и садами, являются очень важными местами культурного отдыха для города, и должно быть общедоступны для людей. Так же не мало важным фактором является чистота и состояние садово-парковых беседок.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
• I. Научно-исследовательский раздел…………………………………………
1.1 История развития ландшафтного дизайна…………………………………
1.2 Понятие стиля садово-парковой беседки………………………………………..
1.3 Развитие стиля садово-парковой беседки…………………………………………………………………………
• II. Проектно-композиционный раздел……………………………………
2.1 Объект проектирования……………………………………………………
2.2 Художественно-копозиционное решение………………………………….
2.3 Проектно-конструкторское решение………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема проекта:
«Садово-парковая беседка» состоит из текстового материала, включающего в себя введение, три раздела: Научно-исследовательский, проектно- композиционный и, а так - же заключение и приложение.
Беседка - это декоративная постройка с застекленными окнами и дверью, имеющая привлекательный внешний вид. Беседки служат украшением сада, тихим местом уединенного отдыха и любования природой. Для беседки одинаково важны удобное расположение, красивая конструкция и отделка. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет.
Для строительства беседок из дерева используют сосну, ель или древесину. Форма и размер беседки зависят от вкусов и пристрастий, состава семьи и целей, для которых данное сооружение предназначено. Существует два основных типа беседок — беседка для отдыха и беседка-комната. Последняя отличается меньшим количеством окон и открытой верандой. Такие «комнаты в саду» используют как летнюю читальню или как местообиталище нелюдимого или слишком занятого члена семьи, которому необходимо сосредоточиться и поработать в одиночестве. Беседка для отдыха меньше по размерам и. почти полностью застеклена. Беседки для отдыха можно сделать в виде сельского домика, шале, китайской беседки, и, если позволяет площадь участка, сделать перед входом небольшое патио. Самый популярный и практичный вид беседки — с двускатной крышей и застекленными окнами, ее действительно хочется заставить мебелью.
I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
Краткий обзор истории возникновения и развития ландшафтного дизайна (начало)
Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).
Ассиро-Вавилония
Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н. э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имеюли вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.
В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты . Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.
Египет
В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:
• Регулярный план с использованием симметрии;
• Использование замкнутых композиций;
• Главная часть сада – водоемы;
• Использование ритма;
• Аллеи и рядовые посадки.
• В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.
Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.
Эллада
В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.
Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.
Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.
Древний Рим
Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.
Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.
Китай и Япония
Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.
Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной – малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада – пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения – беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.
Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов – это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада – японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.
Средневековая Европа
Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.
В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.
Эпоха Ренессанса
Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени – это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:
• Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;
• Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;
• Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием – боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений
• Большое значение придается колористике сада, игра цветами;
Франция, 17 век
Появляются сады выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры – бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.
Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.
Англия, 18 век
В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.
Основа английского сада – это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки -криволинейные, пруды – с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.
Пейзажный парк имеет свои законы построения – обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.
Выбор стиля беседки.
Согласно классификации ландшафтного дизайна беседки причислены к формам малой архитектуры. В эту же категорию отнесены мостики, перголы, заборы, светильники, скамейки, дорожки и прочие неживые, но художественно осмысленные и гармонично вписанные элементы садового дизайна.
Перед началом проектирования беседки специалисты рекомендуют учитывать архитектуру дома, стилистику сада и функциональную нагрузку. Именно эти основные аспекты диктуют формы, стиль, принцип конструкции и материалы. При основательном подходе беседка становится великолепным, гармоничным, но примечательным дополнением для вашего сада.
Учет стиля ландшафта.
Парковые беседки отлично вливаются в любой садовый стиль: как в классический регулярный, так и в свободный пейзажный. На пространстве регулярного сада кованная ажурная беседка использовалась в качестве отличного способа замкнуть перспективу. Расположение беседки в фокальной точке позволяло не только достичь завершенности пейзажного образа со стороны, но и широкого угла обзора изнутри.
На пространствах больших парков в классическом стиле допустимо по парное расположение архитектурных сооружений. Повторяющиеся элементы подчеркивали регулярность ландшафта.
Известных английских парках пейзажного стиля мелкие архитектурные сооружения создавались как неотъемлемое дополнение, продолжение пейзажа. Так, запечатленные на полотнах художников, римские развалины превращались в загадочно-романтичные беседки-руины, на фоне густой зелени возвышались белоснежные колонны античных храмов, а в отдаленных живописных уголках были затеряны беседки-хижины.
В пейзажном ландшафте находят место вкрапления восточной экзотики (пагоды, беседки и мостики в китайском стиле). Особого таинства придают готические мотивы («капризы»). В укромном уголке всегда найдется место для романтичной беседки-перголы.
Перед ландшафтоустраителями всегда стоит непростая задача по разработке внешнего облика и конструкций беседок. Необходимо позаботиться не только об эстетической красоте сооружения при учете нагрузки на несущие элементы, но и о сочетаемости его образа с местным ландшафтом, грамотном выборе местоположения и др. Для сохранения единства архитектурного ансамбля требовалось использование таких же строительных материалов, что и для доминирующих построек. Строгое соответствие касалось и оформления: элементов декора, графических и цветовых решений.
Выдержка таких основных правил, применимых при проектировании исторических садово-парковых ансамблей, остается справедливой и для скромных по размерам современных загородных участков.
Учет архитектуры здания.
В процессе разработки плана участка необходимо достичь гармонии элементов садовой композиции. Они должны безукоризненно сочетаться в обобщенном художественном замысле. Большие и малые архитектурные сооружения должны объединяться в единый ансамбль. Для достижения этого необходимо строго выдерживать стилистику садового дизайна, продиктованную архитектурой дома.
Если дом возведен в классическом стиле, то достоверность образа подчеркнут ротонды в сочетании с иными малыми архитектурными формами (фонтанами, чашами на постаментах, скульптурами). Дом в стиле модерн гармонично дополняют кованые беседки, декорированные растительным орнаментом.
Под стать дому в стиле минимализма, у которого основными материалами выступают металл, стекло, а также бетон, будет кубическая стеклянная беседка. В сельской местности предпочтителен деревенский стиль, в котором основным строительным материалом является деревянный сруб.
Большинство наших простых деревянных либо кирпичных домов на садово-огородных участках не наделены определенным стилем. В данном случае его может диктовать беседка и другие малые формы архитектуры. Необходимо постараться скомпоновать их в едином стиле между собой. Для того чтобы образ сада перекликался с образом основного строения, требуется использование идентичных материалов в той же цветовой гамме.
Однако в большинстве случаев стилистическое решение доминирующего строения – дома – требует старательного подбора дизайнерских элементов и аксессуаров для сада. В противном случае воплощение целостной композиции маловероятно. Для удобства определения стилевого решения беседки ниже представлены описания наиболее популярных в современности архитектурных направлений. Этот перечень может быть значительно расширен с учетом индивидуальных требований, функциональной нагрузки и др. нюансов.
Стили беседок (начало)
Парковые беседки всегда мирно уживались с любыми садовыми стилями: и с геометрически правильным регулярным, и со свободным пейзажным. В регулярном саду ажурная кованая беседка была хорошим способом замкнуть перспективу, создать фокальную точку в таком месте, куда упираются оси сада. В свою очередь, сидя в беседке, эту ось можно было рассматривать в обратном направлении. Беседку также располагали в центральной точке лучевой композиции. Большой регулярный парк украшали несколькими симметрично расставленными беседками: парные или повторяющиеся архитектурные сооружения усиливали ощущение регулярности.
В отличие от регулярных парков, в лучших пейзажных парках в английском стиле детали и парковые строения продумывались и создавались как части нарисованного на картине пейзажа. Римские развалины с полотен художников превращались в романтические беседки-руины, среди густой зелени были видны белоснежные античные храмы или живописные беседки-хижины. С пейзажным парком сочетались и малые архитектурные формы в виде вкраплений восточной экзотики (беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском стиле) либо готические мотивы. Созданные мастерами английского парка пейзажи выглядели как бы сошедшими с живописного полотна.
Ландшафтоустроители подходили к разработке форм и конструкций беседок очень ответственно. Ведь в этом непростом деле нужно было не только думать о пропорциях и красоте построек, но и учитывать нагрузки на солидные инженерные сооружения. Стараясь сохранить единство всего архитектурного ансамбля, при постройке беседок их создатели выбирали материал, хорошо сочетающийся с другими архитектурными элементами. В оформлении использовали те же элементы декора, которые применяли при отделке дворцовых построек. Это касалось также цветовых и графических решений беседок.
Основные требования, применявшиеся к стилю беседок в больших садово-парковых комплексах, остаются верны и для более скромных по размерам загородных участков. При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в одном стиле, который обычно во многом определяется архитектурой дома.
Так, к дому в стиле модерн подходят кованые беседки с элементами растительного орнамента. Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают ротонды, которые отлично сочетаются с другими малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др. Дом из металла, стекла и бетона в стиле минимализма потребует размещения в саду простых форм, например, беседки в виде куба или параллелепипеда с плоской крышей. В сельской местности на участке с деревянным домом при строительстве беседки желательно придерживаться деревенского стиля.
Многие наши простые деревянные или кирпичные дома на участках не имеют определенного архитектурного стиля. В таких случаях исправить положение помогают малые архитектурные формы. Именно они, будучи подобраны в едином стиле и выполнены из материалов, которые применены при отделке дома, способны объединить все элементы садового дизайна. От того, насколько продумана стилистика малых архитектурных форм, в том числе и беседки, во многом зависит благоприятное впечатление от сада.
В любом случае, стилистическое решение главной доминанты на участке – дома – требует тщательного подбора элементов садового дизайна и аксессуаров. Иначе целостной композиции в саду не получится. Ниже мы перечислили несколько наиболее популярных стилей, в которых может быть решена садовая беседка. Их можно перечислять еще и еще. Но прежде чем остановиться на чем-то конкретном, определитесь, как вы планируете использовать беседку. Русское чаепитие и японская чайная церемония – это совершенно разные вещи, а уж если любимое времяпрепровождение вашей семьи и гостей – шашлыки или барбекю, то надо не стесняться этого, а подобрать что-то подходящее именно для такой цели. В отличие от скупого минимализма беседки в японском стиле для этого гораздо более уместна летняя кухня-столовая в деревенском русском стиле.
Стили беседок (продолжение)
Стиль «Дворянская усадьба»
Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают беседки-ротонды.
Ротонда (от итал. rotonda – круглая) – круглое в плане сооружение с каменными или деревянными колоннами, увенчанное куполом. В древности такой тип построек имел религиозное назначение (храм, мавзолей). Парковые павильоны и беседки с куполообразной крышей появляются с XVIII в.
Часто в пейзажных парках ротонду располагали на возвышенном месте. Но немало случаев, когда постройку возводили и на плоских участках в дальних уголках парка. Колонны, цоколь, лестницу и основание для купола обычно отделывали белым материалом, полусферическую кровлю окрашивали в такой же цвет, что и крыши основных дворцовых построек. Чаще всего парковые ротонды строили с шестью колоннами.
В русской усадьбе ротонда подчеркивает стилевое единство с другими постройками, отлично сочетаясь с малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др.
Деревенский стиль
Деревенский, или сельский, стиль – один из самых распространенных стилей, символ загородной жизни. Понятие «деревня» в каждой стране свое, но это всегда натуральные материалы, простые формы, функциональность, лиричность, некоторое простодушие. Деревенский стиль предполагает дощатые полы, простую кирпичную печь, самодельную мебель и старинные предметы крестьянского быта. Любимый многими стиль кантри очень хорош на природе, он помогает создать неповторимый уют и по-настоящему домашнюю атмосферу.
Бревенчатый сруб, неотесанные стволы вместо опор, горбыль и куски коры в оформлении стен и крыши – прекрасный вариант для открытой беседки в природном или сельском саду. Не менее оригинально и неожиданно будет смотреться беседка с плетеными из ивовых прутьев стенами и соломенной крышей. Для деревенского стиля сада идеально подойдут крыши из порой самых неожиданных материалов: старой коры деревьев, камышового тростника, соломы, хвороста. А чтобы такая крыша была надежной во время дождя, первоначально ее покрывают рубероидом.
Беседка в русском стиле всегда деревянная (лучше всего из оцилиндрованного бруса) со стилизованной русской печью с ухватами, глиняными кувшинами и чугунками, полами из дерева или иногда из натурального камня. Поддержат атмосферу русской деревни вышитые белые скатерти и занавески, полосатые тканые половики на полу. К месту будут деревянные лавки вдоль стен, старый самовар, утюг с углями, ушат. Основное правило подбора аксессуаров – «лучше меньше, да лучше». Украшения для беседки должны делать ее более интересной и стильной, а не создавать ощущение склада ненужных вещей. Иногда достаточно одной небольшой детали, чтобы усилить выбранную стилистику.
Другим вариантом беседки в деревенском стиле может стать «хижина отшельника». Она идеально впишется в заросший уголок природного сада. Такая беседка может иметь вполне цивилизованный вид, а ее главным украшением станет стильная соломенная крыша. А можно возвести настоящее «бунгало» или «хижину Робинзона». Для ее возведения лучше использовать не очень ровные стволы молодых деревьев, украшенные сучками. Единственное, что нужно предварительно сделать, – это снять с них кору и обработать стволы составом, защищающим от гниения. Связывать детали постройки можно с помощью веревок (для подстраховки используя еще и шурупы). Основу крыши сделайте дощатой, а сверху покройте пучками тростника или камыша. Тростник делят на небольшие охапки, связывают в пучки, прочно перевязав у основания, и укладывают наподобие черепицы, начиная с нижнего ряда.
Модерн
К дому в стиле модерн подходят изысканные кованые беседки с элементами растительного орнамента. К сожалению постройки в стиле модерн в российских садах встречаются крайне редко.
Период модерна длился чуть более двадцати лет, но был так ярок, что интерес к нему не утрачен до сих пор. Стиль модерн, естественный и утонченный одновременно, отличает отказ от прямых линий в пользу более естественных природных очертаний и текучих форм, активное использование стилизованных цветков и листьев, силуэтов животных и птиц, стрекоз и бабочек, моллюсков, медуз, морских звезд. Цвета модерна чистые и выразительные, яркие, но естественных умеренных тонов. Особое внимание уделяется контрасту фактур.
Модерн создает одновременно эстетически красивые и функциональные сооружения, самую прозаическую вещь он превращает в предмет искусства. Не удивительно, что художественно оформляются все конструктивные элементы беседки в таком стиле: ступени, столбы, крыша. Внимание уделяется не только внешнему виду беседки, но и ее интерьеру, в котором преобладает стилизованный растительный орнамент, активно используются стекло и художественная ковка.
Стили беседок (продолжение)
Китайский стиль
Китайские садовые беседки воздушны, легки и изящны, у них нет стен. Традиционные конструкции китайских беседок – шести- или восьмигранные. Восемь граней означают стороны света, а шесть соответствуют особым символам из знаменитой «Книги перемен». Причудливые крыши китайских беседок имеют красиво изогнутые края, создающие впечатление, что конструкция как бы подвешена за края к небу.
Китайские беседки всегда были яркие, обильно расписанные изображениями людей и животных. В ювелирной обработке архитектурных деталей обычно в полной мере проявлялись ремесленные навыки мастеров. Колонны, на которых лежит крыша, обычно окрашены красным или черным лаком, предохраняющим дерево от порчи. Высокие и большие, изогнутые крыши покрыты желтой, зеленой или синей черепицей. Потолка в собственном смысле слова нет, потолочные перекрытия украшены многоцветным орнаментом.
Уникальность беседки в китайском стиле состоит в том, что ее экзотические формы, как это ни парадоксально, «разрешается» вписывать практически в любой ландшафтный дизайн сада. Другими словами, она не является исключительным атрибутом сада в китайском стиле, а выступает, как правило, в качестве «каприза», т.е. забавного, экстравагантного сооружения, воздвигаемого владельцем как способ эстетического самовыражения или чтобы поразить своих гостей.
Такая необычная трактовка малых архитектурных форм в китайском стиле, рассматривающая их как некие самодостаточные экзотические «вкрапления», которые можно использовать в отрыве от китайского садово-паркового искусства, уходит корнями в прошлое и заслуживает чуть более подробного рассмотрения. Она связана с популярным в XVIII веке направлением в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, в оформлении садово-парковых ансамблей, получившем название шинуазри́ или шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно «китайщина». Шинуазри заключалось в широком использовании мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства, ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
Из далеких поездок европейские купцы привозили новые впечатления об экзотических странах. Привезенные из далекого Китая рассказы путешественников о чудесных садах императоров, где были воссозданы в объеме написанные на свитках виды гор и лесов, в свою очередь оказали действие на воображение архитекторов ландшафтов. Но привезенная на европейскую почву идея китайского сада утрачивала свой восточный смысл и становилась театральной декорацией, иллюстрацией к восточной сказке.
На фоне этого увлечения Востоком «китайская тема» стала востребована во многих областях искусства и быта (например, мода на фарфор). В Европе возникает культура чаепития, а с ней в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхольмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма.
Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы. В 1759 г. по приказу английской принцессы Августы близ Лондона был разбит Королевский ботанический сад Кью площадью 3,5 га. В его парке Ланселот Браун создал экзотический жасминовый сад, сад бамбуков и долину рододендронов. В 1762 г. архитектор Уильям Чамберс построил в Кью бутафорскую 50-метровую китайскую пагоду. В «английских парках», вдохновителями которых были сады китайских императоров, часто создавались участки в «восточном» стиле. В конечном итоге в классическом «английском саду» «восточный» участок стал такой же обязательной частью, как боскет или узорный партер во «французском парке». А так как ни один китайский сад не обходился без архитектурных сооружений, зодчие стали копировать в основном беседки и мосты.
Увлечение «китайщиной» сыграло важную роль при становлении садово-паркового искусства в России. Особенно ярко оно проявилось при создании парков в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Умани и других местах. Под руководством архитектора Антонио Ринальди в Ораниенбауме в 1762–1768 годах был создан великолепный Китайский дворец, уникальность которого состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры.
Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню. Комплекс «китайских» сооружений Царского Села включал: Китайский театр, Крестовый мост, павильон Большой каприз, Скрипучую беседку, два железных моста через канал и Китайскую деревню, которая была главным звеном «китайского» ансамбля.
Японский стиль
В отличие от китайской беседки, встречающейся в садах, которые могут не иметь других черт китайского садово-паркового искусства, японский домик для чайных церемоний невозможно представить вне ландшафтного контекста сада в японском стиле. Устройство «тясицу» (чайного домика) и процедура чайной церемонии отражают основные идеи дзэн-буддизма, на которых покоятся и основные приципы японского ландшафтного искусства.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» – естественности и простоты. В отличие от китайских беседок, японские чайные домики обычно лаконичны и без ярких деталей. Чайному домику специально придавали вид простого крестьянского дома под соломенной крышей или бедной хижины восточного мудреца, где, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводили чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности.
Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась ещё на подступах к тясицу. С давних времен тясицу окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент вс