Кавам ад – Дин Ширази (Кавамоддин Ширази)
(г. рождения неизвестен — умер 1440) - иранский зодчий, придворный архитектор. Ввёл в Иранскую архитектуру купола, опирающиеся на 4 мощные пересекающиеся арки. Работы: мечеть Гаухар-шад в Мешхеде (1405—1418), ансамбль Мусалла (1417-1438) и мавзолей Абдуллы Ансари (1425—28/29) близ Герата, медресе в Харгирде (1440), мечеть Йезда.
Мечеть Гуахар-шад в Мешхаде была начата в 1405 г. и закончена в 1418 – 1419 гг. Двор окружен галереями на пилонах. Айван купольного зала фланкирован круглыми минаретами – новое решение порта, открытого гигантской входной аркой почти на всю ширину зала. Входной внешний портал отсутствует - с северной стороны мечеть примыкает к гробницы имама Реза и связана с ней дверью. Мечеть была построена придворным архитектором Гавамеддином Ширази, по приказу Гохаршад, жены хорасанского правителя Шахруха.
Снабжение для строительства мечети шло из Шираза и Исфахана. Во времена Сефевидов и Каджаров мечеть подверглась некоторым реконструкциям. Сооружение включает в себя 4 айвана, внутренний двор, размером 50×55 метров и несколько шабестанов (подземных галерей).Двухслойный купол мечети был сильно повреждён в 1911 году во время обстрела российскими войсками.
Медресе в Харгирде в ней оси квадратного двора фиксированы четырьмя равновеликими айванами, по сторонам купольного вестибюля находиться мечеть и аудитория. Кроме мечети аудитории и вестибюля в плане выделены четыре купольных зала одинаковых размеров, дополнены большой пятигранной нишей. Углы главного фасада закреплены круглыми на граненном цоколе башнями. На фасадах глазурные мозаики, которые выполнял Рейхан ибн Ахмед, в интерьере присутствую сталактиты и росписи типа кундаль.
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.8. М.: Стройиздат.-1969.-с.395
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мечеть_Гохаршад
Ходжа Иваз
Построил: Зелёную мечеть в Бурсе (Йешиль – джами) (1413 – 1421), Улу – джами Бурсе (1394-1399)
Мечеть Уч – Шерефели в Эдирне (1437 – 1447)
Зелёная мечеть — турецкая мечеть в Бурсе, построенная в XV веке. Мечеть является частью комплекса, включающего в себя также усыпальницу, медресе и богадельню. Зелёная Мечеть — самая декорированная мечеть Бурсы. Фасад сделан из белого мрамора, а молитвенный зал облицован великолепным зелёным фаянсом. Резьба по мрамору, украшающая центральный портал и окна, принадлежит к шедеврам османского искусства. В помещении перед главным залом, увенчанном двумя куполами, находится бассейн с мраморным фонтаном. Стены внутренних помещений мечети украшены изразцами синего, зелёного, голубого, бирюзового и лазурного цветов, перемежающихся белыми буквами арабской вязи. Зелёная мечеть в Бурсе имеет увеличенные боковые помещения. Входная галерея не была достроена, купол над северо-западной частью, примыкающий к вестибюлю, со световым фонарём, а под ним в полу устроен мраморный бассейн с фонтаном, который позже станет неотъемлемым элементом турецких мечетей. Переход от стен к куполам в интерьере смягчается полигональным рельефным карнизом, характерным для турецкого зодчества. Гладкие облицованные тесаным камнем фасады расчленены окнами, наличники которым покрыты кружевом резного орнамента. Особенно пышно, в сельджукских традициях, украшен растительным узором и надписями каменный входной портал со сталактитовым сводом. Купола мечети, стены в интерьере на высоту 3 м, лоджия правителя и грандиозный 10 – метровый михраб облицованный майоликой мастером Мехмедом Меджнцном.
Бурса, Зелёная мечеть (1413 – 1421)
Литература:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёная_мечеть
Коджа Синан
(15 апреля 1489 или 1490, Кайсери, — 7 февраля 1588, Стамбул) - крупнейший турецкий архитектор и инженер османского периода.
Родился в греческой православной семье; его христианское имя – Иосиф. Первоначально помогал отцу, сельскому каменщику и плотнику. Ещё мальчиком по набору девширме получил первоначальное военное образование. В 1512 был взят в корпус янычар и обращен в мусульманство, участвовал в войнах. Продвинувшись по службе, со временем занял пост начальника артиллерии. Во время походов проявил себя незаурядным строителем, соорудив сначала галеры для переправки войск, затем мост, после чего был назначен старшим архитектором.
В 1530-е годы строил мосты и крепостные сооружения. С 1538 – главный архитектор султанского двора. Наиболее масштабные работы были им осуществлены в годы правления султана Сулеймана I Кануни (правил 1520–1566), при котором империя достигла наивысшего политического могущества. За свою 110-летнюю жизнь он построил в разных частях Турции 81 соборную и 51 малых мечетей, 55 медресе, 19 мавзолеев, 7 библиотек, 14 имаретов, 3 госпиталя, 8 мостов, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань, склады и бедестаны. Особенно ярко талант зодчева проявился в шедеврах турецкой архитектуры – мечетях Шах-заде(1543–1548), Сулеймание (1550–1557) и Селимие (1569-1575). В общей планировке всех трех зданий повторен ставший уже традиционным тип мечети с двором. Взяв за основу для молитвенного зала архитектурные формы собора св. Софии, Синан творчески их переосмыслил и создал неповторимые произведения искусства.
Стамбул, мечеть Сулеймание (1550—1557)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.8. М.: Стройиздат.-1969.-с.462-464
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синан
Мехмет-ага Седевкер
(1540 - 1617) – турецкий архитектор.
Мехмед-ага, уроженец Румелии, был приведен в 1562-1563 гг. в Стамбул по янычарскому набору девширме. Став янычаром, он сначала нес службу в охране мавзолея Сулеймана, а затем стал обучаться прикладному ремеслу в дворцовых мастерских, где на него обратил внимание Синан. По совету Синана Мехмед-ага изготовил подарок султану Ахмеду, за который был удостоен придворной должности. В новом чине он побывал в Египте, Аравии и Македонии, а затем, постоянно получая повышение по службе, стал, наконец, главным архитектором султана после смерти Далгын-аги.
Самое значительное произведение Мехмеда-аги - мечеть Ахмедие - построенная в Стамбуле в 1609-1617 гг. в традициях классического стиля. Прообразом для нее послужила мечеть Шах-заде. Повторяя в основном ее план и общую композицию, архитектор увеличил размеры здания и внес во внешний облик и интерьер новые черты и детали. Он возвел шесть стройных минаретов, окружив более высокими молитвенный зал, а двумя закрепил углы находящегося перед мечетью двора. Открытые невысокие галереи тянутся вдоль боковых фасадов двора и оформляют вход в молитвенный зал. Под ними устроены фонтаны. Введя ещё пару минаретов, архитектор подчеркнул масштаб мечети в целом, усилил в силуэте звучание большого двора. Центральный купол молитвенного зала диаметром 23,5 м покоится на огромных арках, поддерживаемых четырьмя мощными колоннами диаметром 5 м; арки тройных экседр в полукуполах, купола в угловых частях опираются не на стены, а на свободно стоящие колонны, соединенные вдоль боковых стен легкими низкими аркадами.
Стамбул, мечеть Ахмедие (1609-1617)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.8. М.: Стройиздат.-1969.-с.469,470
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Sedefkar_Mehmed_Agha