Джованни Батиста Саккетти
(1690, Турин – 1764, Рим) - итальянский архитектор, работал в Испании.
Родился в Турине, ученик Филиппо Ювары. Последовал за ним в Испанию. По его проекту выполнил парковый фасад дворца Ла Гранха в Сан-Ильдефонсо (1738). После смерти Ювары заканчивал его работы. Постройки: монумент на могиле принцессы Кариньяно (1722); монумент королевы (1728) и короля Савойских (1732); церковь Сан-Филиппо, Турин; палаццо Гранха, Сан-Ильдефонсо (1736); палаццо Паэзана, Турин (нач. 1736); Королевский дворец, Мадрид (1738 - 1764б по проекту Ювары); планы строительства Лас Салесас Реалес (1750); фонтаны на Роза Вилла, Мадрид (1753-1754).
Турин, церковь Сан-Филиппо
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987, с. 236
2. http://vatanym.ru/?an=vs209_mm5
Вентура Родригес
(14 июля 1717, Сьемпосуэлос - 26 сентября 1785, Мадрид) - испанский архитектор и художник, один из основателей и первых профессоров академии св. Фердинанда. В основном работал в области церковной архитектуры.
Начал свою деятельность в качестве помощника Этьена Маршана на строительстве дворца в Аранхауэсе (1731), позднее под руководством Ф. Юварры и Дж. Саккетти по проектированию мадридский двореца (1735). Первой самостоятельной крупной работой стал храм Сан-Марко в Мадриде (1749-1753). В этом сооружении особенно интересна эффектная композиция внутреннего пространства с рядом вливающихся друг в друга помещений, овальных в плане и расположенных на одной оси. Большую популярность принесла Родригесу переделка интерьера собора Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1750). Начиная с 1760-х его архитектура приобретает более академические черты. Вплоть до смерти Фердинанда VII (1759) состоял придворным архитектором. Затем лишился покровительства при дворе. С 1768 руководил строительством собора в Вальядолиде. В 1783 году приступил к наиболее крупному произведению последних лет творческой деятельности - фасаду собора в Памплоне (1783). Очертания огромного четырехколонного портика собора невольно заставляют вспомнить о римской античности. Идеалы величия, простоты и строгости окончательно вытеснили в творчестве Родригеса сложную и непринужденную игру архитектурных форм, характерную для первой фазы его арх. деятельности. Постройки: церковь Сан-Марко, Мадрид (1749-1753); собор Нуэстра Сеньора дель Пилар, Сарагоса (1750, по проекту Х. Эрреры); анатомический театр королевского медицинского колледжа, Барселона (1761); фасад собора Памплона (1783); церковь Энкарнасьон Мадрид (1755, реставрация); церковь Сан-Исидро, Мадрид (ныне собор, фасад): портал Паррокия собора святого Иоанна де Компостела: церковь монастыря августинцев, Вальядолид (1760); хоры собора, Сеговия: церковь бенедиктинского монастыря Санто Доминго де Силоз (близ Бургоса): церковь Санта Виктория, Кордова; баня собора: дворец Лириа на площади Испании, Мадрид (1773); фонтан Аполлона в английском парке (1780); фонтан артимок в парке Ретиро, Мадрид: реставрация Алькасара, Толедо.
Памплона, кафедральный собор, фасад (1783)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987, с. 241-242
Хуан де Виллануэва
(15 сентября 1739, Мадрид – 22 августа 1811, Мадрид) - испанский архитектор, представитель классицизма.
Учился в мадридской академии, позднее окончил Академию св. Луки в Риме (1759-1765). С 1786 - главный архитектор Мадрида. В 1789-1808 – главный королевский придворный архитектор. Наиболее известная постройка - Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787). Постройки: ризница собора Бурго де Осма (1770-1783); колоннада Аюнтаменто, Мадрид (1780); реконструкция и реставрация отдельных частей Эскориала (1771); церковь Кабальеро де Грасиа (1789-1795); резиденция маркиза де Льяно, Мадрид (1775); неогреческий храм в Королевском парке. Аранхуэс; небольшие виллы - Касита дель Принсипе и Касита Арриба в королевском парке Эскориала (1772-1777); Касита дель Принсипе в Эль Пардо (1784); Касита Абахо (1773); Академия истории, Мадрид (1788-1811, заверш. 1847); обсерватория, Мадрид (1790, оконч. 1847 – Коломер); пласа Майор, Мадрид (1791, реставрация).
Мадрид, пласа Майор (1791, реставрация)
Мадрид, музей естественной истории Прадо (1785-1787)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987, с.242
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Вильянуэва,_Хуан_де
ЗОДЧИЕ МЕКСИКИ
Лоренсо Родригес
(1704, Кадис, Испания - 03.07.1774, Мехико) - мексиканский архитектор. Основоположник и крупнейший представитель мексиканского «ультрабарокко».
В Мексике жил с 1731 г. В 1756-1758 гг. - главный мастер Королевского двора, с 1758 г. - главный архитектор инквизиции. Основные произведения: церковь Саграрио Метрополитано (1749-1768), церковь Сантисима Тринидад (1755-1783), дворец де Сала (1763-1764), портал капеллы Лас Вискаинас (1772) в Мехико, с особенной яркостью представляющие своеобразие барокко столичной школы. К 30—70-м годам XVIII века в архитектуре Мексики приобретает ведущий характер декоративность, в это время «ордер утрачивает всякое сходство с каноническими формами». Появляется эстипите (estipite) - один из определяющих элементов мексиканского барокко. Возникший в Испании в конце XVII века (его изобретатель архитектор Хосе Чурригера), где он применялся в мелких архитектурных формах, эстипите прочно вошел в большую архитектуру Мексики. Эстипите — это совокупность нанизанных друг на друга отдельных, разъятых элементов ордерной системы. Схематично его можно описать так: на высокую базу вершиной вниз помещена усеченная пирамида, на ней покоится куб, на нем вершиной вверх еще одна усеченная пирамида. Одно из первых сооружений, в оформлении фасада которого было применено эстипите, — церковь Саграрио Метрополитано (1749—1768) в Мехико. Созданная архитектором Лоренцо Родригесом в содружестве со скульптором-индейцем Педро Патиньо Икстолинке церковь Саграрио Метрополитано знаменует утверждение нового типа главного фасада, в котором окончательно исчезает тектоничность ордера.
Церковь Саграрио Метрополитано
(1749-1768)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:. Стройиздат – 1897 – с. 521,524-525
2. http://persons-info.com/
ЗОДЧИЕ БРАЗИЛИИ
Алейжадинью
(Аlеijаdinhо) Антониу Франсиску Лисбоа (29.08. 1730 или 1738, Оуру-Прету -18.11 1814, Оуру-Прету) - бразильский архитектор и скульптор, ключевая фигура в развитии бразильского барокко. Творчество и личность Алейжадинью является национальной гордостью Бразилии.
Был сыном выходца из Португалии, подрядчика и архитектора М. Ф. Лисбоа, автора многих монументальных церквей и гражданских зданий, и рабыни-негритянки Изабеллы Алейжадинью. Рожденный вне брака, по законам того времени считался рабом. Однако отец выкупил его еще ребенком, заметил художественные способности сына и помогал ему развить их. Прозвище "Алейжадинью" («маленький калека») закрепилось за ним в связи с тем, что в годы творческой зрелости он заболел проказой, изуродовавшей его лицо и тело. Работал мастер, прикрепляя инструменты к перчаткам. А под конец жизни он не мог передвигаться, и слуги-помощники носили его на плечах на строительные объекты. В 1770-1780-е годы он строит несколько значительных в художественном отношении церковных зданий в городах штата Минас-Жерайс, Вила-Рике, Сабаре, Сан-Жуан-дел-Рей и позже в Конгоньясе. К лучшим образцам бразильской колониальной архитектуры принадлежат церкви св. Франсиско в Ору-Прету (1766-1794) и в Сан-Жуан-дел-Рей (1774-1804), с криволинейными планами, пластичными деталями, лепными порталами. Произведения Алейжадинью, отмеченные реалистической выразительностью, являются высшим достижением бразильского позднего барокко: скульптуры для порталов и алтарей ряда церквей, серия деревянных полихромных групп "Страсти христовы" (1796-1799) и 12 статуй библейских пророков (1800-1805)в церкви Иисуса в Конгоньяс ду Кампу.
Церковь св. Франсиско в Ору-Прету (1766-94)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.561-564
2.Хайт В. Л. Искусство Бразилии: История и современность. Очерки Н. 1989.
ЗОДЧИЕ США
Джефферcон Томас
(13 апреля 1743, Шэдуэлл, Виргиния - 4 июля 1826, Шарлотсвилл, Виргиния) - архитектор, выдающийся общественный и государственный деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения, 3-ий президент США.
Архитектурного образования не имел, последователь палладианиства и основоположник «возрождения античности» в США. Построил собственный дом в Монтичелло, перестроенный позднее в виллу. Автор ряда общественных зданий и вилл в Виргинии; сотрудничая с французским архитектором Ш. П. Клериссо и Б. Латрабом, консультировал П. Ш. Л'Анфана при проектировании генплана Вашингтона, У. Торнтона - по проектированию Капитолия в Вашингтоне; выполнил 2 проекта дома президента США. Если в своем наиболее раннем произведении - собственном доме «Монтичелло» в Шарлотсвилле (Виргиния) построенном в 1775 г. он еще связан с палладинством, то в следующем своём произведении - Капитолии в Ричмонде (Виргиния) - он уже исходит из архитектуры античного храма в Ниме (1785-1792). Особенно явственно выступает обращение к античности в его комплексе университета в Виргинии (Шарлотсвилл, 1822-1826). Он состоит из центрально здания библиотеки, представляющего собой уменьшенную в несколько раз копию римского Пантеона, и ряда расположенных параллельными рядами среди зелени зданий отдельных факультетов и домов преподавателей. Чрезвычайно интересно сочетание в этом комплексе идей эстетических и педагогических: в этих зданиях даны всевозможные варианты античных ордеров, которые могут служить пособием для студентов, изучающих архитектуру. Работы: вилла Монтичелло около Шарлотсвилля, Виргиния, 1769-1784, перестроена 1796-1809; Усадьбы: Аги-Лон, около Монтичелло, 1789; Эджихилл, Виргиния, 1798-1800; Поплар-Форест около Лингберга, Виргиния, 1806-1822; Фармингтон близ Луисвилла, Кентукки, 1810; Университет Виргинии в Шарлотсвилле, 1818-1826.
Шарлотсвилл, Виргиния, дом
«Монтичелло» (1775)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.576-577
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/ Джефферсон,_Томас
Пьер Шарль Л'Анфан
(1754 - 1826) – американский архитектор и инженер-строитель французского происхождения, наиболее известен за разработку генерального плана Вашингтона.
Автором генерального плана будущей столицы США был майор Пьер Шарль Л’Анфан , прибывший в Америку добровольцем в 1777г. двадцатитрехлетним юношей, чтобы участвовать в войне за независимость. Республиканец по убеждениям, он по своих художественным взглядам был сродни архитекторам французского классицизма 2-й половины ХVІІІ в. Его проект будущей столицы представлял собой сочетание традиционной для Америки прямоугольной сетки улиц и, как будто наложенной поверх нее, системы широких магистралей. Эти магистрали-авеню имеющие ширину до 50 м, лучеообразно расходятся от площадей, образуемых в местах пересечения улиц, или следуюут имевшимся ранее дорогам. Это был план города, задуманный как система грандиозных перспектив, которые должны были замыкаться монументами великим людям республики, республиканскими учереждениями или общедоступными парками. Авеню, пересекающие сетку улиц по диагонали, должны были по мысли автора сокращать расстояние между отдельными зданиями. Все это свидетельствует о том, что в основе замысла архитектора лежали передовые для того времени демократические идеи. Однако грандиозность размаха замысла Л'Анфана, с самого начала встретила сопротивление. Впоследствии это недовольство, совпавшее с неверием в прочность федеральной столицы , роковым образом отразилось и на судьбе Л'Анфана, который был отстранен от дел и умер в нищете, и на судьбе самого города Вашингтона. Между тем план Л’Анфана был во многом прогрессивен, в частности для будущего развития городского транспорта. Это привело к тому, что впоследствии было признано необходимым вернуться к первоначальному замыслу Л'Анфана.
План Вашингтона, при участии Т.Джефферсона
(1780-1793)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.577-578
Чарльз Балфинч
(8 августа 1763 – 15 апреля 1844) - американский архитектор, считался первым гражданином Америки, имеющим профессию архитектора.
Первым зданием Капиталия, явившемся прообразом десятков других аналогичных зданий, а так же федерального Капитолия в Вашингтоне, был Капитолий в Бостоне (1787-1798). Здание с колоннадным портиком и фронтоном, увенчанное куполом над центральной частью, занимало возвышенную точку, доминирую над городом.
Проектированию Капитолия в Вашингтоне предшествовал конкурс. Несмотря на то, что победителем был арх. Торнтон, он осуществил лишь незначительную часть, которая к тому же сгорела при пожаре 1814г. В проектировании и строительстве Капитолия, которое растянулось более чем на 50 лет, принимали участие, кроме Торнтона, Халлет, Хобен, Балфинч, Латроб, Уолтер, Кларк. Балфинч строил центральную часть, Латробу принадлежат великолепные интерьеры входа в Сенат и ротонда-холл со статуями в палате представителей. Существующий в настоящее время огромный металлический купол Капитолия, сменивший деревянный, был построен по проекту Т. Уолтера.
Бостон, Массачусетс, Капитолий (1787-1798) Вашингтон, Капитолий (1793-1826)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.579-580
Бенджемин Латроб
(1 мая1794, Фулек, около Лидса, Англия - 3 сентября 1820, Новый Орлеан, США) – архитектор и инженер, представитель американского классицизма периода расцвета.
Учился в Германии, в 1786г. возвратился в Англию, где 3 года работал в мастерской С. Коккерелла. В 1796г. эмигрировал в Виргинию, США. В 1803г. назначен Т. Джефферсоном на должность инспектора общественных зданий Вашингтона. Отстраивал Капитолий, сожженный англичанами в 1814 г., автор “Зала статуй” и др. интерьеров Капитолия. Сотрудничал с Т. Джефферсоном при строительстве Университета Виргинии в Шарлотсвилле. Другие работы: Новый Орлеан, старый банк штата Луизиана, 1819-1821, совместно с Б.Фокс; Вашингтон-Белый Дом, после пожара 1814, вновь выстроен Б. Латробом по плану Хобана; Капитолий (Вашингтон): южная часть по плану Торнтона в 1811г., сгоревшие в 1814, интерьеры, перестроены в 1815-1817 гг.; Вашингтон: церковь Крайс-чёрг, 1806-1807(неоготика); Церковь Сент-Джон,1815-1820 гг.; Дикейтер-хаус после пожара 1814, 1818-1819. Усадьба близ Филадельфии, 1798-1799 (псевдоготика); Дикенсон-колледж в Карлайле, Пенсильвания, 1802-1803; Собор Эссампшен, 1805-1821; биржа 1816-1820 в Балтиморе, Мериленд; Усадьба “Адена” в Чилликоте, Огайо, 1806-1807. Его учениками были крупнейшие архитекторы Р. Миллс (1781-1855) и У. Стрикленд (1787-1855). Специфическим для первой половины XIX в. сооружениями явились здания банков, казначейств, бирж, таможен. Среди них банк Пенсильвании в Филадельфии (1799). Для украшения здания Пенсильванского банка он впервые применил ионический ордер, и потому его иногда считают основоположником неоклассического стиля в американской архитектуре. При этом архитектор никогда не был простым имитатором классических форм, о чем свидетельствуют придуманные им для оформления фасадов Капитолия «кукурузный» и «табачный» ордера.
Вашингтон, Капитолий (1793-1826)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.576-577
2. http://www.krugosvet.ru
Роберт Миллс
(12 августа 1781. Чарлстон, Южная Каролина - 3 марта 1855, Вашингтон) – американский архитектор, известен за разработку монументов Джорджу Вашингтону.
Миллс учился в Чарльстоне, Южная Каролина, будучи студентом архитектора ирландского происхождения Джеймса Хобана, который стал автором проекта Белого дома – официального дома американских президентов. В начале своей деятельности он работал чертежником у Т .Джефферсона, а затем с 1803 по1808 работал с Б .Латробом, автором здания конгресса США. Первой самостоятельной работай Миллса стала пристройка к Индепенденс-холлу в Филадельфии. В 1836, после постройки нескольких церквей и ряда общественных сооружений, он был назначен архитектором правительственных зданий и занимал эту должность до 1851. Среди самых крупных проектов, осуществленных им за эти годы: здания Казначейства, Почтамта и Старого Патентного ведомства в Вашингтоне.
Большинство его работ выполнены в неоклассических формах; своеобразие творческого метода Миллса проявилось, прежде всего, в разработке планов сооружений и в решении задач акустики и пожарной безопасности.
Славу Миллсу принесло создание по заказу конгресса монументов Джорджу Вашингтону в Балтиморе (шт. Мэриленд, начат в 1815) и в Вашингтоне (начат в 1848). Первый из них представляет собой огромную колонну, увенчанную статуей Вашингтона работы Каузичи. При сооружении второго, завершенного в 1884, уже после смерти автора, не был возведен многоколонный пантеон, который, по первоначальному замыслу, должен был находиться у подножья монумента. Блестящие инженерные способности Миллса проявились при создании моста Аппер-Ферри через реку Скулкилл в Филадельфии, имевшего в то время самый широкий пролет (105 м).
Вашингтон : Казначейство, в виде храма,1836-1842; Старое патентное ведомство, 1836-1840 в соавторстве. Филадельфия: Водный комплекс Формаунд на р. Скулкилл, 1819-1820, инж. Ф.Графф.
Миллс является также автором нескольких книг, в числе которых Трактат о навигации по рекам (1820), Статистические данные о Южной Каролине (1826) и Американский Фарос или Ориентирование по маяку (1832).
Балтимор,
монумент Джорджу Вашингтону (1815-1829)
Литература:
1. http://www.arstudia.ru/mills/
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Washington_Monument_(Baltimore)
Томас Юстик Уолтер
(4 сентября 1804, Филадельфия – 30 октября 1865) - американский архитектор, четвертый архитектор Капитолия, отвечал за пристройку крыльев на севере (Сенат) и на юге (House) и центральный купол, который принес зданию Капитолия США его современный внешний вид. Уолтер был одним из основателей и вторым президентом Американского института архитекторов.
Был сыном каменщика. Уолтер получил раннее обучение в различных областях, включая математику, физической науки, и изобразительное искусство. В 15 лет Уолтер был принят в кабинет Уильяма Стрикленда, изучил архитектуру и черчение, а затем основал свою собственную практику в 1830 году. До сих пор самым известным сооружением Уолтера является купол Капитолия США. К 1850 году быстрый рост Соединенных Штатов вызвал нехватку пространства в Капитолии. Уолтер был выбран для проектирования пристроек к Капитолию. Его план более чем в два раза увеличил размер существующих зданий и добавил узнаваемый чугунный купол. В офисе Уолтера было, по крайней мере, шесть чертежников во главе с главным помощником Уолтера – Августом Шенборном. Похоже, что он был ответственным за некоторые из основных идей конструкции Капитолия.
Часто за античными формами сооружения скрывается не соответствующий им интерьер. Примером может служить здание Джерард-Колледжа в Филадельфии (1833). Уолтеру было предложено спроектировать колледж в определенном стиле, и он за великолепной колоннадой коринфского ордера, идущей вокруг всего периметра, скрыл три этажа, причем третий этаж расположен на уровне антаблемента и освещается через крышу.
Филадельфия, Джерард-Колледж (1833)
Литература:
1. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 7 М.:Стройиздат - 1987 - с.576-577
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_U._Walter
ЗОДЧИЕ ИРАНА, АФГАНИСТАНА И ТУРЦИИ
Давуд – ага
(1555 – ок. 1599) - великий турецкий зодчий, работавший в течение почледних четерёх десятилетей XVI в.
О его жизни можно узнать только из придворных хроник Оттоманского двора, где его имя впервые упоминается в 1575 г., из чего можно сделать вывод, что родился он никак не раньше 1555 г. Ученик Синана. В молодости служил в армии, получил образование в дворцовых школах и достиг звания главного архитектора, пройдя служебную лестницу от начала до конца. Пребывание в армии помогло ему на всю жизнь сохранить связи с военно-правительственными структурами. Это положительно сказалось на его карьере, учитывая характер Оттоманской иерархии. В 1575 г. он занимал должность «надзирателя за водяными работами», соответствующую военному званию сержанта. Его официальный пост и чин означали, что он быстро продвигался по служебной лестнице, так как управление резервуарами воды считалось влиятельным постом. Во многих документах его называют зодчим (mi`mar), а в некоторых также инженером (muhendis). Судя по всему, в обязанности официальных архитекторов входило и управление каналами. В его обязанности включали прокладку и уходы за водяными каналами и трубами, строительство фонтанов и снабжение водой народных зданий. Он также реставрировал несколько мостов и мостовых в Стамбуле и вокруг него. В 1583 г. Синан назначил его руководителем группы, состоящей из 4070 каменщиков и плотников, во время военных действий против Ирана. Когда годом позже возвратился к должности управляющего водяными работами, на него были возложены дополнительные обязанности по строительству нескольких комнат и бани в основной части дворца Топкапи в Стамбуле. После смерти Синана в 1588 г. султан Мурад III назначил главным архитектором с чином ага (хозяин). После назначения зодчий возглавил управление строительством правительственных сооружений. Он нанимал работников, определял зарплаты и заказывал материалы. Архитектор продолжал строить в формах, разработанных Синаном. В его постройках главную роль играет соотношение объемов. Наиболее известной работой является перестройка дворца Топкапи. В 1593 г. он создал сооружение, явившееся вершиной его творчества - ансамбль для Синана-паши в Стамбуле (1593), включивший фонтан, мавзолей и медресе. Его смерть окружена загадками. По наиболее популярной версии, умер от чумы в Стамбуле в 1598 г., по другой версии, был казнен за антирелигиозные убеждения. Другие работы: Селемие в Эдирне (1569-1575), мечеть Ени в Стамбуле (1597 – 1663).
Стамбул, мечеть Ени, (1597 – 1663)
Литература:
1. http://persons-info.com/
Кемаль – ед – Дин
Главные работы: Мечеть Баязида в Стамбуле (1505 г.),
Чилинини Кёш (1472г.), Эски Фантих в Стамбуле (1463 – 1471).
Мечеть Баязида (1505) – следующий этап в создании монументального стиля, и развитии планировки и пространственной композиции. Молитвенный зал, как и двор мечети, квадратный в плане. Массивный купол, диаметром 18 м на барабане, возвышается, опираясь на мощные столбы над центральной частью зала. Два полукупола более низких, завершают пространство с севера и юга от центральной части зала; боковые части зала представляют собой купольные галереи, арки которых опираются на центральные столбы и две колоны между ними из красного порфира с мраморными сталактитами капителями. К молитвенному залу примыкают небольшие прямоугольные в плане крылья с двухъярусными минаретами, а с севера – двор. Двор окружён высокими купольными галереями, открывающимися во двор арками, а на фасады окнами. Основным декором двора служит чередование красного и белого мрамора в кладке арок галерей и сталактитовый карниз по верху стен. Облицованные камнем фасады мечети прорезаны двумя рядами окон: слегка выступающие гладкие мраморные порталы со сталактитовым завершением ниш ведут с трёх сторон во двор. Архитектура мечети, в которой заметно большое влияние собора св. Софии, резко отличается от всех предшествующих сооружений. Новая система покрытия позволила увеличить пространство интерьера зала, высокого, хорошо освещенного благодаря окнам в стенах и подкупольном барабане, плавно завершающемся куполом.
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.8. М.: Стройиздат.-1969.-с.461