Дворец как центр культурной жизни города
Следствием петровских реформ стало разделение русской культуры на две четко выраженные субкультуры – дворянско-аристократическую субкультуру, характеризующуюся светскость, европеизированностью, зависимостью от правительства, новаторством, а также народную субкультуру, сохранявшую верность фольклорным народным и православным традициям.
В эпоху Елизаветы дворянская культура была сосредоточена и развивалась в городском дворце и дворянской усадьбе. В Санкт-Петербурге именно дворец играл роль политического и культурного центра. В нем проходили как важнейшие государственные церемонии, приемы иностранных делегаций, подписание важнейших государственных документов, так и праздники, балы, маскарады, театрализованные представления. Главной задачей всех дворцовых мероприятий, проходивших всегда в присутствии многочисленных иностранцев, выступало стремление подчеркнуть богатство и величие Российской империи. Эти объясняются огромные размеры дворцового строительства и чрезмерная роскошь фасадов и интерьеров. Данным задачам полностью удовлетворял архитектурный стиль зрелое русское или елизаветинское барокко, иногда называемый по имени своего главного мастера расстреллиевским барокко.
Структура дворцов была полностью рассчитана на парадные церемониальные формы жизни. Обязательным элементом дворцов становятся торжественный разворот фасадов, парадные анфилады приемных залов, подъездные парадные ворота. Произошло обособление хозяйственной и парадной частей дворца. Хозяйственные службы располагались, как правило, в первом этаже и в отдельных корпусах. Парадные комнаты занимали зону бельэтажа. Восприятие расположенных здесь помещений начиналось с лестницы. Затем начиналось торжественное прохождение по залам. В состав помещений парадной зоны входили, как правило, несколько столовых, гостиных комнат, картинная галерея, залы с восточным оформлением (китайским или японским), кабинет, парадная опочивальня, танцевальный и тронный (в царских дворцах) залы. Необычайная пышность дворцовых интерьеров создавала ощущение непрекращающегося праздника.
Наиболее развитый тип барочного дворца и регулярного парка сложился в загородных усадьбах. Загородные дворцы строились с большим размахом, особое значение придавалось огромному подъездному двору, с которого начинался осмотр самого дворца, а также регулярному парку, размеры которого значительно превосходили размеры городских садов. Парк выступал в качестве огромной сцены, поделенной на отдельные сценические площадки, каждая из которых несла определенную условно-игровую и аллегорическую функции. Создавались сценарии театрализованных парковых праздников, где наряду с актерами участвовала и прогуливающаяся костюмированная публика. В убранство регулярных парков входили разнообразные строения: домики, павильоны, беседки, оранжереи, амфитеатры, живописные перспективные виды, постройки, стилизованные в духе восточной или западноевропейской архитектуры (голландские, итальянские, турецкие, китайские домики). Устраивались зверинцы с редкими видами животных, оранжереи с диковинными растениями.
Наибольшего размаха достигло парковое строительство в окрестностях Петербурга – в Петергофе, Царском Селе, Ораниенбауме.
Архитектура дворцов
А) особенности архитектурного стиля “елизаветинское барокко”
Елизаветинское барокко – так называется архитектурный стиль 1740 - 1750-х годов. Он характеризуется:
- синтезом искусств - живописи, скульптуры, прикладного искусства на базе архитектуры;
- созданием иллюзорных эффектов с целью выражения идеи бесконечности пространства, чему служили многочисленные зеркала, окна, настенная и плафонная живопись, ложные двери; использовались разные оптические эффекты с целью искажения пространства, например, часто фасад здания не соответствовал его внутренней планировке;
- преобладанием в архитектуре декоративного начала, особенно растительных мотивов, которые ассоциировались с мажорным ликующим образом живой природы в пору ее бурного роста и цветения; в декоре активно используется ордер в виде колонн, полуколонн, пилястр; архитекторы часто используют мотив волюты - закрученного в спираль завитка; кровли делались высокими с переломом, украшались балюстрадой со скульптурами;
- динамикой (движением) форм;
- отсутствием гладкой и ровной поверхности, прямых линий, плоскость стены то резко выступает вперед в виде пучка колонн, то западает вглубь, это создает игру светотени на фасадах;
- использование нескольких ярких цветов: крыши покрывали серебристым луженым железом, стены красили в синий, голубой, желтый цвета, колонны, пилястры, наличники окон красили в белый, скульптурные украшения золотили;
- интерьеры оформлялись яркими дорогими материалами: стены затягивали тканью с цветным орнаментом, потолки покрывали лепниной и росписью, полы отделывали наборным паркетом. Мебель делалась соответствующей: с изогнутыми спинками и ножками, обтягивалась цветной тканью, хотя мебели в парадных анфиладах барочных дворцов было немного, так как в этих помещениях, как правило, или прогуливались, или стояли, или танцевали.
Таким образом, барокко “с его капризностью завитков, причудливостью изгибов, чувственностью и пышной роскошью будто специально было создано для Елизаветы как драгоценная оправа для редкого алмаза. И Елизавета денег для этой оправы не жалела” (Е.Анисимов).