I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: конгресс, достопримечательность, комитет, искусный, большинство, репетиция, конференция, иллюминация, грациозный, меньшинство, комиссия, воплотить, карнавал, выразить, искусство, осуществить режиссер.

Объединить слова в группы, исходя из их лексического значения. Составить предложения, в которые входили бы эти группы слов, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.

II. Проверка домашнего задания

1. Опрос по теме «Сказуемое» (возможны вопросы, подготовленные самими учениками).

2. Упр. 154: взаимопроверка; устные ответы на вопросы; все виды лингвистического разбора — на доске (4 человека, каждый выполняет один вид разбора).

III. Закрепление темы «Сказуемое»

1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не. Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной; показать зависимость написания от смысла и от ударения.

Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

2. Упр. 157 — письменно, после — разбор в классе.

Комментарий учителя

Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

IV. Словарная работа

1. Упр. 160 — письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный; уточнить по словарю их значения.

Домашнее задание

§ 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.

Урок 23. Контрольный диктант с грамматическим

Заданием по теме «Сказуемое»

Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию их речи.

Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания.

Ход урока

I. Демонстрация репродукций, фотографий, слайдов с изображением Адмиралтейства

Возможно краткое сообщение о его истории. Слово Адмиралтейство следует написать на доске.

II. Диктант

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства — это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

(По М. Алпатову)

III. Грамматическое задание

Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант — в первых двух абзацах; II вариант — в третьем абзаце.

Урок 24. Работа нал ошибками контрольного диктанта

Цель урока: активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость учеников, умёние объяснять правописание; подвести итоги I четверти.

Методические приемы: анализ работ, самостоятельная работа учеников; индивидуальные консультации.

Ход урока

I. Анализ работ, разбор типичных ошибок.

II. Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

III. Подведение итогов I четверти.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 25. Дополнение

Цель урока: закрепить знания учеников о второстепенных членах предложения; расширить представления о дополнении, способах его выражения.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы.

Ход урока

Наши рекомендации