V. Рекомендации к подготовке рассказа об истории края (города, местности)
1. Работа с планом (упр. 201).
2. Комментарии к плану:
1) Обращение к слушателям.
Дорогие друзья! (Возможные обращения — «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или если аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо...
2) Определение темы и цели выступления.
Я и хочу рассказать о том, что кажется хорошо знакомым. Мне кажется интересным находить новое в том, что привычно и обыденно. Ведь самое неожиданное часто бывает у нас на виду, просто мы этого не замечаем. Я хочу поделиться некоторыми фактами из истории нашего города (местности), которые меня удивили. Думаю, это заинтересует и вас.
3) Изложение наиболее ярких фактов истории (края, города).
4) Эмоциональное заключение, обращенное к слушателям.
Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (края). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего города (края). А сколько интересного еще ждет своего открытия!
Домашнее задание
1. Упр. 200: подготовка к свободному диктанту (устно),
2. Упр. 201: подготовить краткий рассказ об истории края,
3. Упр. 202.
Урок 34. Урок развития речи
Цель урока: совершенствовать навыки устной речи, тренировка публичных выступлений; развитие памяти, умения выбирать главное в тексте.
Методические приемы: взаимопроверка, устные выступления, диктовка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Упр. 202 — взаимопроверка; синтаксический разбор предложений — на доске (3 человека).
II. Выступления учеников об истории края
После каждого выступления (не более 3-4 минут) — краткое обсуждение. Достаточно трех-четырех выступлений.
III. Свободный диктант
Примечание. Учитель читает каждое предложение только один раз. Ученики пишут то, что запомнили. Важно не просто точное воспроизведение текста, а умение выбрать из него главное.
Домашнее задание
Подготовка к контрольной работе по теме «Второстепенные члены предложения»; вопросы для повторения на с. 93 учебника.
Урок 35. Контрольная работа с грамматическим
Заданием по теме «Второстепенные члены предложения»
Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора.
Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматическме задания.
Ход урока
I. Диктовка предложений
Примечания:
Одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необходимые ответы;
В скобках указаны грамматические основы и даны значения обстоятельств. Эти значения ученики должны будут написать самостоятельно при выполнении грамматического задания.
1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа — попадья вышла. Обстоятельства времени и места.)
2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Основа — Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)
3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа — Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)
4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа — Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)
5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа — Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)
6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа — Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)
7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа — Заходили корабли. Обстоятельство места.)
8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа — Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)
9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа — Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)
10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа — Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)
11. Енот-полоскун — цирковой артист от природы. (Основа — Енот-полоскун — артист. Обстоятельство причины.)
12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа — Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)
13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа — Сновали люди. Обстоятельства места и образа действия.)
14. Мы ученики восьмого класса. (Основа — Мы ученики.)
II. Грамматические задания
1. Выделить грамматические основы предложений.
2. Определить (подчеркнуть) второстепенные члены, надписать, какими частями речи и в каких формах они выражены. Указать значение обстоятельств.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ
Урок 36. Основные группы односоставных предложений
Предложения определенно-личные
Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — сказуемым; об определенно-личных предложениях.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Ход урока