Назовите виды изобразительного искусства

Основными видами являются:

  • Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)
  • Скульптура (высекание)
  • Живопись (писать живо)

скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...

декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

ЭКЗАМЕН по СКУЛЬПТУРЕ.

Что такое скульптура? Разновидности скульптуры.

Скульптура (лат. – вырезать, высекать) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерный объем.

Разновидности скульптуры.

Круглая скульптура – свободно размещается в пространстве, её можно осмотреть со всех сторон, обойти вокруг.

Рельеф –объемное изображение, расположенное на плоскости (выпуклое изображение на плоскости). Рельеф подразделяется на: барельеф (фр. Низкий рельеф) – выпуклое скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема и горельеф (фр. –высокий рельеф) – выпуклое скульптурное изображение, выступающее над поверхностью фона более, чем на половину своего объема.

Что такое монумент и скульптура малых форм?

Монумент (лат.- напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение, созданное в память какого-либо выдающегося события или лица.

Скульптура малых форм – небольшие фигурки, статуэтки или композиции жанрово- бытового содержания, изображающие животных и сувенирные модели каких-либо известных памятников.

Что означает термин «стела» и мемориал?

Стела (греч. – столб) – вертикально стоящая прямоугольная или сужающаяся кверху каменная плита с надписью, живописным или рельефным изображением. Служит надгробным или мемориальным памятником.

Мемориал ( лат. – памятный) – архитектурное сооружение , воздвигнутое для увековечения памяти кого-либо или чего-либо.

Что такое бюст, торс?

Бюст – скульптурное изображение головы и верхней части тела человека ( по грудь или по пояс).

Торс –скульптурное изображение туловища человека, без изображения рук, ног, головы.

Скульптор Микеладжело.

Микеланджело Буонарроти (1475— 1564) — величайший мастер Высо­кого Возрождения, создавший выда­ющиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Самое из­вестное произведение первого рим­ского периода — «Пьета» («Оплаки­вание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. Колоссальная мраморная статуя Давида (1501 — 1504 гг.). Ста­туя достигает 5,5 метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека.

Скульптор Шубин.

Федот Иванович Шубин – непревзойденный мастер психологического портрета в России. Многогранность раскрытия образа — главное достоинство таланта Шубина (1740-1805). Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица, передать мимику, взгляд, поворот, посадку головы.

Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина (крестьянина, платившего подушную подать, не крепостного, но и не свободного) близ Холмогор. С юных лет владел он традиционным для беломорских рыбаков косторезным мастерством. В 1759 году Федот Шубной (Шубиным он стал благодаря описке неведомого канцеляриста Академии художеств) едет в Петербург. Там он работает дворцовым истопником и все свободное время режет по кости и перламутру. Судьбой юноши заинтересовался его великий земляк и родственник Михаил Васильевич Ломоносов.

В 1773 году он вернулся в Петербург. В период пребывания за границей Шубин исполнил из мрамора погрудный рельефный портрет графа Шувалова. Далее следует бюст А. М. Голицына. Не ограничиваясь передачей внешних черт модели, скульптор становится на путь глубокого проникновения во внутренний мир образа. Эта работа приносит ваятелю громкую славу. Едва привез Шубин в Россию этот сделанный им в Париже бюст, как был встречен громкими восторгами двора и самой Екатерины II. Бюст Голицына сразу же определил счастливое начало для его творца. Императрица повелела «никуда скульптора не определять, а быть собственно при ее величестве». Шубину был заказан бюст Екатерины. А вслед потекли заказы на бюсты и всей придворной знати. В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Павла I – шедевр, потрясающий равно силой проникновения в сложнейший, противоречивейший, запутанный внутренний мир личности и творческим бесстрашием художника.

Никто с такой простотой, благородством, целомудрием не коснется резцом сокровенных глубин души человеческой. Никто не постигнет секрета того, как столь малыми, до аскетизма скупыми, но перенасыщенными выразительностью художественными средствами достичь этих глубин. Словом, никто не обгонит свое время на многие столетия, как то было даровано ему — Федоту Шубину.

Скульптор В. Мухина.

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) родилась в Риге. Ее художественные способности обнаружились рано, однако систематически работать она начинает лишь в Москве, куда приезжает в 1910 году. Она занимается в частной школе К.Ф. Юона. Первую попытку работы по скульптуре она делает в частной мастерской Синицыной, где начинающие скульпторы работали без преподавателя. Однако такая работа не удовлетворяет Мухину.

Монументализм Мухиной — естественное выражение основных свойств ее дарования. Это становится особенно ясным, когда победившая революция 1917 года выдвигает перед скульптурой новые задачи монументальной пропаганды. Мухина успешно участвует в ряде конкурсов. В 1925-1927 годах она выставляет ряд работ, обращающих на себя внимание художественной общественности: «Юлия», «Ветер», «Женский торс». Особенно большой успех имеет ее «Крестьянка». Ряд созданных в это время портретов — профессора Котляровского, профессора Кольцова, доктора А.А. Замкова, бюст «Колхозница» свидетельствуют о большом портретном даровании Мухиной.

Лучшим произведением 30-х годов был Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурной работой Веры Игнатьевны Мухиной. Группа «Рабочий и колхозница» была прекрасно увязана с архитектурой павильона.

Когда в Париже в тридцать седьмом году на Всемирной выставке монтировалась мухинская скульптурная группа «Рабочий и колхозница», любопытствующие спрашивали, кто исполнил эту группу, кто ее создатель. И один из наших рабочих, который понял вопрос, заданный на чужом языке, ответил так: «Кто? Да мы — Советский Союз!» Подвиг, творчество, радость, любовь к жизни —все здесь, в этом великом создании Мухиной. Словно бы сама эпоха, сама страна отформовали этот титанический символ — стальных гигантов, поднявших ввысь серп и молот, и дали этот символ скульптору к исполнению.

Огромной силы типизации достигает Мухина в работе «Партизанка». Монументальное искусство не может быть прозаичным, обыденным, это искусство больших, высоких, героических чувств и большого образа. Идеал всегда прекрасен. Идеализация никогда не противоречит реальности, так как она есть квинтэссенция всего прекрасного, что существует в жизни и к чему стремится человек.

Скульптор И. Шадр.

Характерной чертой творчества Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) было стремление к большим темам, патетическим замыслам. Страна его детства — небольшой уральский городок Шадринск. И настоящее имя скульптора — Иван Иванов, но больше он известен под псевдонимом «Шадр», выбранным им в честь родного города. Семья Ивановых — потомственные плотники. Эта профессия передавалась из поколения в поколение.

Он выдержал экзамен на единственное освободившееся место в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу.

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь.

Страстная целеустремленность пролетариата в своей справедливой борьбе ярко выражена им в композиции «Булыжник — оружие пролетариата». Конкретность изображения в этой композиции сочетается с символикой содержания, раскрывающего переломный момент в судьбе целого класса.

Но навсегда останутся созданные им «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» и «Сеятель», ставшие символом народа, свершившего революцию и взявшего власть в свои руки.

Все творчество Шадра отмечено чертами романтического подъема, приподнятости. Его метод ничего общего не имеет с бездушным копированием действительности. Шадр — мастер яркого, целостного образа, основанного на обобщении.

Скульптор Ф. Щедрин

Русский классицизм наиболее полно и глубоко воплотился в творчестве Феодосия Федоровича Щедрина (1751-1825). Феодосий Щедрин в 1764 году одновременно с Козловским и Мартосом был принят в Академию художеств.

Феодосий Федорович Щедрин родился в 1751 году в бедной семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. О детских годах, о жизни Щедрина в родительском доме сведений не сохранилось. Феодосий Щедрин был от природы одаренным и, обладая настойчивостью и трудолюбием, быстро выдвинулся в число наиболее успевающих учеников.

Первой крупной работой скульптора становится статуя Венеры. «Венера» Щедрина — это олицетворение прекрасного. Он первым из русских пластиков начал лепить обнаженное женское тело. Появление Венеры имело большой успех, о чем говорит факт: Академией художеств она была установлена в Царскосельском парке.

В 1798 году Щедрин закончил мраморную статую Дианы. Композиция этой скульптуры очень удачна: Диана сидит на пне у воды, но ей показалось, что на нее устремлен чей-то нескромный взор. От испуга она отшатнулась влево, покрывало соскользнуло с левой ноги. Она готова вскочить при первом шорохе. Эти движения так естественны и вместе с тем полны грации и женственности, что нельзя не восторгаться этим талантливым сочетанием классического с реальным.

В XVIII веке в России высокого расцвета достигло строительство парковых ансамблей. Одним из основных участников работ стал профессор академии Ф. Ф. Щедрин, создавший для Большого каскада аллегорическую фигуру Невы (1804), статую «Персей» (1800) и две группы «Сирены» (1805). После установки новых скульптур, созданных лучшими мастерами того времени, Петергофский каскад существенно изменил свои облик, и Петергоф по праву стали считать одним из лучших мировых парковых ансамблей.

Щедрин работал над наиболее важными группами скульптур Адмиралтейства в Петербурге, а также руководил работой молодых художников. Щедриным выполнены группы «Морские нимфы, несущие земную сферу», замковые камни над окнами, фигуры воинов по краям аттика, аллегорические фигуры осенних и зимних месяцев. Вершиной же творчества Ф. Ф. Щедрина считают скульптурную группу «Морские нимфы, несущие земную сферу». Под сенью густых деревьев некрополя Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге на одной из могил — небольшое гранитное надгробие, на котором высечены слова: «Феодосий Федорович Щедрин – ваятель Императорской Академии художеств, ректор, преставился 19 января 1825 г. 74 лет».

Наши рекомендации