Урок 4. Повторение изученного. Морфемика и словообразование
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по морфемике и словообразованию, восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор.
Методические приемы: работа с таблицей, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи..
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Объяснить, в каких случаях пишется Ь после шипящих (на материале упр. 12). (Ь после шипящих пишется:
— в существительных 3 склонения (роскошь, ложь, речь, помощь);
— в глаголах неопределенной формы (беречь, увлечься);
— в глаголах 2 лица единственного числа настоящего времени (читаешь, ловишь, купаешься);
— в глаголах повелительного наклонения (отрежь, съешь, назначьте).
Кроме того, в упражнение не вошли такие случаи употребления Ь после шипящих:
— в наречиях (наотмашь, вскачь, сплошь; искл.: уж, замуж, невтерпеж);
— в частицах (ишь, лишь, вишь, бишь);
— на границе корней (или суффиксов) а окончаний существительных, прилагательных, местоимений, глаголов — разделительный Ь (ничья, мужья, медвежьи, чьи, шью).)
2. Взаимопроверка упр. 13.
3. Начертить на доске таблицу «Употребление Ь после шипящих» (к доске вызывается 1 ученик во время взаимопроверки).
Употребление Ь после шипящих
Ь пишется | Ь не пишется |
На конце сущ. 3 скл.: дочь, молодежь, тишь | На конце сущ. 1, 2 скл.: м.р. — луч, муж, реванш ж.р. и с.р. в р.п. — стая туч |
В глаголах: неопред. ф.: помочь, постричься; 2 л. ед. ч.: учишь, занимаешься повел. накл.: поешь, нарежьте | На конце кратких прилаг.: кактус колюч, хлеб свеж |
На конце наречий: сплошь, настежь, вскачь | Искл. наречий: уж, замуж, невтерпеж |
На конце частиц: лишь, ишь и т. п. | Междометие кыш |
Разделит, Ь на стыке морфем: мужья, медвежьи, тысячью, чья, шью |
II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»
1. Упр. 14 — устно. Выделенные слова выписываются на доску; после ответов учеников в словах обозначаются морфемы.
2. Практические задания.
1) Устный разбор упр. 15. (Правила правописания гласных в корнях слов: 1-я часть — правописание безударной гласной, проверяемой ударением; 2-я часть — правописание чередующихся гласных в корне слова. Подчеркнем необходимость правильного выделения морфем для верного написания слов. Слова с таким же составом морфем, как у выделенных слов: закрепить — придумать, паруса — дубы, просьбу — ходьба, загорелый — рассказала.)
2) Упр. 16 — письменно, выборочно: по 3-4 примера из каждого задания (I-IV).
Выводы о правописании о-ё (е) после шипящих:
— в корне: под ударением пишется ё, если есть однокоренное слово с е (шёрстка — шерсть, щётка — щетина, жёлудь — желудок); в остальных случаях пишем о (шов, шорох, капюшон и т. д.)
— в суффиксе: под ударением — о, без ударения — е (сачок, лодчонка, бельчонок, холщовый, смешон, горячо, общо, но: замочек, страшен, плюшевый; ещё — исключение.)
— в окончании: под ударением — о, без ударения — е (мячом, большого, но: дачей, меньшего).
— В суффиксах глаголов, их форм и отглагольных существительных: только ё (е) (стрижёт, печёшь, возмущённый, изученный, ночёвка, корчёвка, тушёнка).)
3) Повторение способов словообразования. Упр. 17.
Способы образования слов: приставочный (подпрыгнуть — прыгнуть), суффиксальный (гитарист — гитара), приставочно-суффиксальный (сотрудник — труд), сложение основ или их частей без соединительных гласных (зарплата, спортклуб); сложение основы с целым словом с помощью соединительных гласных (хлебозавод), сложение начальных букв (МГУ, вуз).
Другие способы: бессуффиксный (вход — входить, глухой — глушь), переход слов из одной части речи в другую (столовая — столовая комната), сложение целых слов (роман-газета), слияние слов (вечнозеленый).)
4) Применение знаний на практике.
Упр. 19 — письменно, с последующей самопроверкой и формулировкой правила правописания (приставки пре- — при-).
Упр. 21 — то же (суффиксы -чик- — -щик-).
3. Закрепление теории.
— Что изучает морфемика? (Состав слова.)
— Что изучает словообразование? (Способы образования слов.)
— Назовите основные способы словообразования. Приведите примеры.
— Каков основной принцип русской орфографии? (Единообразное написание морфемы в разных позициях.)
III. Словарная работа
1. Упр. 22 — чтение вслух.
2. Выписать слова в рамках в тетрадь: президиум, президент, приоритет, привилегия. Составить словосочетания с ними.
IV. Занимательная лингвистика
Попробуйте составить фразу, в которую бы вошли все буквы русского алфавита. (Например: Съешь этих мягких французских булочек да выпей же ещё чаю.) Можно дать обратное задание: попробуйте определить, в чем заключается особенность этого предложения.
Домашнее задание
1. Выполнить упр. 18, 20, 23.
2. Повторить раздел «Лексика и фразеология».
3. Дополнительно: сделать сообщение о лексических разрядах слов (интереснее, если сообщение будет касаться разрядов, выходящих за рамки школьной программы).
Урок 5. Повторение изученного. Лексика и фразеология
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии.
Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.
Ход урока