III. Разъяснение трудных случаев выражения дополнений
1) Случаи, когда дополнение выражается инфинитивом (объяснение учителя и задания ученикам).
Вспомним, что инфинитив может выступать и как часть сказуемого. Как же различить роли инфинитива?
Задания и вопросы:
— Распространите глаголы, записанные на доске, инфинитивами, т. е. образуйте словосочетания, в которых инфинитивы будут зависимыми словами: советовать, рекомендовать, просить, умолять, приказать, уговорить, предложить. (Советовал заниматься, рекомендовали напечатать, просит уйти, умоляла оставить, приказал встать, уговоришь рассказать, предложил прочитать.)
— А теперь составьте предложения с этими словосочетаниями.
— Чье действие обозначают глаголы в личной форме? (Действие подлежащих.)
— Чье действие обозначают глаголы в неопределенной форме? (Действие лица, независимого от подлежащего.)
— В какой роли выступают в этих предложениях инфинитивы? (В роли дополнений.)
— Определите роль глагола-инфинитива в следующих предложениях: Я начал заниматься по-настоящему только сейчас. Наша команда продолжает упорно тренироваться. (В роли части составного глагольного сказуемого.)
— Чье действие обозначают глаголы в личной форме и в форме инфинитива? (Действие одного и того же лица — подлежащего.)
Вывод. Инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, а инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того, инфинитив-дополнение зависит от сказуемых со значением волеизъявления.
Для закрепления выполним упр. 164.
2) Прямое и косвенное дополнения.
Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога и зависит от переходного глагола-сказуемого: делаю (что?) уроки, смотрю (что?) фильм, читаю (что?) письмо.
Форма винительного падежа в некоторых случаях может заменяться формой родительного падежа для выражения части от некого целого. Например: съел (что?) картошку (всю), съел (чего?) картошки (часть); выпил (что?) молоко (всё), выпил (чего?) молока (часть) и т. п.
Выполним упр. 167 (устно).
Форма родительного падежа появляется у прямого дополнения и в тех случаях, когда переходный глагол употребляется с отрицанием не: не видел фильма, не нашел тетради, не закрывай окна.
Выполним упр. 168 (устно).
IV. Словарная работа
Выписать слова в рамках: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер.
Домашнее задание
§ 16; составить предложения, в которых слова (см п. IV) выступают как дополнения.
Урок 27. Определение
Цель урока: расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Сделать фонетический разбор слов пейзаж, пьеса (по вариантам).
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— Как отличить инфинитив-дополнение от инфинитива-сказуемого?
— Что называется прямым дополнением?
— Чем различаются прямые и косвенные дополнения?
— Расскажите о случаях замены формы винительного падежа прямых дополнений формой родительного падежа.
2. Проверка предложений, составленных учениками — «по цепочке».
III. Изучение темы «Определение»
1. Повторение изученного об определении.
— Что называется определением?
— Какими частями речи выражается определение?
— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями?
Выполним устно упр. 171, 172; письменно — 175 (повторим правописание приставок и сложных прилагательных) и 176 (повторим правописание не с причастиями и случаи обособления причастных оборотов).
2. Объяснение учителя.
Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?
Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идет, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания:
Сорок первая квартира, балконная дверь, в крутую гору;
Квартира сорок один, дверь на балкон, яйцо вкрутую.
Каждое словосочетание содержит определение. Возьмем вторую пару примеров. Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь какая? балконная; дверь какая? на балкон, дверь куда? на балкон.) Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения.
— Какими способами могут выражаться несогласованные определения?
Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания: мальчик высокого роста, здание в девять этажей; местоимения: их парты, от ее слов, а также инфинитивы: желание победить, мечта встретиться.