Виолле-ле-дюк, эжен эманюэль
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК, ЭЖЕН ЭМАНЮЭЛЬ(Viollet-le-Duc, Eugène Emmanuel) (1814–1879), французский историк искусств, реставратор и зодчий, один из лидеров романтического историзма.
Родился в Париже 27 января 1814. Учился в мастерской зодчего А.Леклера, но особое влияние на него оказал А.Лабруст. В 1836–1837 изучал старинное зодчество Италии, однако главным предметом интереса – начиная с работ по реставрации парижского храма Сен-Жермен-л'Оксерруа (в 1838) – стало для него зодчество французского средневековья, в первую очередь готика. По инициативе его друга, писателя П.Мериме, Виолле-ле-Дюк стал активным членом новосозданной Комиссии исторических памятников (с 1840), а с 1848 работал под эгидой Службы епархиальных зданий – как инспектор и руководитель важнейших предприятий по изучению и обновлению средневековых построек.
По планам Виолле-ле-Дюка в 1840–1870-е годы реставрировались аббатство Сен-Дени, соборы Нотр-Дам в Париже (совместно с архитектором Ж.-Б.Лассю), Амьене и Клермон-Ферране, крепостные стены и собор Сен-Назер в Каркасоне, церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле, замок Пьерфон, собор в Лозанне и многие другие здания. Хотя в практике своей мастер увлекался «новоделом», слишком часто домысливая формы и конструкции без достаточных на то оснований, итогом его работ стала впечатляющая сумма археологических знаний. Фундаментальные, тщательно иллюстрированные труды Виолле-ле-Дюка (в первую очередь, 10-томный Толковый словарь французской архитектуры 11–16 вв., 1854–1868, и 6-томный Толковый словарь французской утвари и обстановки от каролингской эпохи до Ренессанса, 1858–1875; последний частично переведен на русский язык) оказали огромное воздействие на развитие неоготического вкуса. Самостоятельные же его постройки (храм Сен-Дени-де-Лестре в Сен-Дени, 1864–1867; и др.) не столь значительны, будучи просто добротными стилизациями под старину.
Как теоретик (изложивший свои взгляды в Беседах об архитектуре, 1858–1872) обращал особое внимание на конструктивную функциональность средневековых сооружений, тем самым предваряя эстетические поиски 20 в. Его книга Американские города и руины (1863) явилась первым крупным научным обзором доколумбовой архитектуры Центральной Америки. По-своему эпохальна и книга Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность (1877, русский перевод – 1879), где Виолле-ле-Дюк очертил своеобразие русской художественной культуры с беспрецедентной для западной науки масштабностью, хотя и переоценил при этом роль «восточных влияний».
Умер Виолле-ле-Дюк в Лозанне 17 сентября 1879.
Джон Рёскин
Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.
Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.
Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».
Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.
В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.
Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции.
Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881. Автор: У. Коллинвуд
В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.