Габарит подвижного состава
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого должен помещаться подвижной состав, как в порожнем, так и в груженом состоянии, установленный на прямом горизонтальном пути.
В настоящее время установлены восемь габаритов подвижного состава, которые поделены на две группы.
Первая группа габаритов (рис. 1.5) – габариты для подвижного состава внутреннего сообщения, т.е. только по колее 1520 мм. К этим габаритам относя: Т, Тц, Тпр и 1-Т.
Габарит «Т» перспективный, на электрифицированных линиях уже реализован для пригородных электропоездов. Данный габарит применяется для вагонов пригородных электропоездов, а также для отдельных типов грузового подвижного состав (вагонов-самосвалов).
Габарит «1-Т» вездеходен, может применяться для любого подвижного состава. В настоящее время по нему строятся локомотивы, грузовые вагоны для двухъярусной перевозки автомобилей, специальные агрегаты, полувагоны и цистерны отдельных моделей.
Габарит «Тпр» введен как перспективный промежуточный между 1-Т и Т (отсюда аббревиатура ПР).
Габарит «Тц» перспективный, установлен для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий. Сооружения сети в основном не имеют ограничений на его применение.
а) Т | б) 1-Т |
в) Тпр | г) Тц |
Рис. 1.5. Габариты подвижного состава внутреннего обращения
Вторая группа габаритов (рис. 1.6) – для подвижного состава международного обращения (аббревиатура ВМ означает «вагон международный»). К этим габаритам относятся: 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ. Габариты международного обращения имеют размеры ниже и уже габаритов Т и 1-Т.
Габарит «1-ВМ» (0-Т) - наибольший в группе габарит, которому отвечают все пассажирские вагоны колеи 1520 (1524) мм, а также основная часть грузовых. Этот габарит обеспечен только на основных направлениях железных дорог колеи 1535 мм в Восточной Европе и Китае и имеет ту же ширину, что и габарит 1-Т.
Габарит «0-ВМ» (01-Т) имеет небольшие ограничения по габаритам сооружений. Данный габарит используется для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем основным линиям железных дорог колеи 1435мм, с незначительными ограничениями на отдельных участках.
Габарит «02-ВМ» (02-Т) в принципе не имеет ограничений; используется для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм.
Габарит «03-ВМ» (03-Т) полностью соответствует стандартам всех железных дорог колеи 1435 мм; используется для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран.
а) 1-ВМ (0-Т) | б) 0-ВМ (01-Т) |
в) 02-ВМ (02-Т) | г) 03-ВМ (03-Т) |
Рис. 1.6. Габариты подвижного состава международного обращения