От темных веков до готики

В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.
Наступил этап Средневековья — исторической эпохи, продолжавшейся почти десять столетий. Наравне с поздней античностью Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков. Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую форму, оно должно было пройти через необходимый этап становления новых идеалов и принципов. Главную роль в этом процессе играло христианство. Именно церковь создала духовные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, тем самым сплотив средневековое общество.
От античности средневековое искусство заимствовало некоторые художественные формы и ремесленные навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной миниатюры берут свое начало в Древнем мире. Однако использование этого опыта в искусстве раннего Средневековья было возможно лишь в тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных территориях долгое время господствовали традиции варваров.
Племена варваров постоянно перемещались с места на место, в силу этого их искусство того времени представлено не архитектурными памятниками, а, в основном, оружием, ювелирными изделиями и различной хозяйственно-бытовой утварью, найденными в древних погребениях и кладах. Варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам и дорогим материалам — серебру, золоту, драгоценным камням.
В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен: остготов (позднее — лангобардов) в Италии, вестготов в Испании, франков в Галлии (современных Германии и Франции), англо-саксов в Британии. В это же время варварские народы обратились в христианство, что нашло самое непосредственное отражение в искусстве: начали возводиться христианские храмы, в которых появились изображения святых и христианская символика. Храмы строили по образцу римских базилик, складывая их из массивных камней; для перекрытий использовали дерево; колонны в большинстве случае заимствовали непосредственно из античных сооружений.
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.

Меровингское искусство
В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции были объединены государством Меровингов. Династия Меровингов просуществовала до VIII в. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи в известной степени отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, и в то же время подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период «Каролингского возрождения». Для эпохи меровингов типичны баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, кон. VIII в.) и церкви базиликального типа; зачастую в постройках использовались античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов и птиц вокруг райских дерев.
В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. Не севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.

«Каролингское возрождение»
Когда в 800 г. папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», — в Западной Европе возродилась империя. Под владычеством Карла Великого оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. Со времен этого императора европейские государи стали называть себя королями. При Каролингах — так называлась династия, основанная дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, — идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, зачастую просто заимствуя детали из древних зданий; римская живопись служила образцом для миниатюристов. Искусство той эпохи получило наименование «Каролингского ренессанса».
Из архитектурных памятников «Каролингского ренессанса» до наших дней дошли немногие. Среди них — капелла императорской резиденции в Ахене (788—805, Германия), «ворота» с надвратным залом в Лорше (ок. 800, Германия) и др. Ахенская капелла и надвратная постройка в Лорше — нетрадиционные сооружения раннего Средневековья. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев».
Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где находятся древнейшие из известных каролингских фресок, была расписана на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось изображение Страшного Суда, что впоследствии стало одной из характерных черт средневекового искусства. На фресках пропорции фигур выдержаны в античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем. Имеются свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших дней не дошли.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.
Одним из замечательнейших произведений «Каролингского возрождения» считается Утрехтская Псалтирь (IX в.), хранящаяся ныне в университете города Утрехта (Нидерланды). В книге сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного горна иллюстрирует следующий стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневековый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими и живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение. Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости и золота, а также на небольших алтарях.
С середины IX в. приобрели известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина в Туре. В так называемой библии Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная сцена поднесения книги этому государю: процессия монахов в окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстает перед императором. Эта миниатюра — одно из самых ранних изображений реального события в западноевропейском средневековом искусстве.
В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.

Романский стиль
В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.
Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок вызывали ощущение устойчивости конструкции, это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), пришедшими в романский стиль на смену деревянным перекрытиям и первоначально появившимся в боковых нефах.
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Франция
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250). Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.). Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.). На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.). Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.
Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.)

Германия
В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).
Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.)
В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры.

Англия
В Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа книжной миниатюры, влияние которой ощущалось на материке. Напротив, островная архитектура — хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (1049—65) был учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась. Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада (собор в Дареме, XI—XII вв.). Исходя из местной традиции на западном фасаде возводили только одну башню (собор в Или). Английские зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Однако в соборе Дарема сначала боковые нефы (1096), а затем и центральный (1130—33) были перекрыты ребристыми сводами, что позволило сохранить освещение верхнего яруса. Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям (интерьеры соборов в Ромзи, XII в., и Саутуэлле, первая половина XII в.). В наружном облике английских храмов зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили поверхность стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность. Фасады обладают поэтому своеобразной «двухслойностью». Собор в Или в этом смысле является одним из величественных и наиболее «английских» романских зданий. Скульптура играла в облике английских соборов подчиненную роль.
Живописное искусство Англии романской эпохи сохранилось, главным образом, на страницах рукописных книг. Они были созданы по преимуществу в скрипториях на юге страны. Наиболее значительными были мастерские Кентербери и Винчестера.

Италия
В Италии раннее развитие городов наложило отпечаток на характер зодчества XI—XII вв. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого жилого дома, строились здания цехов и торговых гильдий.
В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца, скульптурный декор. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в.). Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Фасад пармского собора украшен легкими аркадами и портиками, карликовые галереи придают ему ажурность. Восьмигранное здание пармского баптистерия опоясано шестью воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.), в Тоскане. Чрезвычайным своеобразием отличалась в XI—XIII вв. художественная жизнь Южной Италии и Сицилии. В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры (Палатинская капелла в Палермо

,1131—43). Богатством наружного декора восточной части поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (1174—89), где доминирует мотив стрельчатой арки, но перекрытия здания стропильные.
Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. Живописцы переработали византийские образцы в романском духе: росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам, иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема.
Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы, особенно бордюр под сценами из жизни св. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно, искусством античной поры.
Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.
Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.
Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.
Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.). Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в.). Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.

Наши рекомендации