Задача 5. Женское лицо войны
Задача 1. Мамай
· Прочтите отрывок из исторического источника. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы.
«…И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: "Что же это ты, поганый Мамай, заришься на … землю (3)? Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до …-царя (1): у …-царя (1) было четыреста тысяч латников, и полонил он всю … землю (3) от востока и до запада. Наказал тогда бог … землю (3) за ее согрешения. И ты пришел на … землю (3), царь Мамай, с большими силами, с девятью ордами и семьюдесятью князьями. А ныне ты, поганый, бежишь сам-девят в лукоморье, не с кем тебе зиму зимовать в поле. Видно, тебя князья русские крепко попотчевали:
нет с тобой ни князей, ни воевод! Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле … (2), на траве-ковыле! Беги-ка ты, поганый Мамай, от нас за темные леса!"
Восстановите имя «царя» (1). (Запишите ответ в первое поле)
Назовите поле, о котором идет речь (2). (Запишите ответ во второе поле)
Укажите название произведения, отрывок из которого использован. (Запишите ответ в третье поле)
Задача 2. Измаил
· Прочитайте отрывок из стихотворения. Используя информацию источника и знания по истории, дайте ответы на вопросы.
"… Представь последний день природы,
Что пролилася звезд река,
На огнь пошли стеною воды,
Бугры взвились за облака;
Что вихри тучи к тучам гнали,
Что мрак лишь молньи освещали,
Что гром потряс всемирну ось,
Что солнце, мглою покровенно,
Ядро казалось раскаленно:
Се вид, как вшел в Измаил росс!"
Какая страна была противником России в войне, в ходе которой произошло описанное событие? (Запишите ответ в первое поле)
Какой праздник в России отмечают в день, когда произошло описанное событие? (Запишите ответ во второе поле)
Укажите фамилию имя отчество человека, который перед описанным событием заявил: «Крепость без слабых мест». (Запишите ответ в третье поле в формате Фамилия Имя Отчество)
Задача 3. Портрет № 1
· Ознакомьтесь с репродукцией портрета кисти русского художника.
Назовите творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, одним из основателей которого был автор портрета. (Запишите ответ в первое поле)
Определите, какая из картин не принадлежит кисти этого художника. Укажите цифру, под которой она представлена. (Запишите ответ во второе поле)
Задача 4. Архитектурный стиль
· Соотнесите памятники архитектуры и стиль, в котором они построены.
· Классицизм Таврический дворец
· Модерн Ярославский вокзал
· Эклектика Храм Христа Спасителя
· Елизаветинское барокко Зимний дворец
Задача 5. Женское лицо войны
· Прочтите отрывки из воспоминаний. Используя информацию из источников, иллюстрации, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы.
"…история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение".
«Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски».
О каком из плакатов, представленных ниже, идет речь? В ответе запишите цифру, под которой он указан. (Запишите ответ в первое поле)
Укажите год, когда плакат был написан. (Запишите ответ во второе поле)