У верующих: предмет поклонения — изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ
Имеет высокую духовную ценность и пишется строго по какону. Отклоняющиеся от канона иконы обычно имели некоторое иное значение.
Поддержку иконопочитания существует также предание о нерукотворном образе Христа, отпечатанном на ткани (на убрусе) - Спасе Нерукотворном. Давайте посмотрим объективно на информацию об этом предмете гордости популярных церквей. Сегодня существуют две легенды о нерукотворном образе Спасителя: восточная и западная. По мнению некоторых историков, это одно предание, трансформированное из-за соперничества из восточной в западную церковь.
Западная версия предания рассказывает о том, что некая благочестивая еврейка Вероника на пути к Голгофе подала Христу платок, которым Он отер лицо. Конечно, на ткани остался лик Спасителя. Этот образ долго где-то «хранился» и начинает упоминаться по разным источникам лишь через 600 – 1500 (!) лет после Христа. Сейчас он называется «плат Вероники» и находится в соборе св. Петра в Риме. Сама Вероника упоминается раньше в апокрифических Деяниях Пилата, датируемых IV или V веком, но ни о каком платке с изображением Иисуса там речи не идет. Отметим, что «святой» Рим тоже не спешит отдать реликвию на независимую экспертизу, чтобы подтвердить ее возраст, якобы не сомневаясь в ее подлинности.
Популярная сегодня в православии восточная легенда об убрусе в первый раз встречается во второй половине V в. у армянского историка Моисея Хоренского. В ней рассказывается об Эдесском царе Авгаре, который, будучи смертельно болен, послал своего художника написать образ Иисуса, веря, что, увидев его, выздоровеет. Художник не смог нарисовать Христа по одной из двух причин: не мог передать божественный лик, либо из-за толпы не мог подойти к Христу. Иисус, сжалившись над ним, омыл лицо, осушил платком (убрусом) и передал его художнику с запечатленным на нем Своим изображением. Естественно, царь выздоровел, а нерукотворный образ стал священнейшим предметом, который впоследствии пропал при одном из его перемещений в конце IX века.
Между тем церковная история имеет еще одно более древнее письменное свидетельство о том же событии. Евсевий Кесарийский Памфил (263 – 340 гг.), епископ, первый историк церкви писал о взятых из архивов Эдессы послании Авгаря к Христу и ответе ему Иисуса. Вот дословный текст писем, лично переведенных Евсевием с сирийского языка, изложенный им в первой книге Церковной истории (п. 13).
Царь Авгарь:
«Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит».
Ответ Иисуса:
«Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой».
9. Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие:
- якорь– знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;
- голубь– символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;
- феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;
- павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;
- петух– также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;
- агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;
- лев– символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни;
- лилия– символ чистоты;
- рыба– глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
- виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения.
- Языческий поэт Орфей с лирой в руках - согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.
Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов, воскрешение Лазаря.
Изображения Христа в катакомбах были трех типов: