Второй подэтап (вторая половина xix начало xx ст.)
Треть его этапа в истории градостроительства и архитектуры на территории Беларуси характеризовался в экономическом плане бурным ростом католицизма, что выразилось в развитии городов и прокладывании путей сообщений.
За 50 лет, начиная с 1862 г. на территории Беларуси было проложено свыше 3,5 тыс. км. Железнодорожных путей. Интенсивное строительство железных дорог и развитие промышленности привело к существенной перепланировке крупных городов.
Для городов стали характерными приемы регулярной застройки – прямоугольная система кварталов, создание новых улиц, площадей, парков. В результате перестройки центральных частей городов, композиционной доминантой является главная площадь, а магистральная улица, соединяющая железнодорожный вокзал с историческим центром. На этой транспортной артерии концентрировались государственные, торгово-финансовые, коммерческие и культурные учреждения (Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилев). Центральные кварталы городов перестраивались, Шла капитальная реконструкция зданий, которым зачастую надстраивали дополнительные этажи. Эти районы имели водопровод (Минск, 1874; Гродно, 1876; Могилев, 1897), канализацию, электрическое освещение и телефон. Здесь создавались скверы, парки, городские сады. В городах формировались новые площади – привокзальная, театральная, административная. В конце 1980-ых годов появились привокзальные площади в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Полоцке.
Промышленные зоны городов размещались либо на окраинах, либо вдоль транспортных путей. Строительство промышленных объектов велось хаотически. Производственные отходы отравляли прилегающие районы. Территориально города росли за счет предместий и промышленных зон.
В архитектуре Беларуси этого подэтапа имело место ретроспективное (эклектическое) направление, развитие которого можно разделить на три стадии: 1) до конца 1860 – переход от наследия классицизма к неоготике; 2) до 1890 – широкое использование метода историзма, основой которого была ориентация на архитектурные стили прошлого Беларуси; 3) 1890-1917 – возникновение на ретроспективном фоне новых архитектурных направлений: модерна и неоклассцизма. Ретроспективное направление произвольно соединяло в строениях формы готики, ренессанса и барокко, создавая архитектурный стиль, который сложно определить. Уебные учреждения и банки обычно оформлялись под ренессанс (Гомельская мужская гимназия), театры – под барокко (Минский театр), костелы – под готику.
С конца 18760-ых годов в городах Беларуси стал распространяться псевдорусский стиль. Вначале он был монополией православного культового строительства (после подавления национально-освободительного восстания 1863-64 гг. в Беларуси с целью русификации возводилось много православных храмов), но постепенно он нашел последователей и в гражданском строительстве (здания могилевской женской гимназии, могилевского реального училища и др.).
Стиль модерн в Беларуси развивался двумя путями: 1 с ориентацией на готику; 2) с романтической ориентацией на национальные традициираннего средневековья распространенный главным образом на северо-восточных регионах. Одной из ярких особенностей белорусской архитектуры этого периода было использование валунов для достижения художественной выразительности здания (костелы в Липнишках, Браславе; церкви в д. Красное Молодечненского района, Тудорово Кореличского района и др.).
Из многочисленных направлений модерна наиболее распространенным в Беларуси начиная с 1890 г. Был неоклассицизм. В этом стиле работали минские архитекторы Г.Гай и С.Гайдукевич (ряд домов на современных улицах К.Маркса и Советской). В этом же стиле произведена застройка современной улицы Ленина в Пинске, ул. Советской и Тельмана в Гродно и др.
Воздействие модерна проявилось также в неороманском и неоготическом стилях. В неороманском стиле построен Минский костел св. Симеона и Елены (красный костел). Абсолютное большинство костелов, возведенных в 1890-1917 годы исполнено в неоготике (Вилейский крестовоздвиженский, Ивенецкий Алексеевский, Миорский Успенский, Раковский и др.).
Советский этап (с 1917 до наших дней).Весь этот этап распадается на два подэтапа: первый – с 1917 по 1941; второй – с 1945 до нашего времени.
Главной особенностью градостроительства в 1930 годы стала индустриализация народного хозяйства, которая была начата в 1929 году. Реконструкция городов проводилась по научно-обоснованных генеральных планах. На протяжении 1930 г8одов были составлены генеральные планы Минска, Витебска, Гомеля, Могилева, Полоцка, Мозыря, Орши и др. городов. В 1935 году создан Союз архитекторов БССР, в 1933 институт «Белгостпроект», в 1936 – «Белпромпроект». С 1928 по 1932 годы в БССР были введены в эксплуатацию более 300 предприятий. Рядом с крупными предприятиями возникали рабочие поселки с 1-2-этажными домами на 2-16 квартир. В конце 1920 начале 1930-х годов началось строительство крупных гражданских зданий в Минске а том числе Государственного банка СССР по ул. Советской (1927-29, архитектор Г.Гольц, М.Парусников), Университетский городок (И.Запорожец, Г.Лавров), библиотека им. В.И.Ленина (Г.Лавров), кинотеатр «Чырвоная зорка». В Горках были построены здания Белорусской сельскохозяйственной академии. Наиболее значительными сооружениями построенными в 1930 годах были Дом правительства (И.Лангбард), Дом Красной Армии, Белорусский театр оперы и балета, Главный корпус АН БССР в Минске, а также Дом Советов в Могилеве, городской театр в Бобруйске (Г.Оль).
Послевоенный период.
Война нанесла огромный ущерб экономике Беларуси. Было разрушено 209 городов, 9200 сел, почти все крупные промышленные объекты. В 1944 – 50-е годы начались работы по возрождению белорусских городов и сел. Некоторых городах создавались архитектурные ансамбли и композиции для которых характерен синтез архитектуры и пластических искусств. В 1948 году был принят проект застройки центра Минска архитекторами Г.Богдановым, В.Королём, М.Осмоловским. М.Парусниковым. Опыт реконструкции центра Минска стал примером для создания новых городских центров во многих крупных городах Беларуси. В государственном архитектурно-художественном стиле с элементами белорусского национального искусства было построено здание ГУМа в Минске (1952г.) (архитекторы Л.Мелеча и Р.Гегарт, скульптор А.Бембель). С использованием принципов классических форм и композиций построены здания главпочтампта, административные здания и государственный банк, Дворец Белсовпрофа, «Дом под шпилем» в Минске, ансамбль застройки улицы Кирова в Витебске, драматический театр в Гомеле и др.
Оригинальный архитектурный ансамбль Привокзальной площади в Минске был создан в 1948-1956 годах. В 60-ых – 80-ых годах ХХ в. в формировании планировочной структуры городов основное значение имел природно-ландшафтный фактор. Застройка новых районов осуществлялась с учетом природных условий и системы транспортных коммуникаций (жилые районы Зеленый Луг, Восток, Чижовка, Серебрянка в Минске, Форты, Пересекки в Гродно, Юго-Запад в Бресте, Юг в Витебске и др). В эти годы активно велось строительство общественных и многочисленных предприятий.
В архитектуре общественных зданий получилм воплощение исторические традиции функционализма и конструктивизма – здание обкомов КПБ в Бресте, Гомеле, горкома КПБ в Минске, горкома КПБ и горисполкома в Бобруйске, дома Политпросвящения в Гомеле.
С конца 80-ых годов в решениях объемно-пространственных композиций общественных зданий использовали черты классицизма. Отдельные детали барокко и модерна. Для декорации стала применяться мозаика. Некоторые мозаичные композиции выполнены в национальной трактовке: учебный корпус Минского радиотехнического института (ул. Бровки в Минске), гостиница «Турист» в Минске, дом быта в Новополоцке, комплексы жилых зданий в районе Восток в Минске и др.
В это время в Белоруссии создавались мемориальные сооружения: комплекс «Хатынь» (1968), Брестская крепость – герой (1971), монумент «Минск город-герой» (1985), «Буйничское поле» возле Могилева (1990) и др.
В архитектуре новейшего времени (1991 – 2009) следует отметить сооружение культовых и общественных зданий. В строительстве храмов русской православной церкви используются приемы русского православного зодчества XV – XVII вв. или византийские каноны (храм Евфросинии Полоцкой в Минске по ул. Притыцкого; Свято-Крещенская церковь в Гродно; Свято-Федоровский собор в Пинске и др). В архитектуре костелов воплотились черты готики (костел в Мостах и др.).
Интенсивными темпами ведется строительство спортивных (ледовые дворцы в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно), деловых, культурно-просветительских (Национальная библиотека в Минске) и других сооружений.